Советы по строительству и ремонту

На крутом и высоком берегу реки Москвы, на территории , стоит прекрасный памятник русской архитектуры - Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

В XVI веке в этом месте была расположена царская резиденция. История архитектурных памятников этого периода хранит множество противоречий и загадок, несмотря на непроходящий интерес ученых и исследователей.

Фото 1. Храм усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове в Москве

Существует мнение, что строительство церкви посвящено зачатию или рождению царя Ивана IV, давно ожидаемого наследника престола. В связи с тем, что Василий III намеревался дать наследнику имя деда Ивана III, она посвящена Иоанну Предтече.

Храм этот необычен и очень интересен по своей архитектуре. Симметричная группа состоит из пяти восьмигранных столпов, изолированных друг от друга. Четыре из них, одной гранью примыкающих к центральному столпу, соединены общей галереей. Все это опирается на общий фундамент. Центральная башня имеет в высоту 34,5 метра, высота остальных по 17 метров. В каждой башне имеется свой вход и отдельный алтарь.


Фото 2. Белокаменная церковь расположена на территории

музея-заповедника "Коломенское"

Основной столп посвящен Усекновению главы Иоанна Предтечи. Верх его очень интересен в архитектурном решении.

Восьмерик возвышается над треугольными кокошниками в два ряда, традиция возведения которых восходит к псковскому зодчеству. Над ним находится объем, составленный крупными полуцилиндрами, над которыми, в свою очередь, расположены цилиндры, меньшие по размеру. Затем следует высокий барабан, украшенный филенками. Все это завершается шлемовидным куполом. Восьмерик главного столпа имеет большие круглые окна, ориентированные по сторонам света и прорезающие нижний ряд кокошников.


Ярусы остальных четырех столпов также украшены филенками. Три ряда треугольных и полукруглых кокошников ведут к шлемовидным куполам. Над центром галереи находится двухпролетная звонница.

Единство декора, связующая роль галерей и многоярусность способствуют восприятию храма из пяти восьмериков как мощной монолитной композиции с центральным решением.

Предполагается, что авторами церкви в Дьякове были зодчие Постник и Барм. При постройке использованы надгробные плиты, датированные 1534-1535 годами. Этот факт дает право считать, что строился этот уникальный старинный храм после 1535 года.


С 1924 по 1929 год церковь была закрыта. Затем, с 1949 по 1957 годы, опять проводятся богослужения. После этого она заброшена на много лет. Внутреннее убранство и роспись храма не сохранились. В 1980 году ликвидировали и кладбище при церкви.

Новое освящение церкви состоялось в 1992 году. Совсем недавно завершилась основательная реставрация этого выдающегося памятника архитектуры XVI века. Богослужения в храме проводятся регулярно.

Храм усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове расположен по адресу: Москва, проспект Андропова, 39 (станция метрополитена Каширская и Коломенское).

Московский храм в честь Усекновения Главы св. пророка Иоанна Предтечи под Бором , патриаршее подворье Русской Православной Церкви, приписной храм к Михаило-Феодоровской церкви

В году в Иоанновском "под бором" монастыре по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

В году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора . В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к году. В году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм мучеников Михаила и Феодора , сохранившийся доныне.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была разрушена в году в разгар Смуты . В году она была вновь отстроена. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений.

В XVIII веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко.

В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму.

В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале века - паперть с крыльцом.

Храм обновлялся в году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О.Шехтель).

В году храмы Черниговского подворья были закрыты. Их занимали различные организации.

В году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, главы были покрыты изумрудной черепицей.

К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС "Художественное стекло".

В начале 1990-х храм возвращен верующим.

В году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения.


Сыну и наследнику великого князя московского Василия III, будущему первому русскому царю Ивану Грозному суждено было рано потерять отца и вступить на московский престол в трехлетнем возрасте. Около мальчика-правителя сразу начались безобразные интриги и борьба за власть и доступ к казне между его родными и приближенными. Воспитанию ребенка и даже простому уходу за ним никто внимания не уделял. После смерти матери (отравленной придворными заговорщиками) семилетнему Ивану пришлось совсем туго; позже он вспоминал, что часто сидел голодным, потому что никто не заботился, чтобы его с братом вовремя кормили.

Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. <.. . > Что сказать о казне родительской? Все расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалование, а между тем все себе взяли; из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных, написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследованное добро... Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей, а какие пакости от них были соседям, и исчислить нельзя; подчиненных всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами; думали, что правят и строят, а вместо этого везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде.
Из письма Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому


Иван Грозный в молодости

Но чем старше становился Иван, тем активнее он забирал власть в свои руки. В шестнадцать лет он втайне от бояр задумал венчаться на царство, чтобы «утвердиться в самодержавстве» и стать не просто великим князем Московским, а царем вся Руси, подчеркивая свою богоподобность («царь - аки Бог» ). В этом юный Иван видел следование традициям Византии с ее боговенчанными императорами, укрепление государства, веры и собственных властных позиций. Венчание Иоанна Васильевича на царство состоялось в январе 1547 года.
Поскольку подмосковное Коломенское считалось любимой резиденцией государя, именно здесь решено было поставить своеобразный монумент в память о столь знаменательном событии. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (которое уже тогда считалось частью Коломенского), был возведен в честь венчания на царство первого русского царя.
Этот уникальный храм сохранился. Кроме московского храма Покрова на Рву, более известного под названием собор Василия Блаженного, Предтеченский оказался единственным многостолпным русским храмом шестнадцатого столетия, уцелевшим до наших дней. Существует предание, что его возведением занимались те же русские зодчие Барма и Посник (в современном написании - Постник) Яковлев, которые построили и храм Покрова на Рву. Церковь в Коломенском стала своеобразной «пробой пера» для мастеров и послужила прообразом их самой знаменитой постройки.


Вид на Коломенское с левого берега Москвы-реки

В шестнадцатом столетии сходство двух храмов было еще более заметным. Величественный храм на Красной площади изначально не отличался тем многоцветьем в оформлении, к которому мы привыкли - разнообразные цвета появились лишь в Х VII - Х I Х веках. А по замыслу зодчих он был красно-белым. Так же оформлена была и церковь в Дьякове. Это можно увидеть на картине Н.Е. Маковского «Вид церкви села Дьяково в Коломенском близ Москвы» , написанной в 1872 году. В наше время церковь стала полностью белоснежной. Ее белые стены гармонируют с великолепной церковью Вознесения, составляя единый архитектурный ансамбль.

Николай Маковский

Но, в отличие от церкви Вознесения, которая издали заметна каждому, кто приближается к Коломенскому, Предтеченская церковь «прячется» в стороне, в лесу. Гуляя по лесу, можно обнаружить деревянную лестницу; она ведет на холм, на вершине которого стоит храм, а подножие огибает ручей, не замерзающий даже в сильные морозы. Открывается Предтеченская церковь только тем, кто поднялся до верхних ступеней лестницы.
Уединенный храм стал одной из главных точек поиска знаменитой библиотеки Ивана Грозного, «Либерии», над загадкой местонахождения которой ученые бьются много десятилетий. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
В храме частично сохранились старые росписи, открытые при реставрации в 1960-е годы. Правда, их символика и колорит оказались настолько загадочными, что исследователи до сих пор не определились с толкованием. Например, много вопросов вызывает обнаруженное в центральной части храма изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное в красном цвете - подобных символов не находили в других церквях, и разгадать значение этого образа до сих пор не удается.
Еще одним сюрпризом стало то, что полы в храме, еще во времена Ивана Грозного, были выложены из… надгробных плит. Для шестнадцатого столетия это кажется удивительным неуважением к памяти умерших, кощунством и святотатством; подобные вещи стали привычными лишь в ХХ веке, в послереволюционной Москве.

К 1980-м годам Предтеченская церковь была заброшена и всеми забыта; кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. В 1988 году известный певец Игорь Тальков, гуляя в Коломенском, оказался возле полуразрушенной Предтеченской церкви и подобрал с земли сброшенный с нее крест. Крест был покорежен и изуродован; как человек верующий, Тальков решил спасти святыню от уничтожения и принес тяжелый крест к себе домой, полагая вернуть его, если в церкви начнется реставрация. Но сделать этого не успел из-за своей ранней, трагической гибели. После смерти Талькова его поклонники обратили внимание на случай с крестом, описанный певцом в автобиографической книге «Монолог», и стали искать мистические связи с судьбой певца, говоря о его «крестном пути» и «крестной муке»…

В 1988 году рано утром… я гулял в районе Коломенского и… увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи . Он, видимо, был сброшен с купола церкви.., изувечен и погнут у основания, наверное, от удара о землю. На несчастном изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не переставал быть символом Бога Живого. У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека, обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора. В поисках потайного места я вошел внутрь Храма Иоанна Предтечи , двери которого были распахнуты настежь. Хаос в Храме потряс меня: пол был загажен, у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его «прихожан» в виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрел на заброшенную монашескую келью и положил в нее крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. <…>
Забрав крест, мы вернулись домой. С тех пор он является не только священным символом, но и «термометром» отношения ко мне людей. Иногда общаясь с людьми, которые называют себя моими друзьями и с которыми я делю порою и стол и кров, в моей душе вдруг появляется отчуждение. <…>
Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома, вернув ему прежнюю святость омовением святой водой. Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня дома, узнав об этой истории, другие чувствовали себя плохо, побывав у меня в гостях… А верну я этот сброшенный крест в церковь Иоанна Предтечи только тогда, когда та епархия… вспомнит о своих обязанностях и приступит наконец к восстановлению Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, как приступила Россия к реставрации душ человеческих, у последней черты вспомнив о Боге.
Игорь Тальков. «Монолог».

Храм возвратили верующим и заново освятили в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.

В этом году исполняется 600 лет Черниговскому подворью на Пятницкой улице. К своему юбилею комплекс подворья, включающий памятники архитектуры XIV-XV веков, пережил очередную реставрацию.

Москва времен монголо-татарского ига

Мало кто знает, что одна из самых старых улиц Москвы ― Пятницкая ― изначально называлась Ленивкой. Тогда Замоскворечье ― «Заречье» ― было небогатым ремесленным посадом на окраине Москвы и располагалось на торговой дороге, окружённой дремучими лесами. Поэтому деревянную церковь, которая здесь находилась в те времена, называли «церковью под Бором». Она впервые упоминается в летописях в 1415 году как Ивановский (в честь святого Иоанна Предтечи) монастырь, к иноку которого обратился «беспокойный отец» великого князя Василия II Тёмного во время его мучительного появления на свет. А знаменитая церковь Параскевы Пятницы, в честь которой улица Ленивка была переименована в Пятницкую, появится только в 1564 году ― почти через 150 лет!

Именно храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, воздвигнутый на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви в 1514 году, стал первым каменным храмом в Заречье. Здесь, у стен обновлённой церкви, в 1578 году народ во главе с царём Иоанном Грозным торжественно встречал перенесённые из Чернигова мощи князя Михаила и его верного боярина Фёдора, мученически погибших в Орде в 1245 году.

Место встречи мощей было выбрано неслучайно. Улица Ордынка, находящаяся рядом с Пятницкой, получила своё название потому, что по ней шла дорога в Золотую Орду. С этого направления в Москву прибывали татарские купцы, здесь же жили русско-татарские толмачи (переводчики) ― отсюда названия ближайших Толмачёвских переулков. Именно по Ордынке мощи святых прибыли в Москву после падения татарского ига. В память об этой встрече рядом с храмом Иоанна Предтечи был построен еще один ― деревянный ― храм во имя Черниговских чудотворцев.

В 2011 году, когда археологи восстанавливали фундамент этой древней церкви, под полом было обнаружено захоронение и надгробная плита XVII века. На камне сохранилась надпись на древнеславянском языке, указывающая, что здесь покоится знаменитый купец суконной сотни, родоначальник рода Малютиных, участвовавший в принятии первого московского Торгового устава. Считается, что именно он и завещал своей жене построить каменный храм святых Михаила и Фёдора на месте деревянного ― по тем временам это считалось очень щедрым жестом.

Переулок, образовавшийся между двумя храмами, назвали Черниговским. У него удивительная форма ― при общей длине всего 200 метров он имеет два поворота под прямым углом.

Храмовый комплекс окончательно сформировался только к 1781 году и вместе с Россией пережил все исторические события: Иго, Смутное время, Петровские реформы и все войны.

Черниговское подворье сегодня

В 1917 году храмы Черниговского переулка были закрыты. В 30-е годы с них сбросили колокола, помещения использовались как склады. По рассказам очевидцев, подворье было настолько осквернено, что в алтарях устроили туалеты. Лишь в 1977 году в преддверии московской Олимпиады оба храма с колокольней частично отреставрировали, на них вновь появились купола и кресты. В 1991 году храм Черниговских мучеников был возвращен Церкви. С 2009 года в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи велись реставрационные работы, которые завершились к 1 ноября нынешнего года.

― От старого здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете, а в интерьерах мы обнаружили росписи XVII и XIX веков, ― рассказывает «ТД» реставратор Александр Чорба. ― Нам было очень важно сохранить то немногое, что осталось от первоначальных материалов, поэтому мы законсервировали их для будущих поколений. Снаружи сохранившихся фрагментов не видно ― мы «спрятали» их под несколькими слоями штукатурки, поверх которых сделали новые росписи. Наши потомки смогут аккуратно снять слой за слоем так, чтобы не повредить их и увидеть в максимально сохраненном виде.

Александр напоминает, что консервация и реставрация ― не одно и то же: консервация направлена на сохранение руин, а реставрация ― на восстановление подлинных древних частей.

― Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи нам пришлось полностью расписывать заново, ― говорит иконописец Михаил. ― У нас большой штат художников, многие из них иностранцы. Чтобы работа была слаженной, а роспись единообразной, перед началом работы составляется проект, в котором определяется стиль и основные цвета. Дальше мы уже выбираем себе фрагменты и расписываем их по-отдельности.

Современному иконописцу не приходится поститься и молиться перед началом работы, как это было принято на Руси в древности, утверждает Михаил. А стенные росписи теперь очень редко делают по сырой штукатурке, affresco: это слишком длительный и сложный процесс. Краски используют силикатные, акриловые. Натуральные ― только частично.

― Всё это объясняется экономическими и временными ресурсами, ― объясняет Александр Чорба. ― Только на роспись этого храма у нас ушло около года, над ней работали более тридцати иконописцев. Но это не значит, что подход у современных мастеров поверхностный: да, канонически от них не требуется поста и молитвы перед началом работы, однако все они ― верующие и воцерковлённые люди, многие берут благословение у духовника, прежде чем приступить к росписи.

Черниговский переулок интересен не только древними церквями ― в нём также сохранились дома, построенные несколько столетий назад. В некоторых из них размещается высшее учебное заведение Русской Православной Церкви ― Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. А, например, дом № 19/13, где сейчас находится Фонд славянской письменности и культуры, ― бывшая усадьба XVII-XIX веков, палаты которой возводились ещё в XVII веке. Кажется, всё в этом переулке передаёт атмосферу старой Москвы.

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту