Советы по строительству и ремонту

Описание:

В ее состав входят около 40 общин, 27 из которых находятся непосредственно на территории России. Главой епархии является патриарший Экзарх (в настоящее время — епископ Езрас Нерсисян), являющийся также Ростовским викарием. При нем действует Епархиальный совет, в который помимо духовных лиц входят видные деятели культуры.

В каноническом подчинении этой епархии находятся также армянские церковные общины некоторых стран, возникших на территории бывшего СССР: Украины (Львов, Ялта), Молдовы (Кишинев), Узбекистана (Самарканд). Кроме того, планируется строительство армянского храма в Латвии (Рига).

В составе Ново-Нахичеванской и Российской епархии три викариата: Северо-Кавказский (адрес викарного совета: г. Сочи, ул. Пластунская, д. 142), Ростовский и Западный .

К настоящему времени армянские церковные общины зарегистрированы не менее чем в 10 городах Краснодарского края, но действующий храм на территории края сохранился только в Армавире. Поэтому в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, и Адлере активно ведется строительство новых церковных зданий.

В Ставропольском крае армянские церковные общины существуют в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Буденновске, Едессии: практически во всех этих городах имеются, строятся или восстанавливаются здания храмов. Из республик Северного Кавказа армянские церковные общины действуют в Северной Осетии и Адыгее. Воссоздание северокавказских армянских храмов осуществляется при активной поддержке Русской Православной Церкви.

Ростовский викариат Армянской Апостольской Церкви объединяет общины Ростова-на-Дону, Астрахани, Волгограда, Саратова, которые в большинстве своем тоже не имеют храмов. Так, из 7 армянских церквей Ростова-на-Дону сохранились только одна кладбищенская церковь и здание монастырского храма Сурб Хач, в котором размещается Музей русско-армянской дружбы, где в настоящее время проводятся праздничные богослужения. Большую ценность для Армянской Апостольской Церкви представляют храмы в армянских селах Шаумянского района Ростовской области, построенные еще в шестидесятых годах XIX века. Из них только один храм сохранился в хорошем состоянии, а все остальные нуждаются в серьезных ремонтно-восстановительных работах.

В жизни российских армян Армянская церковь, как и повсеместно, изначально играла самую заметную роль. Армянские храмы существовали почти во всех российских общинах, а потому национальная жизнь здесь строилась именно вокруг Церкви как символа и средоточия национального единства, важнейшего фактора сохранения национального духа, облика и языка.

Первая епархия Армянской апостольской церкви в России образовалась в 1717 г. с епархиальным центром в г. Астрахани, почему и называлась Астраханской. Ее формированию во многом способствовала прорусская ориентация армянского народа и внешняя политика России на Востоке, начатая Петром I. В состав новой епархии входили все армянские церкви на территории Российской империи, а кафедрой предводителя служила церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) в самой Астрахани. Первым предводителем епархии стал архиепископ Степаннос Галатаци, направленный сюда католикосом Аствацатуром I, стремившимся наладить тесные контакты с российскими политическими кругами.

Российскую епархию Армянской апостольской церкви учредил в 1773 г. католикос Симеон I Ереванци в эпоху правления императрицы Екатерины II.

В 1809 г. на территориях, завоеванных Россией в Балканской войне с турками, император Александр I своим указом основал Армянскую епархию Бессарабии с центром в городе Яссы. Однако по Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., когда территории между реками Прут и Днестр вошли в состав Российской империи, Бессарабская губерния с центром в Кишиневе осталась за Россией, а Яссы отошли к Османской Турции. Так новым центром Армянской церкви в России стал Кишинев.

Еще через 18 лет епархия была реорганизована указом императора Николая I от 30 апреля 1830 года. По данному указу учреждалась новая структура, включавшая в себя все церкви, «находящиеся в С.-Петербурге, Москве, в губерниях Новороссийских и в области Бессарабской», которые отделили от Астраханской епархии. В юрисдикции последней остались Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Средняя Азия.

К 1842 г. на территории России уже насчитывалось 36 кафедральных, приходских и кладбищенских армянских церквей. Одна только Астраханская епархия имела 23 храма. В новом названии епархии стал фигурировать город Новая Нахичевань (ныне район в составе города Ростова-на-Дону), к тому времени ставший одним из важных национальных центров и игравший видную роль в жизни российских армян. В 1895 г. епархиальный центр был перенесен сюда, и таким образом в ХIХ столетии в России существовали две епархии – Астраханская, а также Ново-Нахичеванская и Бессарабская.

После Октябрьской революции 1917 г. в структуре Армянской апостольской церкви произошли административно-территориальные изменения. Поскольку Бессарабская губерния отошла к Румынскому королевству, то здешние армянские церкви вошли в состав армянской епархии Румынии. Ново-Нахичеванская епархия постепенно сузилась до территории Дона. В конце ХIХ в. армянские общины Средней Азии были присоединены к Бакинской епархии, в результате чего была сформирована Бакинская и Туркестанская епархия ААЦ. Пределы Астраханской епархии сузились до территории Северного Кавказа и Поволжья, и она была переименована в епархию Северного Кавказа и Астрахани. Новым епархиальным центром стал город Армавир, основанный нашими соотечественниками.

В Советской России существовали две епархии ААЦ – Ново-Нахичеванская с центром в Ростове-на-Дону, Северо-Кавказская и Астраханская с центром в Армавире. Такая структура сохранялась до середины ХХ в.

5 мая 1956 г. в Москве вновь открылся единственный из сохранившихся здесь армянских храмов – построенная в ХVIII в. кладбищенская церковь Сурб Арутюн (Св. Воскресения), которая стала центром отдельного прихода.

В 1966 г. указом Католикоса Всех Армян Вазгена I была образована Ново-Нахичеванская и Российская епархия ААЦ, ставшая результатом объединения Астраханской, Ново-Нахичеванской и Северокавказской епархий с Московским приходом, а сама Москва превратилась в новый епархиальный центр. До начала 1990-х гг. Российская и Ново-Нахичеванская епархия имела 7 храмов – в Москве, Санкт-Петербурге, Армавире, Ростове-на-Дону, Чалтыре, Владикавказе и Буденновске (бывший Сурб Хач). После падения режима Армянская церковь вновь заняла приличествующее ей место в жизни российских армян; распахнулись двери храмов, вокруг которых вновь сосредоточилась национальная жизнь. В каноническом подчинении епархии находятся также армянские церковные общины некоторых государств, возникших на территории бывшего СССР, – Беларуси (Минск), Молдовы (Кишинев), государств Средней Азии (Узбекистан, Туркменистан), Казахстана, стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва). В составе епархии сформированы три викариата: Северо-Кавказский, Ростовский и Западный. Ввиду значительного роста армянского населения в России возникла необходимость строительства храмов даже в самых отдаленных регионах Российской Федерации, где их ранее не было (Омск, Томск, Красноярск и т.д.).

Сегодня в составе Российской и Ново-Нахичеванской епархии зарегистрировано около 40 церковных общин, 27 из которых находятся непосредственно на территории Российской Федерации. С 2000 года Российскую и Ново-Нахичеванскую епархию возглавляет епископ Езрас (Нерсисян), который одновременно является Патриаршим экзархом в России.

Глава Епархии Архиепископ Езрас Нерсисян
Архиепископ Езрас Нерсисян родился 30 октября 1959 г. в селе Воскеат Эчмиадзинского района Армянской ССР в крестьянской семье и был крещен под именем Мкртича.

Глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви, Патриарший экзарх в России архиепископ Езрас (Нерсисян) родился 30 октября 1959 г. в селе Воскеат Эчмиадзинского района Армянской ССР в крестьянской семье и был крещен под именем Мкртича.

В 1977 г. окончил местную среднюю школу.
В 1978-80 гг. служил в рядах Советской армии.
В 1980-84 гг. учился в Духовной семинарии Геворгян Эчмиадзинского католикосата и окончил ее с отличием. В 1984 был рукоположен во диаконы.
В 1985 г. рукоположен в иеромонахи.
В 1984-86 гг. преподавал в семинарии Геворгян Эчмиадзинского католикосата дисциплины «Введение в Ветхий и Новый Завет».
В 1986-88 гг. учился в аспирантуре Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1988 г. назначен духовным пастырем армян Санкт-Петербурга с одновременным исполнением обязанностей настоятеля местных армянских церквей Св. Екатерины и Св. Воскресения.
С 1994 г. – викарий главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви по северо-западу России и странам Балтии.
С октября 2000 г. – глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви, Патриарший экзарх в России.
В 2000 г. в Св. Эчмиадзинском монастыре защищает диссертацию на тему «История армянской общины Санкт-Петербурга» и получает степень архимандрита.
30 сентября 2001 г. рукоположен в епископы.
С 2002 г. – член совета при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями.

17 сентября 2013 года Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин Второй на церемонии освящения кафедрального храма Российской и Ново-Нахичеванской Епархии, высоко оценив всестороннюю деятельность и ревностное служение Его Преосвященства епископа Езраса, присвоил владыке титул архиепископа и украсил его грудь епископской панагией с изображением армянского алфавита.
НАГРАДЫ
Орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени Русской православной церкви (1995) г.
Титул «Почетный гражданин Санкт-Петербурга и стран Балтии» за особые заслуги перед Российским Отечеством в духовном развитии (1997 г.)
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2001 г.)
Медаль министерства юстиции РФ (2002 г.)
Орден «Золотая звезда за верность России» (2006 г.)
Высшая общественная награда России – орден Святого князя Александра Невского I степени с лентой (2006 г.)
В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил орденом Русской православной церкви – Святого благоверного князя Даниила Московского II степени в знак дружбы между народами России и Армении.
6 мая 2010 г. в Кремле президент Российской Федерации Дмитрий Медведев наградил орденом дружбы за личный вклад в развитие России.
19 июля 2010 г. президент Армении Серж Саргсян наградил орденом II степени «За заслуги перед Отечеством».
В 2010 г. Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был награжден орденом II степени имени Даниила Московского Русской православной церкви в знак вековой дружбы Армении и России.
2 сентября 2011 г. президентом Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакяном был награжден орденом Месропа Маштоца за выдающиеся достижения, способствующие развитию и процветанию национальной жизнедеятельности.

В кафедральном соборе Армянской Апостольской Церки г. Москвы были рукоположены архиепископом Езрасом Нерсисяном в священники дьяконы Мгер Бекназарян, (ныне Тер Григор) и Даниел Хананян(ныне Тер Нерсес).

9 февраля в кафедральном храме Преображения Господня г. Москвы во время Святой литургии архиепископ Езрас Нерсисян впервые за 14 лет своего предводительства Российской и Ново-Нахичеванской епархии совершил Таинство рукоположения.

По благословению Верховного Патриарха и Католикоса Всeх Армян Его Святейшествa Гaрегина Второго архиепископ Езрас призвал к священству дьяконов Мгера Бекназаряна и Даниэля Хананяна. В предшествующий этому день перед вечерним богослужением был совершен чин исповедания, во время которого рукополагающиеся засвидетельствовали свое православное вероучение и дали обет верности святой Армянской апостольской церкви.

Во время Святой литургии владыка святым миром помазал чела и длани нарекая их новыми именами, дьякон Мгер был наречен именем Григор, а дьякон Даниэль именем Нерсес.

После этого Владыка произнес проповедь и обратился к новорукоположенным священнослужителям с наставлением. «Утешение и радость для нас, что впервые в нововозведенном кафедральном храме было совершено Таинство рукоположения во священники двух смиренных, благочестивых служителей церкви. Уверены, что нарекаясь именами двух великих армянских святых — Григора и Нерсеса, дух святых патриархов будет вести новорукоположенных священников на протяжении их служения, восхваляя Отца Небесного они будут способствовать процветанию духовной жизни армянского народа, призывать людей к Господу и повсюду распространять свет Евангелия. Будем молиться, дабы Господь даровал двум смиренным чадам крепость духа, неисчерпаемую любовь, дабы они были примером истинных христиан и благочестивых священнослужителей», — сказал архиепископ Езрас.

По окончании священного чина присутствующие поздравили новорукоположенных и приложились к челам и дланям отца Григора и отца Нерсеса.

Как духовенство, так и прихожане были объяты духовной радостью.

Отец Григор поделился своими чувствами, говоря: «Благодарим Господа, за вверенное нам служение. Буду молиться Всевышнему, дабы Он даровал мне непоколебимую веру и силу духа для совершения Богоугодной миссии».

«Великая ответственность перед Господом и народом возложить на себя сан священства. Молюсь Всевышнему, дабы соделал меня достойным этого высокого призвания и укрепил в пастырском служении», — сказал отец Нерсес.

После сорокадневного молитвенного периода новорукоположенные священники продолжат свое служение в Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ.

Священник Нерсес (Даниэль) Хананян
Родился 29 августа 1988 г. в г. Баку.
В 1994-2005 гг. учился в лицее № 4 г. Кисловодска (РФ, Ставропольский край).
В 1998-2003 гг. учился в музыкальной школе им. С. В. Рахманинова (г. Кисловодск).
В 2005-2009 гг. учился в Севанской духовной семинарии «Вазгенян».
В 2009-2011 гг. учился в Эчмиадзинской духовной академии «Геворгян».
26 декабря 2009 г. был рукоположен в диаконы епископом Сааком Машаляном.
В июле 2011 г. повелением Его Святейшества Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина Второго был назначен секретарем в издательском отделе Первопрестольного Святого Эчмиадзина.
1 октября 2011 г. был назначен в Ново-Нахичеванскую и Российскую епархию ААЦ.
9-го февраля 2014 г. по благословению Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Гарегина Второго был рукоположен во священники архиепископ Езрасом.
Женат.
Священник Григор (Мгер) Бекназарян
Родился 10 февраля 1978 года в г. Иджеване.
В 1984 — 1994 гг. учился в средней школе номер 3.
В 1995-2000 гг. обучался в Иджеванском филиале ЕГУ на факультете изобразительного и народного искусства.
С 2006 г. служил в церкви Сурб Арутюн Российской и Ново-Нахичеванской епархии.
В 2008-2010 гг. обучался в Современном институте управления на факультете теологии.
В 2011-2012 гг. служил секретарем Главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии архиепископа Езраса Нерсисяна.
В 2012 г. по благословению архиепископа Езраса был направлен в Святой Эчмиадзин где обучался на курсах подготовки священников. По окончании курсов вернулся в Москву и продолжил служение как секретарь главы епархии.
22 декабря 2013 г. в кафедральном храме Преображения Господня был рукоположен в дьяконы архиепископом Езрасом.
9 февраля 2014 г. по благословению Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Гарегина Второго был рукоположен во священники архиепископ Езрасом.
Женат, имеет двух детей.
Пресс-центр Российской и Ново-Нахичеванской епархии.

Единая в своих вероучительных установках, сегодня Армянская Апостольская Церковь географически распространена по всему миру. Начиная с IV века миллионы армян, гонимые то персами, то арабами, то турками, вынуждены были покинуть Родину и скитаться по всему свету. Трагические события начала XX столетия - Геноцид армян в Османской Турции 1915 года - привели к массовой эмиграции народа в самые отдаленные уголки земного шара. Сегодня 60 процентов армян проживают за пределами Армении, однако сохраняют свою национальную, культурную и религиозную идентичность. И в этом им помогает в том числе и вселенское присутствие Армянской Церкви. Неугасимые лампады Веры Григория Просветителя озаряют своим светом сердца и души армян, волей судьбы оказавшихся географически оторванными от Матери Церкви - Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Первые церковно-административные единицы в виде епископатов, управлений и приходов были образованы основателем Армянской Церкви Святым Григорием Просветителем. Он построил церковную иерархию по принципу государственной административной системы, рукоположив по одному епископу на каждое княжество и область. При этом просветительская деятельность Святого Григория не ограничивалась лишь пределами Армении. Благодаря его стараниям Благая Христианская Весть была воспринята и соседними народами, тем более что в те времена богослужение Армянской Церкви совершалось на греческом и сирийском языках.

Первые епархии за пределами Армении, но подчиненные Католикосату, стали действовать с конца X века. Католикос Хачик I Аршаруни (973-992гг.), возглавивший Церковь в эпоху Анийского царства, утвердил епархии в городах Антнохии, Тарсоне и Траянополисе. С этого времени административные пределы Армянской Церкви стали устанавливаться не по политическому, а по вероисповедному принципу: отныне любая армянская община, независимо от своего местоположения и статуса, входила в состав Церкви. Сложные исторические обстоятельства явились причиной образования в Армянской Церкви нескольких иерархических престолов, имеющих местно ограниченную власть и признающих духовное главенство Эчмиадзинского Католикоса. В настоящее время их существуют три: Католикосат Великого Дома Киликийского, куда входят епархии Ливана, Ирана, Сирии и Кипра; Иерусалимский Патриархат, под юрисдикцией которого находятся армянские приходы Израиля и Иордании; Константинопольский Патриархат, объединяющий приходы Турции и острова Крит.

Основная часть зарубежных епархий была образована в 60-е годы XX столетия усилиями Католикоса Всех Армян Вазгена I (1955-1994гг.). После распада Советского Союза епархиальная структура Армянской Церкви подверглась некоторым изменениям. В настоящий момент на территории постсоветского пространства действуют четыре епархии. Ново-Нахичеванская и Российская епархия является наиболее крупным образованием Армянской Церкви и охватывает территорию России, Молдавии, Белоруссии, государства Балтии и Центральной Азии. В1997 году была сформирована Южно-российская епархия с центром в Краснодаре и Украинская епархия с центром во Львове. На территории Грузии действует Грузинская епархия с центром в Тбилиси.

В пределах Республики Армения имеется восемь епархий: Араратская, охватывающая Ереван и Араратскую область, Ширакская с центром в Гюмри, Армавирская с центром в Вагаршапате, Гегаркуникская с центром в Гаваре, охватывающая также Севанский регион, Сюникская с центром в Горисе, включающая Сюник и Вайоц Дзор, Арагацотнская с центром в Ошакане, Гугаркская с центром в Ванадзоре, куда также входят Гугарк и Тавуш, Котайкская с центром в Цахкадзоре. Одна епархия - Арцахская с центром в Шуши - находится в Нагорно-Карабахской Республике.

Остальными епархиями Армянской Церкви являются: в Азии - епархии Атропатены с центром в Тебризе (охватывает области Восточный и Западный Азербайджан в Иране), Тегерана (Тегеран и прилегающие районы), Исфахана (Шираз и Хузистан), Ирака с центром в Багдаде, Берийская с центром в Халебе (охватывает Сирию); в Африке - епархия Египта с центром в Каире (охватывает египетский приход, церковные приходы Эфиопии и Судана, а также армянскую общину Южной Африки); в Северной Америке - епархии Восточной (Нью-Йорк) и Западной (Лос-Анджелес) Америки и Канады (Монреаль); в Южной Америке - епархии Аргентины (Буэнос-Айрес), Бразилии (Сан-Паулу), Уругвая (Монтевидео); в Австралии - епархия Австралии и Новой Зеландии с центром в Сиднее; наконец, в Европе - епархии Англии (Лондон), Греции (Афины), Румынии (Бухарест), Болгарии (София), Германии (Кельн), Швейцарии (Женева).

Также действуют три Патриарших экзархата Армянской Апостольской Церкви:
- экзархат Западной Европы с центром в Париже (охватывает Париж, Марсель, Лион, церковные приходы Голландии, Бельгии, Италии, а также армянскую общину Албании);
- экзархат Центральной Европы с центром в Вене (охватывает церковные приходы Австрии и Швеции, церковные общины Норвегии, Финляндии и Дании);
- экзархат Индии и Дальнего Востока с центром в Калькутте (охватывает церковные приходы и армянские общины Индии, Сингапура, Индонезии, Бирмы и Китая).

Патриаршим экзархом в Москве является Глава Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской Православной Церкви .

В 1988 году вынужденно прекратила свою деятельность Азербайджанская епархия. Однако в центре Баку по-прежнему стоит армянский храм.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту