Советы по строительству и ремонту

Почему германский нацизм - не фашизм, и как отличить близнецов поневоле?

Пожалуй, каждый нормальный человек согласится с утверждением, что ответственность за развязывание самой масштабной войны в истории человечества - Второй мировой - несёт фашизм. И, несмотря на полное отсутствие консенсуса по вопросу о том, кому принадлежит главная заслуга в разгроме фашизма, все сходятся в едином мнении, что эта война представляла собой общемировую битву с фашизмом. Подобная уверенность основана на широко распространённом заблуждении, отождествляющем германский нацизм (и ставший причиной развязывания войны) с фашизмом, в то время как эти два политических течения имеют значительно больше отличий, чем сходств. Здесь следует отметить, что, как и во многих других случаях, всё дело в терминологии.

Почему-то так сложилось, что все крайне правые идеологии (германский нацизм в том числе), появившиеся после «первенца» - итальянского фашизма - стали также именовать фашистскими. Однако сходство некоторых из них так же обманчиво, как сходство подсолнечного масла с машинным: оба жидкие, скользкие, цвет одинаковый, а от неосторожного употребления внутрь последствия различные. Интересно, что подобная терминологическая редукция произошла не сразу. Поначалу и немецких крайне правых называли нацистами, и испанских - фалангистами, и аргентинских - перонистами. Впоследствии всё свалили в кучу и как в общественном сознании, так и в научном дискурсе, установилась добрая традиция путать, в частности, нацистов с фашистами. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти парни совершенно по-разному смотрят на мир. Так в чем же разница?

Сразу оговорюсь, что в дальнейшем под фашизмом я буду подразумевать только итальянский фашизм.

Начиная разговор об отличиях нацизма от фашизма, в первую очередь нужно отметить, что фашизм, в отличие от нацизма, никогда не представлял собой стройной идеологии . Итальянский фашизм был напичкан массой самых разных, порой противоречащих друг другу, идей, риторических уловок, эмоциональных демагогем и пропагандистских вбросов. Именно поэтому итальянский фашизм, будучи, без сомнения, диктаторским, никогда не был тоталитарным режимом. Он не был подчинён одной единственной цели и уж тем более не имел даже чисто теоретических средств её достижения. Он лепился на ходу, став, скорее, политическим пугалом, нежели серьёзной идеологией. Другое дело - нацизм. Ему, конечно, тоже были присущи эмоциональность и демагогизм, риторическая нечистоплотность и пропагандизм, но всё же, нацизм всегда сохранял теоретическую основательность и последовательность. Если в отношении к религии фашизм достаточно быстро сменил гнев на милость, включив Церковь в свою «систему координат», то германский нацизм до конца был антиклерикален. Если фашизм умудрялся неведомым образом совмещать идею революции, культ государства и прославление монархии, то для нацизма все перечисленное было одинаково неприемлемо на всех этапах его существования. Если фашизм был одержим идеей «современности», футуризмом (что отразилось и в искусстве), то нацизм, напротив, был исключительно антимодернистским, для него с самого начала был характерен культ традиции. Если фашизму был присущ антисемитизм в форме бытовой ксенофобии и геноцид евреев был поддержан им лишь формально, то нацизм с самого начала подошёл к решению «еврейского вопроса» с научной амбициозностью и точностью, создавшей расовую теорию и бюрократической педантичностью, сформулировавшей «окончательное решение» и организовавшей его исполнение. Кстати, последнее обстоятельство делает нацизм уникальным и отличным от всех других форм крайне правых идеологий. Испанский фалангисты называли расизм ересью, а французские фашисты называли преследование евреев самой большой ошибкой Гитлера.

Подводя итог и конкретизируя ответ на поставленный в подзаголовке вопрос, можно отметить следующие отличия нацизма от фашизма:

1.Наличие в нацизме расовой теории.

Это отличие является принципиальным, ибо расовая теория, определяя врага, апеллирует к его расовой принадлежности, то есть утверждает принципиальную невозможность его переубеждения или перевоспитания, и, как следствие, требует его физического уничтожения . Ничего подобного в фашизме не было.

2.Культ народа в нацизме против культа государства в фашизме.

Для нацизма высшей ценностью был народ (арийская раса), в то время как фашисты ставили превыше всего государство как форму организации общества.

3.Антихристианский, полуязыческий характер нацизма.

Нацисты серьёзно конфликтовали с Церковью, постепенно усиливая давление на её представителей, в то время как в Италии при фашистах Церковь даже укрепила свои позиции. Языческий и полумистический характер нацистского режима выражался во многом: от применения языческой символики (свастика, как известно, является языческим символом, применявшимся в разное время в культурах различных, в том числе и славянских, народов), до увлечения нацистских лидеров восточными религиями, христианскими ересями, оккультизмом, а также вполне реальными поисками весьма мифического Грааля.

4.Антимодернистский характер нацизма.

Нацизму был присущ культ традиции и неприятие модернизма, с характерным для такого неприятия презрением к капиталистическому устройству, наступление которого тесно связывалось с деятельностью еврейской расы. Итальянский фашизм, напротив, «бредил» современностью и активно дружил с капиталистами, финансировавшими деятельность правящей партии. Это отношение к модерну отразилось и на проведении культурной политики: в то время пока в Италии расцветал футуризм, нацисты резко осуждали любые проявления «современного» искусства.

Разумеется, отличия нацизма от фашизма не ограничиваются этими четырьмя пунктами, но они представляются мне ключевыми.

Многие не понимают разницу между фашизмом и нацизмом, и думают что это одно и тоже или рассматривают одну идеологию как частный случай другой. Можно слышать такие возгласы:

1. "Да назови ты это хоть горшком, суть от этого не меняется."
Ну что-ж если человек хочет казаться необразованным и быть экземпляром "Эллочки-людоедки" и называть все вещи одним словом (горшком, например), то это его такое же демократическое право, как и любого бомжа валятся на улице и пропагандировать свой образ жизни.
2. "Нацизм рассматривается как частный случай фашизма, читая ту же вики, это легко понять. Разницы практически нет."
Как раз на практике разница есть. В силу исторической справедливости, следует различать эти понятия, и не мешать кислое с зеленым. Объединить по общим признакам, и рассматреть как частный случай можно - но бессмысленно (в контексте конечных целей идеологий), потому как под эти "случаи" попадут еще куча других "-измов"). За подробным исследованием надо обращаться к соответствующим работам, а не к словарям, и уж тем более не к СМИ.

Сегодня в СМИ, зачастую, фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а также симпатии к нацистской символике и эстетике. Фашизмом также называют форму популистского ультранационализма, основанного на обращении к прошлому, его романтизации и идеализации. На практике, фашизм стал просто ругательным словом в политической полемике, потеряв своё конкретное содержание.

Ниже предлагается небольшая работа (основано на "еврейских источниках" (!) (что заметно), чтоб не было претензий типа: не нужны мне тут статьи заядлых националистов).

Часть 1. Разница между национал-социализмом и фашизмом

Некоторые люди даже не знают, что есть разница между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера. О национал-социализме часто говорят фашизм, или германский или немецкий фашизм. Чаще всего это отождествление понятий наблюдается в среде, воспитанных на коммунистической идеологии, которая называла все проявления тоталитаризма в Европе фашизмом. Зачастую человек просто не хотел разделять эти идеологии, считая их злом одного корня, общим, смешивая оба понятия и не желая разбираться в разнице.

В общем-то, здесь есть логика, поскольку зародилась эта ветвь Европейского тоталитаризма в Италии и называлась - фашизм от итальянского слова "fascio", что означает ”пучок”, ”связка”, ”объединение”, ”союз”. А поскольку именно в то время было мощное противостояние идей коммунизма и фашизма, то всякое подобное зло называлось фашизмом, что осталось в сознании людей, особенно старых. Несколько позже, Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-социализм или нацизм.

Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм - это теория превосходства одной нации над другой.

В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен Израилевых, следы которого считаются утраченными и т.д.

Рассмотрим идеологические основы фашизма и национал-социализма. Факт, но не широко известный, что Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали. Существовали принципиальные разногласия: по отношении к государству, по национальному вопросу, по отношению к войне и миру, по вопросам религии, и некоторым другим, менее значимым.

Часть 2. Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям

По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве».

Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма. Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию» (1), то для национал-социалистов государство - «только средство для сохранения народа». Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него - перестройку государства в общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было очищение расы, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма). Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.

Часть 3. Различия по национальному вопросу

Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.

Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений:
Б. Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации».
А. Гитлер: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы». (2)

Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.

Муссолини же утверждает, что «раса - это чувство, а не реальность; 95 % чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» - это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. «Нация» - это политическое орудие демократии и либерализма».(2) Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины - понятием «государство».

Краеугольным камнем национальной политики национал-социализма являлся антисемитизм. В то же время, в фашистской Италии, не было преследования евреев по, каким бы то ни было, идеологическим соображениям. Фашизм, как идеология, вообще свободен от антисемитизма.

Более того, Муссолини резко осуждал нацистскую теорию расизма и антисемитизма. В марте 1932 года, беседуя с немецким писателем Эмилем Людвигом, он сказал: «... К настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения. Именно такое смешение зачастую делает нацию сильной и красивой... Я не верю ни в какие биологические эксперименты, которые якобы могут определить чистоту расы... Антисемитизм в Италии не существует. Итальянские евреи всегда вели себя как настоящие патриоты. Они храбро сражались за Италию во время войны».

Как видим, Муссолини не только не осуждает смешение рас, в чем в корне противоречит не только Гитлеру и всей расовой теории национал-социализма, но и даже с симпатией говорит о евреях. И это были не просто слова - в то время в Италии многие важные посты в университетах и в банках занимали евреи. В армии среди высших офицеров также было много евреев.

Французский автор Ф. Фюре в своей книге «Прошлое одной иллюзии» сказал: «Гитлер сделал слово «раса» главным пунктом своего политического кредо, в то время как Муссолини по сути дела не был расистом». Русский социолог Н.В. Устрялов (1890-1937): «Необходимо... отметить, что в итальянском фашизме расистский дух отсутствует начисто... Иначе говоря, расизм отнюдь не есть необходимый элемент фашистской идеологии».

Лишь на последнем этапе существования фашистского режима в Италии имели место случаи притеснения евреев. Но они не носили массового характера, и были вызваны только лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру, от которого к тому времени уже во многом зависела судьба не только итальянского фашизма, но и его лидера. Следовательно, основываясь на приведенных высказываниях Бенито Муссолини, проявления расизма и антисемитизма, имевшие место на последнем этапе существования фашистского режима в Италии, носили конъюнктурно-политический, а не принципиально-идеологический характер. Более того, они абсолютно не соответствовали взглядам самого Муссолини и, следовательно, не соответствовали доктрине фашизма. В связи с этим не может не вызывать сомнение утверждение, встречающееся в средствах массовой информации и широкой литературе, что, «важнейшим признаком фашизма является крайний национализм… насаждение нетерпимости к другим народам, ограничение их прав вплоть до физического уничтожения». Этот признак в полной мере относится к национал-социалистской идеологии, но никак не к фашизму.

Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как объединить его вокруг псевдосоциалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с расовым неравенством, заострённым до антисемитизма, где бы господствовала арийская раса.

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.

Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри (тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.

Часть 4. Сходства

Как фашизм, так и нацизм это тоталитарные или авторитарно-диктаторские режимы. Сравнивая диктатуры Гитлера и Муссолини по чертам и признакам тоталитарных режимов:

Тоталитаризм это идеология. Как Муссолини, так и Гитлер написали свои произведения, которые явились доктринами их режимов. В Италии это «Доктрина фашизма», а у Гитлера это «Моя Борьба». Эти доктрины и были основами, с помощью которых переубеждали народ, и которые должны были быть книгой «бытия» каждого фашиста и нациста.

При тоталитаризме нет места личности. Все поглощено государством, в случае с фашизмом или обществом, в случае с национал - социализмом. Из истории видим, что это так.

Тоталитаризм - это террор. В Италии это чернорубашечники, а в Германии СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и другие органы фашистской юстиции.

И по всем признакам, эти режимы специалисты относят к тоталитаризму двадцатого века.

Конец
/nazireich.info/forum/styles/subsilver2/theme/prime_links/window.gif" target="_blank">http://nazireich.info/forum/styles/subsilver2/theme/prime_links/window.gif) 100% 50% no-repeat rgb(236, 236, 236);" target="_blank">

Итальянский и немецкий фашизм, 2003

ВВЕДЕНИЕ... 3

Глава 1. Итальянский фашизм.. 4

Глава 2. Немецкий фашизм... 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 14

28 октября 1922 года итальянский король поручил Муссолини формирование правительства. Через неделю в Петрограде открылся IV конгресс Коммунистиче­ского Интернационала. Ведущий деятель конгресса Карл Радек комментировал успех Муссолини после его «похода на Рим» сле­дующими словами: «В победе фашизма я вижу не только механи­ческую победу фашистского оружия, а величайшее поражение социализма и коммунизма после начала эпохи мировой револю­ции». Радек обратился к делегатам конгресса со следующим на­стоятельным предупреждением: «Если наши товарищи в Италии, если социал-демократическая партия Италии не поймет оснований этой победы фашизма и причин нашего поражения, то нам пред­стоит встретиться с длительным господством фашизма» 1 .

Председатель Коммунистического Интернационала Зиновьев исходил из еще более пессимистической оценки положения: «Мы должны уяснить себе, что происшедшее в Италии - не местное явление. Нам неизбежно придется столкнуться с такими же явле­ниями и в других странах, хотя, может быть, и в других формах. Вероятно, мы не можем избежать такого периода более или менее фашистских переворотов во всей Центральной и Средней Евро­пе» 2 .

Через одиннадцать лет эти пророческие предсказания Радека и Зиновьева должны будут исполниться. В Германии пришел к вла­сти Гитлер, во многих других странах Европы возникли сильные фашистские партии. Захват власти итальянским фашизмом 28 октября 1922 года и немецким национал-социализмом 30 января 1933 года можно и в самом деле рассматривать как «величайшие поражения» социализма и коммунизма.

Рассмотрим историю развития фашизма в Италии и Германии.

Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Здесь он и зародился. Возникновение и рост итальянского фашизма были определены и обу­словлены специфическими экономическими, социальными и поли­тическими проблемами, возникшими уже в 19-м столетии и обост­ренными течением и исходом Первой мировой войны.

Среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в отчаянном положении. Нигде не было такой безработицы и нищеты.

Первые фашистские организации возникают в Италии вскоре, по окончании мировой войны.

Хотя Италия испытала в Первой мировой войне ряд тяжких поражений, она была одной из держав-победителей. Италия получила Южный Тироль и Истрию с Триестом, но ей пришлось отказаться в пользу Югославии от далматинского побережья, так­же входившего в ее требования, тогда как Фиуме (Риска) был объ­явлен вольным городом. Общественное мнение Ита­лии возмущенно реагировало на такое решение союзников и на предполагаемую нестойкость итальянского правительства.

Перед лицом этих националистических эмоций итальянское правительство не решилось энергично вмешаться, когда итальянские войска под предводительством поэта Габриеле Д"Аннунцио не выполнили приказа об отходе и 12 сентября 1919 года своевольно оккупировали город Фиуме. В течение 16 месяцев Д"Аннунцио, присвоивший себе титул «начальника», хозяйничал в городе, развив уже тогда все элементы политиче­ского стиля фашистской Италии. Сюда относятся массовые шест­вия и парады его сторонников в черных рубашках под знаменами с изображением мертвой головы, воинственные песни, приветст­вие по древнеримскому образцу и эмоциональные диалоги толпы с ее вождем Д"Аннунцио.

Организация фронтовиков «Боевые отряды» («Fasci di combattimento»), основанная Муссолини в Милане 23 марта 1919 года, при­няла политический стиль Д"Аннунцио за образец. 7 ноября 1921 года Муссолини сумел объединить свое движение в не особенно крепкую партию (Национальную фа­шистскую партию, НПФ, Partito Nazionale Fascista) и за поразительно короткое время организовать мас­совое движение, которое уже в начале 1921 года насчитывало почти 200 000 членов.

Это зависело и от личности самого Муссолини , и от пропагандируемой им идеологии , содержавшей, наряду с национа­листическими, также некоторые социалистические элементы. Идеология и военизированный внешний облик нового движения привлекали, наряду с националистами и бывшими социалистами, главным образом участников войны и молодых людей, видевших в этом необычном движении, столь решительно отвергавшем все прежние партии и намеревавшемся их заменить, единственную еще неиспытанную политическую силу, от которой они ожидали радикального решении не только национальных, но и своих личных проблем. Чем более неопределенно и даже противоречиво звучали требования фашистского движения, тем более они производили эффект.

Еще действеннее, чем программа фашистов, была их политиче­ская тактика , по существу продолжавшая мировую войну граж­данской войной. Представители и исполнители ее предприятий, чаще всего завершавшихся насилиями, были «squadri» («отряды» - итал.), отряды, состоявшие из учеников и студентов, а также бывших солдат итальянских элитных и штурмовых подразделений, arditi («отважные, дерзкие» - итал.).

Правительство и полиция не только не мешало фашистам, но даже поощряло их. Фашизм получает могущественных покровителей в лице Всеобщей конфедерации промышленников и помещичьих союзов.

Вечером 27 октября 1921 года Муссолини отдал приказ собравшимся в Неаполе «скуадри» начать поход на Рим. Хотя чернорубашечники были вовсе не вооружены или недостаточно вооружены, полиция и военные опять не вмешивались.

Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч: достаточно было открыть стрельбу «на четверть часа»» как предлагал королю генерал Бадольо. Но король и его камарилья приняли иное решение: глава партии «шакал» Муссолини был назначен пре­мьер-министром Италии.

28 октября 1921 года Муссолини стал главой правительства, но его положение казалось крайне шатким. Из 535 депутатов парла­мента лишь 35 принадлежали к Национальной фашистской партии, к которой, впрочем, с начала 1923 года присоединилась Националистическая партия. Муссолини пришлось пойти на коалицию, в которую вошли, кроме уже упомя­нутых националистов, также либералы, демократы и «пополари» (popolari – популисты, итал.- «народная партия»).

Парламент­ские союзники фашизма проявили готовность принять (8 ноября 1923 года) так называемый «закон Ачербо» (legge Acerbo). По это­му закону любая партия, набравшая на выборах наибольшее число голосов, но не менее 25%, получала две трети мест в парламенте. На выборах 5 апреля 1924 года фашисты вместе с либералами, выступавшими общим списком с ними, получили почти две трети всех мест и теперь бесспорно гос­подствовали в парламенте. Впрочем, этот успех на выборах был достигнут прежде всего с помощью террористических мер и благо­даря финансовой поддержке со стороны промышленного объеди­нения «Конфиндустрия».

Власть Муссолини основывалась, с одной стороны, на поручен­ной ему королем должности главы правительства (capo del governo), а с другой - на подчиненной ему как «вождю фашизма» (duce del fascismo) единой фашистской партии с ее милицией и многочис­ленными зависящими от нее организациями.

2 октября 1925 года были учреждены фашистские корпорации , соединявшие работодателей и работников, что положило конец свободе профсоюзного движения. В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находился представитель фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал “сам” Муссолини; он же возглавил министерство корпораций. Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработная плата) и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись).

Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом, с тем, что от него осталось. Вместо него была создана “палата фашистских организаций и корпораций”. Члены ее назначались Муссолини.

За этим в начале ноября 1925 года последовали «высшие фашистские законы», расширившие власть главы правительства за счет парламента, который был отныне полностью подчинен исполнительной власти.

Дальнейшими законами были распущены городские собрания де­путатов, отменена свобода собраний и объединений, свобода печа­ти и были уволены политически неблагонадежные служащие.

“Чрезвычайные законы” следовали один на другим:

Þ они запретили профессиональные союзы (за исключением огосударственных фашистских) и политические партии (за исключением одной фашистской);

Þ они восстановили смертную казнь за “политические преступления”;

Þ они вводили чрезвычайную юстицию (трибуналы) и административную (внеусадебную) высылку;

Þ коммунистическая партия была объявлена вне закона;

Þ органы местного самоуправления упразднялись: на их место встали назначенные правительством чиновники (подеста).

Всякое новое усиление террора провоцировалось обыкновенно каким-нибудь «покушением», «заговором» и т.п. В ноябре 1926 года за попытку совершить покушение на жизнь Муссолини был убит на месте 15-летний мальчик. Тотчас последовала волна арестов, смертных приговоров и т. д.

В начале 1928 года был установлен новый избирательный закон, по которому «большой фашистский совет» составлял перед выборами единый список кандидатов, а избиратели могли только принять или отвергнуть его в целом. Таким образом парламентская система в Италии была окончательно заменена диктатурой.

Власть и влияние монархии, армии и церкви в значительной степени сохранились. Они вообще не были отождествлены с фа­шизмом, но были, несомненно, его союзниками.

Считалось, Муссолини отвечает перед королем, так даже писалось в законах, но никто и не верил и меньше всего король. Какие бы то ни было упоминания об ответственности дуче не рекомендовались. За этим следила жандармерия.

Католическая цер­ковь получила по Латеранскому договору, заключенному в феврале 1929 года, даже больше власти и влияния, чем прежде. Наряду со значительными государственными дотациями она выговорила себе далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспи­тания и семейной жизни.

Следует отметить основные черты итальянского фашизма.

Прежде других определилась тенденция «вождизма» , единоличной диктатуры. Уже закон 1925 года “О полномочиях главы правительства” делал премьер-министра неответственным, не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству, его министры превратились в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались и смещались по воле последнего.

В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно. Закон 1926 года “О праве исполнительной власти издавать юридические нормы” предоставил “исполнительной власти“, то есть тому же главе правительства, право на издание “декретов - законов”. При этом никакой грани между «законами», оставшимися компетенцией парламента, и «декретами-законами» проведено не было.

Вторая быстро выявившаяся тенденция касалась фашистской партии : она стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие формы партийного «самоуправления».

Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначе­ния на ответственные посты.

Устав партии утверждался королевским декретом; официальный руководитель партии («секретарь») назначался королем по представлению главы правительства. Провинциальные организации партии руководились назначенными сверху секретарями: состоявшие при них директории имели совещательные функции, но даже членов этих директорий назначали указом главы правительства.

Третья тенденция может быть определена словом террор . Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение полиции, точнее тех многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини.

Помимо общей полиции существовали: “организация охраны от антифашистских преступлений” (ОВРА), “особая служба политических расследований”, “ добровольная милиция национальной безопасности”

Противники режима находились под наблюдением специ­альной тайной полиции; вновь учрежденные специальные суды приговаривали их к длительным срокам заключения или к интер­нированию на отдаленные острова. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в “политической неблагонадежности”.

Национальные меньшинства были также подвергнуты тяжелым притеснениям; но евреев, кото­рых в Италии было очень мало, сначала не трогали. Лишь в 1937-1938 годах, в процессе сотрудничества с национал-социалистской Германией, начали осуществлять антисемитские акции, подпавшие под осуждение нюрнбергских законов. Итальянские фашисты, в рядах которых, во всяком случае в раннем периоде, были также лица еврейского происхождения, не убили ни одного еврея. Пропо­ведуемый Муссолини «расизм» не имел биологической окраски.

Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия . Муссолини заявлял претензии на то, чтобы “возродить Римскую империю”.

Фашистская Италия требовала себе некоторые французские земли (Савойя, Ницца, Корсика), претендовала на Мальту, пыталась захватить остров Корфу, надеялась установить господство над Австрией (до союза с гитлеровской Германией), готовилась к захвату Восточной Африки.

В осуществление этой программы, удалось захватить слабую, отсталую Абиссинию (1936 г.), оккупировать Албанию (1938г.)

В июне 1940 года Италия - партнер Германии и Японии по антикоминтерновскому пакту - объявила войну Франции и Англии. Спустя некоторое время она напала на Грецию. Итальянская фашистская пресса наполнилась обещаниями скорой великой афро-европейской Римской империи. Конец был совсем не таким.

Глава 2. Немец­кий фашизм

«Немец­кий фашизм», при всех общих чертах, значительно отличается от «первоначального», итальянского фашизма - отличается своими причинами, структурой и, не в последнюю очередь, своими послед­ствиями.

Подобно итальянской фашистской партии, Национал-социалист­ская рабочая партия Германии (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei, НСДАП) также возникла в условиях экономического и общественного кризиса послевоенных лет. Впрочем, она выросла в массовую партию лишь в годы мирового экономического кризиса. Муссолини пришел к власти всего лишь через три года после осно­вания своей партии, но ему понадобилось для ее развития и укреп­ления еще шесть лет; между тем Гитлер смог захватить власть лишь через 13 лет, но затем, пользуясь этой властью, сумел в течение шести месяцев устранить все враждебные ему или соперничавшие с ним силы. Таким образом, история роста НСДАП существенно отличается от развития фашистской партии в Италии. Несомнен­но, это объясняется разными условиями, в которых находились эти партии.

Три обстоятельства способствовали установлению фашистской диктатуры в Германии:

а) монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом;

б) мелим буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в демагогических обещание гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;

в) рабочий класс Германии - и это едва ли не главное оказался расколотым и поэтому разоруженным: коммунистическая партия была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм помимо и против социал-демократии.

В 1929 году разразился экономический кризис. Уровень промышленной продукции понизился почти наполовину, а безработных стало 9 млн. человек. Народные массы переходили на сторону компартии. На выборах 1930 года она получила 4,5 млн. голосов - на 1 300 000 человек больше, чем в 1928 году.

Предвидя опасность фашистского переворота, Коммунистическая партия Германки предложила левым силам, особенно социал-демократам, объединиться в едином антинацистском фронте. Предложение было отвергнуто. Социал-демократические лидеры объявили, что не окажут сопротивления Гитлеру, если тот придет к власти «легальным путем» - соблюдение конституционной процедуры: выборы, поручение составить правительство и пр.

На выборах в рейхстаг, состоявшихся в августе 1932 года гитлеровцы получили 13 млн. голосов - далеко не большинство. Они пытались поправить дело в ноябре, но неожиданно, за какие-нибудь два-три месяца, потеряли 2 млн. избирателей. В то же время компартия завоевала 600 тыс. новых голосов. За нее голосовало 6 миллионов избирателей.

Результаты ноябрьских выборов были неожиданными для монополистических хозяев Германии. И хотя на выборах в рейхстаг 6 ноября 1932 года НСДАП потеряла 34 места и оказалась в кризисе, который мог бы привести к ее упадку, по инициативе руководящих деятелей германской крупной промышленности и сельского хозяйства и при поддержке некото­рых политиков из окружения президента фон Гинденбурга был свергнут рейхсканцлер фон Шлейхер и было образовано коалици­онное правительство во главе с Адольфом Гитлером.

Сразу же после назначения Гитлера рейхсканцлером был рас­пущен рейхстаг и объявлены новые выборы. В последовавшей за этим избирательной борьбе национал-социалисты могли не только использовать пожертвования промышленников - излившиеся теперь мощным потоком - но и без стеснения эффективно исполь­зовать свою позицию силы. Для этого они располагали средствами - государственной властью и партийной армией, к тому же напо­ловину принявшей государственный характер. В Пруссии двумя приказами (11 и 22 февраля) 40000 штурмовиков и эсэсовцев были включены во вспомогательную полицию. 17 февраля Геринг потребовал от них безжалостно преследовать политических про­тивников, применяя огнестрельное оружие. В ночь поджога рейхс­тага (27 февраля 1933 года), в котором обвинили коммунистов, были арестованы тысячи коммунистических активистов по зара­нее составленным спискам. Днем позже эта беспримерная волна арестов была задним числом «легализована» так называемым «Распоряжением рейхспрезидента о защите народа и государства», вследствие чего потеряли силу важнейшие права, гарантирован­ные Веймарской конституцией. Тем самым члены КПГ были фак­тически поставлены вне закона, хотя их партия могла еще принять участие в выборах в рейхстаг 5 марта. Она получила 81 место, но 13 марта ее мандаты были аннулированы.

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в особе “фюрера”.

Уже закон 24 марта 1933 г. разрешал имперскому правительству, не испрашивая санкций парламента, надавать акты, которые «уклоняются от конституции».

Августовский закон 1934 года уничтожал должность президента, а его полномочия передавал “фюреру”, который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника.

Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстраций. Иногда - в демагогических и внешнеполитических целях - гитлеровцы проводили «народные опросы». При этом заранее объявлялось, что всякий, кто воспользуется правом голосовать тайно, будет считаться «врагом народа».

Как и в Италия, в Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а соответственно с тем земельные ландтаги, упразднялось “во имя единства нации”. Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство.

Формально не отмененная Веймарская конституция прекратила свое действие.

Свойственные империализму процессы нашли в гитлеровском рейхе свое законченное выражение. Тесная и непосредственная связь существовала здесь между партией, государством, монополиями - экономическими гигантами типа “Фарбениндустри”, авто гиганта “Круппа” и др.

Законом 27 февраля 1934 года в Германии учреждались хозяйственные палаты - общеимперская и провинциальные. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни.

Результаты сказались быстро: средняя продолжительность рабочего дня выросла с 8 до 10-12 часов тогда как реальная заработная плата составляла в 1935 году всего только 70% от зарплаты 1933 года. Соответственно с тем происходил рост прибылей монополий: доходы Стального треста, например, составляли 8.6 млн. марок в 1933 году и 27 млн. в 1940 году.

Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. Крестьяне и торговцы, ремесленники и кустари, ожидавшие от фашизма экономических благ, были обмануты: ни земли, ни кредита, ни отсрочки долгов они не получили.

В стране развертывалась настоящая травля коммунистов. Начиная с 1933 года тысячи членов КПГ были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Коммунисты погибали в застенках и при “попытках к бегству”. Вскоре наступила очередь всех других партий, включая буржуазные. Право на существование получила одна только нацистская партия.

Профессиональные союзы трудящихся Германии были распущены, средства этих союзов конфискованы. Используя опыт Италии, гитлеровцы создали свои собственные «профсоюзы», в которые насильно загоняли людей.

Нацистская партия стала частью правительственной машины. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось присягой на верность “национал социализму”

Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона.

Партия имела особое устройство. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных “фюреров”, которых (как и в Италии) назначали сверху.

В непосредственном подчинении партийного центра находились палаческие «штурмовые отряды» (СА), охранные отряды (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера.

Особое мести в системе репрессивного аппарата заняла тельная полиция - гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.

Как и в Италии, мы видим здесь не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству. Штурмовики и эсэсовцы - партии. Одна полиция следила за другой, и ни одна не доверяла другой.

Наряду с политическими противниками системы, сопротивле­ние которых никогда не было полностью сломлено, мероприятия национал-социалистских террористических органов были прежде всего направлены против меньшинств . В первую очередь это каса­лось, конечно, евреев, которые стали жертвами клеветы, беспра­вия, были исключены из «национального сообщества», ограблены, подвергнуты преследованиям и в конце концов уничтожены. Пре­следование евреев национал-социалистами проводилось разными уч­реждениями, разными методами и оправдывалось разными моти­вами.

Самые заметные, хотя и не обязательно самые важные дейст­вия предпринимались при этом вполне открыто активистами пар­тии и подчиненных ей учреждений; они претендовали на выраже­ние «воли народа», не имея для этого оснований, так как большин­ство населения было пассивно:
- бойкот еврейских торговцев, врачей и адвокатов, объявленный 1 апреля 1933 года,
- сожжение в Берлине и в других университетских городах «антине­мецких сочинений» 10 мая 1933 года
- «хрустальная ночь» - погром 9 ноября 1938 года, когда были разбиты стекла и разграблены еврейские магазины, а также разрушены почти все синагоги,- сверх того 26000 евреев было отправлено в концентрационные лагеря и был убит 91 человек еврейского происхождения.

Еще важнее этих и многих других безобразий, не только тер­пимых, но провоцируемых и проводимых национал-социалистами, были сотни антисемитских законов, постановлений и дополнений, опять-таки часто мотивируемых «волей народа», которую представ­ляли сами национал-социалисты.

С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне », которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром.

Односторонне, при благожелательном отношении США, Англии и Фракции, Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В 1939 году Гитлер отдал приказ о начале военных действий против Польши. Вторая мировая война началась.

Итак, государственный строй, политические режимы фашистской Италии и гитлеровской Германии обнаруживают больше сходства, чем различий. Недаром Муссолини признавал: ”Фашизм и национал-социализм есть два параллельных течения в истории”.

В сравнении режимов в Италии и Германии можно установить сущность фашизма.

Фашизм является плодом кризиса либеральной системы, который поражает в особенности мелкую буржуазию.

Фашизм приходит к власти благодаря союзу, тактическому и противоречивому, между крупными частными интересами и широкими секторами средних классов.

Фашизм у власти приводит к усилению капиталистических структур и ускоряет процесс экономической концентрации.

Эта эволюция сопровождается реструктуризацией социального организма благодаря обработке масс, созданию аппарата, физического и психологического террора, действиям всемогущего, национального вождя и засилья единственной партии, которая представляет собой самое эффективное орудие, с помощью которого старый правящий класс пытается морально компенсировать экономически ущемленную мелкую буржуазию.

Велика и роль личности в истории становления тоталитарных режимов, которые навязывают свою идеологию, концентрируют военное производство, развитие экономики за счет использования террора.

Список литературы:

1. Белоусов Л.С. «Муссолини: диктатура и демагогия» Изд-во «Машиностроение». М., 1993

2. Бессонов Б. Фашизм:идеология и практика. М. , 1985.

3. Буханов В. «Гитлеровский «новый порядок» в Европе и его крах 1939-1945 гг.». Изд-во Уральского университета. Екатеринбург, 1994

4. Випперман Вольфганг Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982 / Пер. с нем. А. И. Федорова. Новосибирск: Сибирский хро­нограф, 2000

5. Галактионов Ю. В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90-х годов. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999

В Западной Евро-пе является итальянский фашистский режим. Вождь режима (дуче) Бенито Муссолини стал премьер-ми-нистром Италии осенью 1922 г. К 1925 г. здесь сложились основные элементы то-талитарного государства. В дальнейшем Муссолини продолжал ликвидировать конституционные и обычные ограниче-ния на свою власть.

В Германии тоталитарный строй на-чал складываться в 1933 г. с приходом к власти национал-социалистов (наци-стов).

Другие страны Западной Европы избежали участи тоталитаризма.

Во всём мире нацистов первоначально приняли как подражате-лей итальянского фашизма, поэтому прилагательное «фашистское» прочно приклеилось и к гитлеровскому движению.

В то же время в основе политической программы немецких на-ционал-социалистов была идея завоевания жизненного пространст-ва для немцев-арийцев. Это рассматривалось как первый шаг к уста-новлению мирового господства избранной расы .

Расизм

После завоевания Эфиопии в 1936 г. Муссолини встал на пози-ции расизма, доказывая превосходство итальянцев перед представи-телями чёрной расы. В апреле 1937 г. в Италии были приняты законы о сегрегации (принудительном отделении): темнокожим запрещалось пользоваться общественным транспортом, предназна-ченным для белых, питаться в кафе и ресторанах для белых, пользо-ваться магазинами для белых, им было даже запрещено появляться на центральной улице Аддис-Абебы или просто пересекать её. В де-кабре 1937 г. аналогичные расовые законы вводятся для арабов, ко-торые составляли основное население итальянской колонии Ливия.

В отличие от Муссолини, Гитлер никогда не проявлял склонно-сти к расизму.

Антисемитизм

Одним из краеугольных камней идеологии национал-социалистов являлся антисемитизм. Начало преследованию евреев положил бойкот, объявленный им 1 апреля 1933 г., и после-дующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работав-ших в государственных учреждениях. Систематическое истребле-ние этого народа относилось к периоду 1939-1945 гг.

В фашист-ской Италии, напротив, не отмечалось преследования евреев по каким бы то ни было идеологическим соображениям. Лишь на последнем этапе существования фашистского режима в Италии имели место случаи притеснения евреев. Но они не но-сили массового характера и были вызваны лишь желанием Муссо-лини угодить Гитлеру.

Итальянский фашизм зарождался как атеистическое и антиклерикальное движение, но затем пошёл на компромисс с церковью. Католическая церковь получила по Латеранскому договору, заключённому в феврале 1929 г., даже больше власти и влияния, чем прежде. Наряду со значительными государст-венными дотациями она приобрела далеко идущие права вмешательства и конт-роля в области воспитания и семейной жизни. С 1929 г. оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением.

В Германии национал-социалисты укрепляли связи с протестантской еван-гелической конфессией и стремились ограничить влияние католической церк-ви. Однако говорить о прочном союзе государства и церкви в Германии не при-ходится. Религиозный компонент не играл никакой роли в идеологии нацио-нал-социалистов. Фактически можно говорить о новоязыческом компоненте, который продвигался усилиями идеолога нацизма А. Розенберга.

Экономическая политика

Приходя к власти, тоталитарные лидеры оказывались перед не-обходимостью реализовывать свои обещания относительно выво-да экономики из кризиса. Материал с сайта

Меры государственного регулирования осуществлялись тогда и в фашистской Италии, и в нацистской Германии. В Италии в 1933 г. был создан Институт промышленной реконструкции (ИРИ), кото-рый контролировал деятельность 120 предприятий с 280 тыс. на-ёмных работников. Антикризисные мероприятия в Германии связывались с милитаризацией народного хозяйства, которая фи-нансировалась из государственного бюджета. Государство осущест-вляло общественные работы (строительство автобанов, осушение болот и др.). Все эти меры позволили ликвидировать безработицу. Значительное внимание нацисты уделяли крестьянству. Принятый закон о наследственных дворах не разрешал ни при каких услови-ях отнимать землю у крестьян. Но эту землю нельзя было прода-вать, дарить и дробить при наследовании. Устанавливалась твёр-дая цена на сельскохозяйственную продукцию.

Проводя такую экономическую политику, фашисты и нацисты не трогали структуры рыночной экономики, но зато активно стре-мились «примирить» рабочих и предпринимателей пропагандой общих национальных целей. В Германии существовала единая кор-порация (фашистский профсоюз), которая регулировала отноше-ния между рабочими и предпринимателями. В Италии была создана корпоративная система по образцу средневековых цехов, которая объединяла по отраслевому принципу в более чем 30 корпорациях всех рабочих и предпринимателей. Все вопросы организации оп-латы труда решались внутри этих корпораций, а не в открытом классовом противостоянии, как прежде. С помощью этих мероприя-тий итальянские фашисты и германские национал-социалисты рассчитывали обезопасить себя от угрозы распространения проле-тарской революции.

Происхождение связывают с разрушительными последствиями 1МВ, массовой безработицей, слабостью государственных устоев, социального не равенства, национального уничтожения и неравноправное положение Италии.

Хотя и среди стран победителей, но ее территориальные и колониальные претензии не удовлетворены на Парижской конференции.

Слово "фашизм" традиционно ассоциируется с Германией 33-45гг 20в. Это связано с послевоенной советской традицией увязывать историю режимов Гитлера и Муссолини в качестве единой силы, кот представляет собой ответ на распр-ие коммунистической идеологии.

Фашизм явился предшественником нацизма. Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже нацизм. Поэтому фашизм, прежде всего, явление итальянское. Слово имеет лат проис-ние: "fascio", что означает “пучок”, “связка”, “объединение”, “союз”.

ИТАЛИЯ: Фашистское движение возглавил и основал бывший социалист Беннито Муссолини(родился в семье кузнеца, стал учителем, затем вступает в соц.партию, его кумиром был Наполеон). 23марта 1919г на первом слете фашистских отрядов. Организация получила, назван «Фашо ди Комбатимето» (Союз борьбы) – носило милитаризированный характер. Главная идея – преобладание национального интереса над классовыми. Спасение страны от разрухи, завоевание жизненного пространства в мире. Основные пункты: всеобщее избирательное право, гарантия гражданских прав (введение прогрессивного налога, конфискация 85% военных денег, передача земли крестьянам, введение 8 часового рабочего дня, социализация отдельных предприятий). Решение проблем связал не с социальных, а с национально революционных. Буржуазию Муссолини относил к числу полезных национальных элементов. Основной враг – социалистические и коммунистические движения, для борьбы с движениями создались, вооружен отряды – скварды, отряд штурмовиков – чернорубашечники. 1921г Беннито и его единомышленники избраны в парламент. С 1922-25 – период демократического фашизма. 3января 1925 выступление на заседании парламента – принятие законов: глава правительство назначается и смещается по воле короля и ответственно только перед ним: правительство получило право издавать декреты имеющие силу законов: ограничивающие права всех профсоюз кроме фашистских, запрещены забастовки. В ноябре 1926г принят закон - запрещающий все политические партии кроме фашистских, закрываются газеты (Пополо де Италия), аннулированы мандаты в парламент, создана тайная полиция, подчиняющаяся Муссолини. Для привлечения народных масс– 21апр.1927г.б.принята т.н. «хартия труда»-это высший з-н о регулировании труд.отношений. Согласно «Хартии труда»фашист.профсоюзы признавались единствен-ми и обязат-ми профсоюзами для трудящихся. К н.28гфашист.профсоюзы -3млн.ч-к, а к 38г-7,7 млн.ч-к.,т.е. весь раб.класс. Тж по Хартии все труд.конфликты решались межсоюзными комиссиями. В состав этих ком-й входили предст-ли: фашист.профсоюзов, предприним-ли, от гос-ва, от фашист.партий. Кое-что сделано в интересах раб-х. В рамках комиссий заключ-сь договоры. Повышалась оплата за ночной труд, вводились оплачиваемые отпуска. Выплачивалась компенсация рабочим за увольнение,если увольнение б.не по его вине. Коллективный договор носил принудительный хар-р. В Хартии труда содержались основы идеологии ит.фашизма. Ее стержнем б. увелич.интересов нации над интересами всех соц.групп и отдельно взятых индивидуумов. Именно нация стан-сь тем мерилом, кот-е д.б. определить поведение и помыслы людей. В 1926г.принят нов.устав партии. По нему партия стан-сь военизированной организацией. Руководителей уже не избрали, а они назнач-сь вышестоящими органами. Фашист.партия с 26г.нач-ет играть руковод.роль в стране. На все гос.посты назнач-сь т.члены фашист.партии. Вводилась присяга для учителей и гос.служищим. 9дек.28г.большой фашист.совет юрид-ки получает законодат.власть. Т.е. фашисты подправили Конст-ю. Т.о. происходит окончат-е сращивание фаш.гос.и парт.аппарата. Выявилась тенденция контроля над всеми сферами жизни: в школах введено религ.воспит-е в националист.духе, под контроль даже внешкол.образ-е. Для досуга нас-я создана орг-я «Дополавора»-после работы»)-провод-сь спорт.состязания, лекции по линии просвещения. Повсюду насаждается культ Муссолини. Он яв-ся гордостью и символом Ит-и. В повседневной жизни внедр-ся нов.фашист.стиль:отменялись рукопожатие, жен-м нельзя носить брюки, пешеходы д.б.ходить по левой стороне(левостороннее движение). Все ит-цы д.б.заним-ся военно-спортивной, полит.подготовкой. В 30-е гг возн-ет нов.ритуал-фашист.свадьбы. На каждой из них Муссолини счит-ся посаженным отцом. Проблема прироста нас-я б.введена в ранг полит-й. Муссолини начал проводить перепланировку Рима 1925-42гг. Б.разобрано 19церквей и перенесены на др.места→расширяли дороги. В н.20хгг. Муссолини считал себя воинствующим атеистом. Став премьером, понял чт.дружбу с Ватиканом м.б.исп-ть как сред-во б-бы с либералами. Выделил сред-ва на восстанов-е разрушенных церквей. Он увеличил жалов-е для 60т.священ-в. Рим.вопрос б.урегулирован в 1929г. на личной встрече Муссолини и Папы. Был подписан Латеранский конкордат (расторгнут в 1980г).

Окончательно парлам.система в Ит.б.ликвидирована 17мая1928г-был принят з-н о реф-ме полит.представ-ва. Ввод-ся нов.избир.з-н. Все фашист.орган-и и профсоюзы выдвигали кандадата в парламент. Общим кол-м 800ч-к. Затем большой фашист.совет методом отбора оставлял 400ч-к.

Третий этап наступает в 29г. Отлич.чертой фашист.режима б.активное вмеш-во гос-ва в эк-ку в интересах круп.финансово-монополист.кругов и латифундистов.

Для экон.пол-ки Мус-ни свойственна политика протекционизма: стимулирование высоких цен на внутреннем рынке, и политика автаркия –привела к однобокому разв-ю Ит.эк-ки. Ит.эк-ка зависела от импорта сырья:угля, нефти,жел.руды. К 1923 г преодолен экономический кризис. Отмена так же государственного контроля на квартирную плату. С/Х «политика дорогого хлеба»-подняли пошлины на ввоз зерна и как следствие увеличение цены на 40 % цены на внутреннем рынке.К 1928 закончено оформление политического режима.

Итальянский фашизм создал, многочислен фашистские организации. В 1934г.б.создан нац.совет корп-й. Он реглам-л цены, устанавл-л тарифы и нормы произ-ва. Регулировал з/п.Основа итальянского фашиста- корпоративизм, основы которой закреплены в Хартии труда 1927г. Во всех отраслях экономики создавались корпорации. Фашистская корпоративная система – особая форма государственного монополистического капитализма, при котором всеми делами вершила небольшая группа семей.

Германский нацизм происхождение: поражение в 1МВ и унизительные условия Версальского договора (полное обвинение в войне, огромная репарация, аннексия Рейско-рурской промышленности), усиление коммунистического движения. Тяжелые последствия. Мировой экономический кризис (1929-1933), слабость демократических устоев Вейморской республики – результат – образование (НСДАП – национал – социалистическая немецкая рабочая партия под руководством Адольфа Гитлера). Гитлер приверженец наиболее реакционной велико германских идей. Программа – «Майн кампф» (Моя борьба). Основные требования - объединение Австрии и Герм, т.к. Германия - родина всех немцев – главным носителем идей исторического процесса является арийская раса →ей править миром, основная задача – завоевание жизненного пространства. 30 января 1933г Гитлер назначен рейхсканцлером (запретил все политические партии и оппозиционные издан, профсоюзы, местные орган вл.) Установил диктатуру: (террор против оппозиции – 1933г распустил рейхстаг и назначил новые выборы – фашисты у власти.) планы Гитлера – установление диктат с целью подготовки к войне. Мах перевооружен Герм в последующие 5лет, захватническая война, завоевания на Востоке. 22 февраля 1933г отряды СС наделены функцией вспомогательных отрядов.27-28 февраля «Поджег Рейхстага» - идея Гебельса. Захват монополии на радио и газеты. При поддержке буржуазии приняли закон о ликвидации бедственного народа и государства, в марте 1933г все собрания разогнаны.26 марта 1933 г основано Гестапо - у истоков стоял Рудольф Дильс. Тайная полиция. С 1935-36 происходят качественные изменения, увеличение число чиновников. В стране установлена военно-полититическая диктатура. К середине 30-х создание теневой армии-300 тыс. человек осведомителей.1933г вышла из ЛН и перестала выполнять условия Версальского договора. Основа германского нацизма- превосходство арийской расы над всеми др. Все немцы должны объединяться в рамках немецкого государства. Чтобы достичь этого надо поднимать экономику и армию. Гитлер облегчил положен крестьян = они его поддержали, поддержка молодежи. И германский нацизм и итальянский фашизм относятся к тоталитарным системам: ведущая роль партии, харизматическая личность, регламентация всех сторон жизни, контроль государства над всей экономикой.

Сравнение различие: 1 - время появления фашисткой диктатуры раньше, чем начало нацизма в Германии.

2- Италия вышла из войны победительницей, а Германия проигравшей.

3- в Италии массовый террор, а в Германии сначала партийная борьба => террор.

сходство: 1- революционная ситуация в этих странах.

2- лозунги о единстве нации.

3- провал в борьбе за власть коммунистов и социал-демократов, отсутствие их сплочённости.

4- в обеих странах прав-во не препятствовало фашистским организациям => развитие их силы и приход к власти.

Идеология. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление гос-ва, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, нацизм - это теория превосходства одной нации над другой. Сущ-ли принцип-е разногласия: по отн-и к гос-ву, по нац-му?у, по отн-ю к войне и миру, по?ам религии и др.

Отношение фашизма и нацизма к гос-ву, к его целям.

По определению Муссолини «основное положение фашизма - это учение о гос-ве, его сущности, задачах и целях. Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма: «все в гос-ве, ничего п/в гос-а и ничего вне гос-ва». Т.о., для фашистов гос-во первично: «гос-во создает нацию»

Отношение нацизма к гос-ву принципиально иное. Для нацизма гос-во - «только средство для сохранения народа». Об-во будущего: во-1ых, д.б. расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого об-ва - очищение расы, поддержание и сохранение её чистоты. Т.о., гос-во - это промежуточный этап, кот необходим для строит-ва такого об-ва.

Различия по национальному вопросуДля фашистов хар-н общий подход в решении нац-го вопроса => путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного гос-ва. Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в кот чел-к рассм-ся исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации».

Нацизм, в лице Гитлера решает нац-ую проблему ч/з расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе - арийской и обеспечения ее господства над остальными. Гитлер: «Я никогда не соглашусь, ч/ы другие народы б. равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы».

Т.о., для Муссолини б. важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного гос-ва, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем. Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, превратив их в монстра не только изнутри (всеобщий контроль над личностью в гос-ве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.

Сходство

1- Муссолини и Гитлер написали свои произведения, кот явились доктринами их режимов. В Италии это «Доктрина фашизма», а у Гитлера это «Моя Борьба». Эти доктрины и были основами, с помощью кот переубеждали народ, и кот д.б. книгой «бытия» каждого фашиста и нациста.

2- Все поглощено гос-ом, в случае с фашизмом или об-вом, в случае с нацизмом.

3- террор: в Италии это чернорубашечники, а в Германии СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и др органы фашистской юстиции.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту