Советы по строительству и ремонту

17. Поэтика романов И.А.Гончарова «Обломов» и «Обрыв».

Гончаров Иван Александрович 1812 – 1891г.г.

«Обыкновенная история» 1848, «Обломов» 1859, «Обрыв» 1869

Творчество Гончарова сыграло большую роль в истории русской литературы XIX века, в развитии критического реализма, в создании русского реалистического романа. Г. вошёл в историю русской и мировой литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 40-60-х гг. 19 в. Три романа Г. объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни. Александр Адуев из «Обыкновенной истории» соответствует Обломову и Райскому («Обрыв») так же, как Петр Адуев - Штольцу и затем Тушину. Ценя предпринимателей как трезвых деловых людей, идущих на смену феодально-усадебному укладу, Г. в то же время не принимает их делячества и откровенного эгоизма, которые он распознал ещё в первом романе (в образе Петра Адуева). Художественно совершенны женские образы, созданные Г.; героини отличаются энергией, умом, нравственной силой, верой в высокое назначение человека. Образы Лизаветы Александровны («Обыкновенная история»), Ольги («Обломов») и Веры («Обрыв»), отражающие прогрессивные стремления русского общества, принадлежат к числу лучших женских образов в рус. литературе. Изображение того, как застой и апатия сменялись пробуждением, своеобразно проявилось в каждой части трилогии.

Для художественного метода Гончарова характерно воспринятое им несомненно у Гоголя и развитое дальше умение сочетать большую обобщающую картину жизни с детальным анализом ее явлений.

«Обрыв».

Сквозная тема – смена эпох, жизнь России на переломе. Это многогеройный роман. Ольга Ильинская – предтеча Веры. Борис Райский – хоть и мечтатль, но не Обломов. Это новая вариация дворянского гнезда. В «Обрыве» семейно-бытовой уклад патриархальной усадьбы Бережковой выступает как воплощение некоторых истинных принципов жизни и в этом отношении противостоит бюрократическому городу и «обрыву» Волохова. Как бы ни отстаивали свою самостоятельность Райский и Вера, они все же всегда возвращаются под крыло бабушки, под кровлю Малиновки. Большое значение имеет для писателя и вопрос о семейно-бытовом воспитании его главных героев в детстве и юности, определяющем их «уменье» или «неуменье» жить. Портреты Гончарова, конечно, выявляют психологию героев, их внутренний мир. Но вместе с тем в них обычно включается и изображение манер и бытовых привычек героя, а отсюда и окружающих его бытовых вещей и всей обстановки его жизни. Так, портретная характеристика Бережковой включает не только ее коротко остриженные седые волосы и добрый взгляд, и лучи морщин вокруг губ, но и ее властные манеры, и ее трость, и ее приходо-расходные книги, и весь домашний обиход жизни на деревенский лад, с гостеприимством и угощениями. В портретах героев, менее связанных с патриархально-дворянским укладом жизни, этот принцип изображения имеет меньшее значение. Так, в изображении аристократического облика Райского и «загадочной» красоты Веры бытовые детали подробно не выписываются. Автор пытался выразить в чертах этих героев сложность и значительность их внутреннего мира, создать им «психологизированный» портрет. В портрете Волохова тенденциозно и резко подчеркнуты физиологические особенности - своими повадками и движениями Марк похож на волка. Но гораздо большее место и значение, нежели портретно-бытовые характеристики, раскрывающие образ жизни героев, получают в романах Гончарова диалоги героев, раскрывающие их образ мыслей. Подавляющее большинство сцен в каждом романе строится по диалогическому принципу, и все прочие приемы изображения - подробности действий и обстановки действия, портретов и переживаний героев - лишь дополняют и направляют ход диалога. Диалог является у Гончарова основным средством движения действия романа вперед. Но диалоги в романах Герои его говорят о своем образе жизни, о своих принципах и идеалах, о своем отношении друг к другу, о характерах каждого из них. Но они очень мало и скупо говорят о своих переживаниях, о своем душевном состоянии. Они не пытаются изобразить свои чувства.

«Обломов». Гончаров отмечает: "Я старался показать в "Обломове", как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель". Сущность и происхождение обломовщины раскрывается в романе с антикрепостнической, демократической точки зрения. Гончаров показал, что обломовщина сложилась на почве владения "крещеной собственностью", "тремя стами Захаров", что Обломова взрастила дворянская усадьба с ее застойным бытом и помещичьими нравами». Когда-то Обломов и читал, интересовался литературой, даже задумал научный труд, посвященный России, но все это кончилось все той же обломовщиной. "Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе, - пишет Гончаров об Обломове. - Его познания были мертвы... Голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий...» Проявлением обломовщины была и болезненная мечтательность, выражавшаяся во всякого рода маниловских фантазиях, одолевавших лежавшего на диване Обломова. Обломов встретил необыкновенную, чуткую девушку, горячо полюбившую его. Любовь вначале захватила и Обломова, но закончилась она все в том же обломовском духе. Лень, боязнь ломки привычного для него уклада жизни победила в Обломове чувство любви, ему не хотелось переживать ее тревог, нести какие-то обязанности перед другим человеком. Отношения его с Пшеницыной, полной противоположностью Ольги, напротив, вполне соответствовали обломовскому характеру, потребностям его жизни и натуры. Во взаимоотношениях и характерах Штольца и Обломова Гончаров стремится раскрыть столкновение двух культур: старой, патриархальной, крепостнической, и новой, буржуазно-предпринимательской, которая должна прийти на смену уходящей в прошлое обломовщине. Штольц - человек, полный энергии, жажды деятельности. По замыслу Гончарова, Штольц сочетает в себе высокую культуру, знание жизни с предприимчивостью и практичностью. Даже его внешний облик Гончаров рисует по контрасту с Обломовым. Штольц "весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь".

Реакционный славянофильский лагерь в лице критика А. Григорьева и других ополчился против обличения Гончаровым обломовщины. Славянофилы пытались представить и самого Обломова и Пшеницыну как положительные начала русской жизни. А. В. Дружинин: "обломовщина в слишком большом развитии вещь нестерпимая, но к свободному и умеренному ее развитию не за что относиться с враждою".

В мае 1859 года, вслед за романом И.А. Гончарова «Обломов» в «Современнике» появляется статья Добролюбова «Что такое обломовщина?», а в декабре увидела свет статья Дружинина «Обломов». Оба критика поначалу берутся определить художественную манеру писателя и оба видят ее в предельно объективном изображении. Писателя Дружинин сравнивает с художником, а приёмы прозаика сродни приёмам изобразительного искусства. «Сродство г. Гончарова с фламандскими мастерами бьет в глаза, сказывается во всяком образе». Даже в этих сравнениях Дружинин отчасти полемизирует с Добролюбовым, который мастерство писателя сравнивает с ремеслом скульптора, чеканщика, имеющим дело с жёстким, сопротивляющимся материалом, тогда как краски мягки и наполнены цветом. Добролюбов рассмотрел социальные корни обломовщины, то есть, прежде всего, крепостное право, и указал на тип Обломова и обломовщины как на новое слово нашего общественного развития, «знамение времени». Естественно, что и сам «барин» Обломов получил у него достаточно жесткую оценку. Хотя не нужно думать, что к уяснению такого только барства Обломова и сводится смысл добролюбовской статьи. Недаром он пишет: «Это коренной, народный наш тип». И в другом месте: «Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств». Добролюбов указывал в своей статье, что, рисуя себе идеал беззаботной и привольной помещичьей жизни, обеспеченной трудом крепостных, Обломов не задумывался о своих правах на это и вообще не задавал себе вопросов о "своих отношениях к миру и к обществу". Поэтому он "тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать". В своей статье Добролюбов установил социально-психологическое родство Обломова с "лишними людьми". Черты обломовщины великий критик отмечает и в Онегине, и в Печорине, и в Рудине, и в Бельтове. Добролюбов раскрывает историческую связь между ними и Обломовым, поскольку все они являются выходцами из дворянской среды и воспитаны на почве крепостного строя. Конечно, между "лишними людьми", отличавшимися даровитостью, высоким интеллектуальным уровнем, идейными исканиями и неудовлетворенностью жизнью в обстановке крепостного строя, с одной стороны, и Обломовым - с другой, была большая разница. Однако Добролюбов был прав, устанавливая, что такие черты в героях произведений Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Герцена, как праздность или "кипенье в действии пустом", неспособность к труду, нерешительность в критические моменты жизни, были не чем иным, как проявлением обломовщины. Вместе с тем Добролюбов отметил, что обломовцы в общественной жизни являются злейшими врагами рождающегося нового.

Дружинин (А. В. Дружинин "Обломов". Роман И. А. Гончарова» 1859) же рассмотрел обломовщину как явление, «корни которого романист крепко сцепил с почвой народной жизни и поэзии». «Обломов и обломовщина: эти слова не даром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества» - пишет Дружинин. Обломов дорог ему как тип, как дорог он любому русскому человеку. «Обломова изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиной, - и мало того, что узнал, но полюбил его всем сердцем, потому что невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко». Дружинин пишет о великом мастерстве Гончарова, который так полно и так глубоко рассмотрел «обломовщину» не только в её негативных чертах, но и грустных, смешных и милых. «Теперь над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слез, - о ее жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением». Дружинин совершенно далёк от того, чтобы вслед за Добролюбовым назвать Обломова «лишним человеком», критик говорит о том, что сопоставление героя романа с «лишними людьми» не входило в задачи Гончарова. Дружинин подмечает все мельчайшие нюансы развития образа Обломова. Для него совершенно очевидно, что: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить». Дружинин говорит о типичности Обломова, которая, в целом, и объясняет всенародную любовь к нему: «Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия». С любовью и сочувствием описывает Дружинин Ольгу, образ которой так замечательно оттенил и дополнил характеристику главного героя романа. Ведь именно через отношение Ильи Ильича к Ольге мы до конца понимаем его, ведь «Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине». Защищая Обломова, Дружинин обращает свой гневный взор на «недостатки современных практических мудрецов», к которым он без сомнения причисляет и Ольгу со Штольцем.

Как известно, Гончаров был в высшей степени удовлетворен статьей Добролюбова. «Взгляните, пожалуйста, статью Добролюбова об Обломове; мне кажется, об обломовщине, то есть о том, что она такое, уж сказать после этого ничего нельзя».

Написанный в 1869 году роман «Обрыв» стал третьей частью трилогии, в которую входили 2 других известных произведения Гончарова – «Обломов» и «Обыкновенная история». «Обрыв» впервые был опубликован в журнале «Вестник Европы» в том же 1869 году. В 1870 году роман вышел отдельным изданием.

Главный герой романа Борис Павлович Райский живёт без определённой цели в жизни. Он считает, что искусство – его призвание. При этом Райский не может ответить самому себе на вопрос: каким именно видом искусства ему лучше всего заниматься. Главному герою интересна и музыка, и живопись, и поэзия. Однако ни на одном из выбранных поприщ Борису не удаётся достигнуть особенных успехов: у него быстро пропадает интерес к работе.

Решив отдохнуть от шумной петербургской жизни, Райский отправляется на лето в своё имение Малиновка, которым управляет Татьяна Марковна, дальняя родственница Бориса. Татьяна Марковна воспитывает двух внучатых племянниц, Веру и Марфеньку, рано оставшихся сиротами. Бабушка (так называют свою родственницу Борис и внучатые племянницы) добросовестно исполняет свои обязанности и хочет, чтобы Райский вернулся в имение навсегда и стал настоящим хозяином Малиновки. Но Борису не интересна деревенская жизнь, он хочет подарить имение своим кузинам. Райский увлекается Марфенькой, проводит с ней много времени и пытается приучить её к искусству.

В Малиновку возвращается Вера, гостившая некоторое время у своей подруги. Райского перестаёт интересовать провинциальная Марфенька. Теперь объектом его внимания становится старшая сестра. Борис следит за девушкой и узнаёт, что кузина влюблена в Марка Волохова, человека с сомнительной репутацией, состоящего под надзором полиции. Райский стал свидетелем любовного свидания Марка и Веры, во время которого девушка отдалась возлюбленному. Борис чувствует отвращение к своей кузине. Вера и сама кается в содеянном и тяжело заболевает.

Старые грехи
Узнав о том, что произошло с внучатой племянницей, бабушка впадает в отчаяние. Когда Вера приходит в себя после болезни, Татьяна Марковна рассказывает ей о том, что сама она в молодости тоже согрешила. Желая искупить свою вину, бабушка поклялась не выходить замуж и посвятить себя воспитанию сирот. Татьяна Марковна считает, что Вера наказана из-за её греха.

Райский решает уехать из деревни. Он отправляется в Европу. Борис уверен, что наконец-то нашёл своё призвание: он должен стать скульптором. Марфенька выходит замуж за молодого человека по имени Викентий, жившего в соседнем имении. Татьяна Марковна и Вера хотят уединиться, что вместе искупить свои грехи.

Борис Райский

Главный герой романа находится в постоянном поиске вдохновения. Райский берётся за написание стихов и картин, мечтает написать роман. Однако в силу своей слабохарактерности ни одно дело он не может довести до конца.

Женщины – основной источник вдохновения Райского. Живя в Петербурге, он ухаживает за молодой вдовой и своей дальней родственницей Софьей Беловодовой. Борис считает Софью холодной неприступной женщиной и ставит перед собой цель разжечь в ней страсть. Не добившись успеха, Райский едет в деревню, где проявляет интерес сначала к одной, затем к другой кузине. Но и здесь Борису ни у кого не удалось вызвать ответные чувства. Марфенька слишком далека от тех возвышенных материй, о которых ей постоянно говорит её кузен. Вера видит в Борисе оторванного от жизни мечтателя и предпочитает ему «реалиста» Марка.

В конце повествования Райский приходит к выводу о том, что всё-таки нашёл то, что искал, и уезжает из страны. Однако автор ясно даёт понять, что, возможно, уже в скором будущем Борис разочаруется в своём выборе.

Вера Васильевна

Старшая внучатая племянница Татьяны Марковны горда и независима. Вера очень скрытная, никого не посвящает в свои дела. Независимый страстный характер девушки толкает её в объятья Марка Волохова. Вера считает, что Марк – настоящий борец за идеалы простого народа. Она хочет стать его спутницей и разделить с ним его жизнь.

На деле оказывается, что Вера ошиблась в своём возлюбленном. Волохов не тот, за кого стремится себя выдать. Марк никому не приносит никакой пользы. Весь его нигилизм заключён в презрительном отношении к окружающим и ненависти к общественной морали. Раскаяние Веры настолько велико, что она, как и Татьяна Марковна, согласна посвятить всю свою жизнь искуплению греха.

Марфенька стала первой, кого увидел Борис, когда приехал в деревню. Сначала кузина очаровывает его своей простотой и естественностью. Однако очень скоро Райский убеждается в том, что Марфенька – весьма недалёкая и «приземлённая» девушка. Когда кузен рассказывает ей о дальних странах и спрашивает, не хотелось ли бы ей там побывать, Марфа Васильевна недоумевает: зачем ей это нужно? Марфенька считает себя частью имения, в котором живёт. Ей безразличны дальние страны, она вся погружена в хозяйственные заботы своего дома.

Марфенька набожна и послушна бабушке, чем очень гордится. Девушка утверждает, что даже замуж выйдет за того, кого для неё выберет Татьяна Марковна. Молодая кузина Райского – полная противоположность своей мятежной сестре. Марфа Васильевна умеет довольствоваться тем, что у неё есть.

Татьяна Марковна

Бабушка Татьяна Марковна является в романе воплощением консервативных устоев. Своих внучатых племянниц она воспитывает в соответствии с теми традициями, в которых была воспитана она сама. Татьяна Марковна – рачительная хозяйка, умеющая беречь не только своё, но и чужое имущество.

Однако за внешней строгостью и консервативностью скрывается совсем другая женщина. Татьяна Марковна стала жертвой моральных устоев, которые она ставит превыше собственных желаний. Не имея сил противостоять чувству, одновременно пытаясь соответствовать созданному для неё моральному идеалу, Татьяна Марковна не находит компромисс и наказывает себя сама.

Роман получил своё название неслучайно. Почти каждый герой произведения находит свой собственный обрыв, с которого срывается в пропасть.

Борис Райский, находящийся в поиске вдохновения, не обнаруживает его ни в одной встретившейся на его пути женщине: ни в холодной Софье, ни в глупой провинциальной Марфеньке, ни в мятежной «падшей» Вере. Райский продолжает свой поиск, который вряд ли когда-нибудь увенчается успехом.

Воплощающий в романе идеи нигилизма Марк Волохов не вызывает симпатий автора. Марк считает себя прогрессивным современным человеком и чтобы доказать это, становится нигилистом. Волохов, как и многие молодые люди второй половины XIX века, примкнул к модному течению, чтобы идти в ногу со временем. Однако бесполезное отрицание традиций не может создать нового. Марк в своей жизни не имеет ничего, кроме проблем с властями. Неслучайно латинское слово nihil означает «ничто».

Нашла свой обрыв и Вера, пытаясь связать свою судьбу с Волоховым. Яркий образ бунтаря и борца за лучшую жизнь обманул её. В результате, девушка получает одни угрызения совести. Единственное, что остаётся Вере, это повторить судьбу своей родственницы. Обрыв Татьяны Марковны, ошибка, сделанная ею в молодости, изменила всю её дальнейшую жизнь.

Есть в романе и те герои, которым удалось обойти обрыв. Эти люди просто плывут по течению, принимая жизнь и своё место в ней такими, какие они есть. Софья Беловодова сумела стать счастливой с нелюбимым мужем. Молодая вдова не сожалеет о смерти супруга, вспоминая лишь приятные моменты их совместной жизни. Марфеньку вполне устраивает доставшаяся ей судьба. Её душа не требует бунта. Давний друг Райского Леонтий Козлов не стремится к головокружительной карьере, довольствуясь должностью учителя и не слишком добродетельной женой.

Год издания книги: 1869

Роман «Обрыв» Гончарова впервые увидел свет в 1869 году, ходя идея книги зародилась еще за двадцать лет до этого. Произведение быстро приобрело популярность, и спустя некоторое время по его мотивам начали давать спектакли. Сюжет произведения также лег в основу нескольких одноименных экранизаций. Последний художественный фильм вышел на экраны в 1983 году. Сегодня книгу «Обрыв» Гончарова читать можно в рамках школьной программы, а сам автор заслуженно входит в .

Романа «Обрыв» краткое содержание

В Петербурге наступает ночь, и компания друзей как обычно готовится собраться вместе, чтобы сыграть в карты. Двое мужчин – Борис Райский и Иван Аянов планируют навестить троюродную сестру Бориса по имени Софья Беловодова. София – дочь владельца поместья Николая Пахотина, которая недавно осталась вдовой и теперь проживает со своим отцом. Именно ее Райский хочет видеть больше всего. Молодого человека беспокоит то, что женщина ведет себя холодно и отстраненно. Он желает увидеть страсть на ее лице, поэтому и навещает Пахотиных так часто. В отличии от Райского, Аянов мыслит намного проще – он едет к Пахотиным исключительно для того, чтобы сыграть в карты с приятелями.

Далее в произведении Гончарова «Обрыв» краткое содержание рассказывает о том, чем же занимается Райский. Борис Павлович представляет собой довольно творческую натуру, одержимую самыми разными страстями. Список его увлечений и занятий пополняется с завидной частотой, хотя ему едва перевалило за тридцать лет. Он прекрасно музицирует, рисует картины и даже пишет стихи. Однако за что бы он не брался, ему не удавалось довести это до конца. За такой внушительный отрезок жизни мужчина так и не нашел свое призвание. Единственным, что он успел осознать, было твердое намерение связать свою судьбу с искусством. Мужчина любит находится в центре событий, любит, чтобы жизнь вокруг него бурлила и играла красками.

Летом главный герой отправляется на каникулы в гости к своей двоюродной бабушке Татьяне Марковне. Она живет в имении его покойных родителей под названием Малиновка и воспитывает двух девочек-сирот: Верочку и Марфеньку. Этот край мужчина любил всей душой. Все в нем вдохновляло и располагало к душевному отдыху, кроме, разве что, небольшой детали – обрыва на краю сада Татьяны Марковны. Ходили слухи, что когда-то давно там было совершено убийство. Райский ехал туда с надеждой наконец-то отдохнуть от городской суеты и побыть немного в тишине и спокойствии. Старушка радостно встретила своего внука. Татьяна Марковна тут же принялась рассказывать гостю о здешних порядках – о кокетке Полине Крицкой, семействе Молочковых, некоем мужчине по имени Нил Андреевич. Однако этот разговор не впечатлил Бориса. Он относил себя к творческим людям, которым не свойственно интересоваться обыденной жизнью жителей имения.

Жизнь у бабушки скоро подошла к концу, и Райскому необходимо было ехать в университет. Студенческая жизнь свела его с Леонтием Козловым – молодым человеком, который искренне мечтал о работе учителя в сельской глубинке. Между ними, казалось бы, такими разными людьми, завязалась крепкая дружба. Однако учеба в университете пролетела незаметно, и вот уже Леонтий должен был уезжать по работе. Борис Павлович же остался в Петербурге, чтобы найти свое призвание. Он пытается писать роман и рисует портрет Софии. Но ни одно из этих творений никто не оценил по достоинству. Все критики говорили ему о том, что он, безусловно, талантлив, не еще недостаточно опытен. Райского раздражало это утверждение, поскольку он мечтал о быстрой славе. Вечера он по-прежнему проводит в доме у Пахотиных, как обычно разговаривая с Софией. Он пытается доказать девушке, что жизнь прекрасна только своими страстями, упрекая ее за пассивность и безучастность ко всему. Как-то раз Райский привез портрет Софии, чтобы показать его возлюбленной. Он говорит о своих чувствах, но получает отказ. Молодой человек подозревает, что девушка влюблена в графа Милори, с которым он недавно познакомился. Но это уже неважно, ведь, не найдя взаимности, чувства главного героя быстро угасают.

Далее в романе « Обрыв» Гончарова краткое содержание рассказывает, что главный герой снова получил приглашение от двоюродной бабушки. Это совпало еще и с тем, что ему написал университетский приятель Козлов, который на тот момент проживал неподалеку от Малиновки. Райский устал от однообразия Петербурга и от общения с Софией, которая теперь практически не интересовала молодого человека. Поэтому он, недолго думая, направляется к Татьяне Марковне. Первой, кого он замечает в усадьбе, стала молодая красивая девушка двадцати лет, которая смотрела за домашней птицей. Ею оказалась прислуга Татьяны Марковны, которую женщина воспитала с самого детства, – сирота Марфинька. Ее внешность пленяет Райского – после холодных петербургских женщин такая простота и естественность кажется ему очень привлекательной.

Молодого человека встречает бабушка. Она снова начинает рассказывать ему о домашних хлопотах и говорит о том, что думает, кому же передать усадьбу. Но Райского по-прежнему такие дела мало волнуют. Он безразличен настолько, что предлагает завещать поместье воспитанницам Татьяны Марковны Марфиньке и Вере, которую он до сих пор не видел из-за ее отъезда. Женщину такая безответственность не устраивает. Она не желает пока отдавать усадьбу в распоряжение внуку, поскольку боится, что тот его продаст.

После этого «Обрыв» Гончарова книга рассказывает, что Райский отправляется в город. Там он находит своего старого друга Козлова. Главный герой узнает, что Леонтий уже несколько лет как женат на их общей университетский знакомой Уленьке. По сравнению с Козловым, девушка выглядит очень привлекательно. Выясняется, что на самом деле она не испытывает никаких чувств к своему мужу, а брак она заключила только потому, что не смогла отказать Козлову.

Все дни, который Райский проводил в Малиновке, были направлены на то, чтобы перевоспитать Марфиньку, он даже рисует ее портрет. Как и в истории с Софией, молодой человек пытается пробудить девушку, заставить ее испытать страсть и таким образом почувствовать вкус жизни. Марфинька же была совершенно другим человеком. Всю жизнь прожив под покровительством Татьяны Марковны, она слыла очень спокойной и послушной, не умела никому перечить и отстаивать свое мнение.

В гостях у Козлова Райский знакомится с неким Марком Волоховым – человеком, идущим против закона и власти. До этого главный герой был наслышан о мужчине от своей бабушки – та часто рассказывала об этом, по ее словам, ужасном человеке, который уже давно находится под надзором полиции. Однако сам Борис не находит в Волохове ничего ужасного. Напротив, он кажется ему довольно милым из-за своего стремления пробудить людей ото сна, пропагандируя запрещенную литературу. Райский приглашает нового знакомого отужинать в имении его бабушки, и тот соглашается.

В это же время домой возвращается Вера. Главный герой с удивлением наблюдает за тем, как сестры непохожи между собой. В отличии от Марфиньки Вера была холодной и безэмоциональной. Борис начинает полагать, что за таким поведением скрывается какая-то тайна. Он даже начинает следить за девушкой, чем вызывает ее недовольство. Но и это его не останавливает – молодой человек решительно настроен узнать, что же скрывает его кузина. Он переключается с ухаживания за Марфинькой на шпионаж за Верой, становясь все более уверенным в том, что девушка что-то утаивает. В разговоре с ней Райский понимает, что кузина желает быть абсолютно свободной. Она более эмансипирована, чем другие женщины Малиновки. Вскоре они становятся хорошими друзьями.

Во время очередного визита к Козлову Борис застает его жену с любовником. Это неудивительно, ведь о женщине давно уже ходили подобные слухи. Он идет к Волохову и беседует с ним о жизни. В то же время в имение приезжает помещик Викентьев. Своим образом мышления он очень похож на Марфиньку, из-за чего молодые люди довольно быстро находят общий язык. Они разговаривают, смеются и дурачатся, чем вызывают ревность у Райского.

Как-то раз главный герой застает Веру за чтением письма. Он настоятельно просит рассказать, кто адресант, но девушка отказывается. Райского это очень задевает, и он понимает, что ревнует кузину. В то же время его пытается соблазнить местная вдова Крицкая, которая не вызывает никаких чувств у главного героя. Мужчина рисует ее портрет, во время которого женщина ведет себя очень вызывающе. Процесс прерывает Вера, которая вошла в тот момент, когда Райский пытался уйти от Крицкой. Кузина признается Борису, что влюблена в другого мужчину.

Тем временем героиня И. Гончарова романа «Обрыв» Вера снова собирается уезжать. Во время ее отсутствия Райскому становится ужасно скучно. Он выпытывает у своей бабушки любую информацию, касательно возлюбленного кузину. Татьяна Марковна признается, что это может быть молодой лесничий Тушин – давний друг Верочки. Чтобы хоть как-то скрасить одиночество, Борис проводит время с Крицкой. В имении начинают поговаривать о связи между ними, но Райский по-прежнему ничего не чувствует к женщине. Он отправляется в гости к Козлову, где застает его жену. Он пытается остановить Уленьку от совершения ошибок и настойчиво советует прекратить изменять Леонтию. Но женщине удается соблазнить и Бориса.

Когда Вера возвращается домой, она сообщает Райскому, что влюблена вовсе не в Тушина. Татьяна Марковна, узнав о сильных чувствах девушки, заставляет ее читать вслух поучительный роман о девушке, которая пошла против воли семьи и влюбилась в плохого мужчину. Из-за этого она была отправлена в монастырь. В комнате также присутствовали Марфинька и Викентьев. Книга произвела впечатление на всех, кроме самой Веры. В тот же вечер Викентьев делает предложение своей возлюбленной, на которое она отвечает согласием.

На следующий день Вера встречается с Марком. Именно к нему она испытывает такие сильные чувства. Однако понимает, что как в их отношения с этим человеком нужно хранить в секрете. Неизвестно, что их держит вместе – их жизненные принципы сильно разнятся между собой. Вера настоятельно просит Волохова оставить чтение запрещенной литературы и не рисковать так своей жизнью. Марк же в свою очередь предъявляет девушке, что все, чего она хочет, — это выйти за него замуж. Но молодой человек не настроен на серьезные отношения. После долгих споров они приходят к выводу, что им нужно расстаться. Но чувства девушки настолько сильные, что она не может находиться в Малиновке и снова уезжает.

В отъезде она пишет дружеские письма Райскому. Также Борис получает известия из Петербурга – ему пишет его приятель Аянов. В письме рассказывается о том, что Софья поймана на романе с помолвленным графом Милари, и теперь ее репутация под угрозой. В Малиновке также происходят печальные события – Козлова бросила его жена. Она сбежала от Леонтия с каким-то французом. После этого мужчина совсем ослаб и стал плохо себя чувствовать.

Райский прогуливается возле обрыва, где встречается с Верой. Девушка выглядит и ведет себя очень странно. Она говорит, что сильная любовь очень изменила ее. Борис спрашивает, к кому девушка испытывает такую привязанность. Она отвечает, что к Райскому. Тот не верит ей, считая это признание сумасшедшим бредом. Девушка умоляет его не пускать ее к обрыву, но причин не объясняет. Как только оттуда раздается выстрел, она хочет направиться туда, но Борис всячески препятствует этому. Вере удается вырваться и убежать. Как оказалось, выстрел над обрывом был условным сигналом от Марка. Молодые люди беседуют о любви. В ходе разговора Вера понимает, что она целый год пыталась изменить Волохова, но все безрезультатно. Она не видит будущего вместе с ним и решает прекратить отношения окончательно. Тем временем Райский решает проследить за кузиной, чтобы увидеть, кем же является ее возлюбленный. Узнав правду, Борис приходит в ужас. Следующим утром Вера рассказывает кузину о своих отношениях с Марком. Она просит ничего не говорить Татьяне Марковне, поскольку та не переживет этой новости.

Весь дом готовится к именинам Марфиньки. Вера находит в себе силы, чтобы выйти к гостям, хотя чувствует она себя довольно плохо. В тот же день Тушин признается девушке в своих чувствах к ней и делает ей предложение. Но Вера пока не хочет думать о любви и отвергает его. После праздника Марфинька собирается ненадолго уехать к своему жениху, чтобы познакомиться с его семьей.

Борис все-таки решает рассказать бабушке об отношениях своей кузины и Волохова. Та приходит в ужас и покидает имение. Несколько дней она бродит, словно сумасшедшая, а по возвращению домой тяжело заболевает. В тот же день от сильных переживаний у Веры начинается горячка. Татьяна Марковна повела себя очень достойно и великодушно. Узнав о недуге Верочки, она отправляется ухаживать за девушкой, много беседует с ней и вскоре прощает ее. Вера рассказывает ей всю правду и исповедуется ей. Бабушка хочет рассказать девушке и о своем грехе, который она совершила много лет назад, но Вера уговаривает ее не делать этого.

Тем временем в романе Гончарова «Обрыв» содержание рассказывает, что вскоре Вере становиться лучше. Она перестает думать о Марке и занимается домашним хозяйством. Марфинька приезжает ненадолго домой и сообщает, что в октябре состоится ее свадьба. Вера получает несколько писем от Волохова. В них молодой человек признается ей в любви и говорит, что согласен обвенчаться. Девушка рассказывает обо всем Татьяне Марковне, и та настоятельно рекомендует ей забыть об этом человеке. Она пишет ему прощальное письмо. Позже становиться известно, что Марк уехал из города. Он собирается податься в юнкера и отправиться на Кавказ.

Райский проводит время в доме Тушина. Молодые люди уже успели подружиться, и Борис отмечает для себя гостеприимство лесничего. Неожиданно главный герой получает письмо от бабушки с просьбой немедленно приехать. Тот берет своего нового товарища и в тот же день выезжает в Малиновку. Татьяна Марковна сообщает Райскому о том, что Крицкая пустила сплетню, будто бы Вера имела отношения с ним или с Тушиным. Услышав это, лесничий решает взять ответственность на себя. После долгого обсуждения было принято решение сказать всем, что Тушин сделал Вере предложение, на что девушка ответила, что хочет немного повременить. Таким образом ее репутация будет спасена. Сама же Вера ничего не должна знать об этих нелепых слухах. Тушин же даже после отказа девушки все еще влюблен в нее и хочет жениться на ней, но Татьяна Марковна рекомендует ему немного подождать, чтобы Вера оправилась от разрыва отношений с Марком.

В тот же вечер во время беседы бабушка рассказывает присутствующим о своем грехе. Много лет назад она была помолвлена с одним графом. Как-то раз ее жених застал ее на свидании с Титом Нилычем – молодым человеком, который был безумно влюблен в Татьяну Марковну (Борис и сейчас знает Тита – бабушка знакомила их в первый день приезда Райского). Но вот самому графу на тот момент такая ситуация пришлась не по душе – он разорвал отношения с невестой и пригрозился рассказать всем об измене. Взамен на свое молчание он попросил девушку пообещать, что она никогда не выйдет замуж за Тита Ватутина. И даже сейчас, спустя годы, женщина продолжает держать свое слово, хотя по прошествии сорока лет они с Титом все еще очень любят друг друга.

В октябре, как и планировалось, состоялась свадьба Марфиньки. Гостей собралось совсем немного – около пятидесяти человек. После этого в Малиновке стало совсем пусто – Марфинька переехала к мужу, бабушка с Верой временно перебрались из-за ремонта дома в другое имение, куда собираются пригласить на зиму Тита Нилыча. Козлов, временно гостивший у Райского, оправился после измены жены и вернулся домой. Тем временем сам Борис закончил два портрета – Веры и Татьяны Марковны. По городу распространяются слухи о венчании Веры и Тушина, хотя сама девушка об этом и не догадывается.

Райский хочет посвятить Вере роман. Он несколько раз принимается за его написание, однако у него ничего не выходит. После нескольких написанных строк вдохновение у молодого человека пропадает. Он понимает, что ничего не добьется в писательстве, и как главный герой , решает увлечься чем-то новым. В голову ему приходит отправиться в Италию и научиться лепить. Зимой он переезжает со своим старым знакомым в Дрезден, откуда через несколько месяцев попадает и в Италию. Однако и там молодой человек не находит счастья. Он очень хочет вернуться назад в Малиновку. Его постоянно тянет снова увидиться с Верой и бабушкой.

Роман «Обрыв» на сайте Топ книг

Роман «Обрыв» Гончаров читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Это позволило ему попасть в наш рейтинг . Но интерес к роману носит эпизодический характер, поэтому лишь иногда он будет появляться в нашем .

Роман «Обрыв» Гончарова читать онлайн на сайте Топ книг вы можете.

Сочинение

Роман «Обрыв» вынашивался автором около двадцати лет (1849-1869). Гончаров писал: «Этот роман была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места, всю, можно сказать, родную и близкую мне жизнь».

Но любимое детище оказалось далеко не самым лучшим созданием автора. Консерватизм Гончарова, усилившийся в 60е годы, привёл к тому, что оценка соотношения сил в стране, данная в романе, оказалась неправильной. Это выразилось в откровенной идеализации патриархальной старины и во враждебном изображении революционной демократии того времени.

Роман «Обрыв» носил в первоначальных планах название «Художник». Главный герой его - художник Райский. Райский - даровитая натура. Его тянет к искусству - к живописи, поэзии, скульптуре. Но в области искусства он ничего не достигает. Причиной этого является неспособность его к упорному, усидчивому труду, неумение доводить до конца свои замыслы. Райский - это разновидность «лишнего человека» своей эпохи. Уехав за границу, он разделяет участь большинства «лишних людей», метавшихся в поисках счастья с одного места на другое. Идеализация в романе «старой, консервативной русской жизни» нашла себе основное выражение в образе Бережковой-бабушки, как все называют её в романе.

В бабушке всё своеобразно, гармонично. У неё есть дворянская спесь и родовая гордость, она даже несколько деспотична и в то же время умеет быть терпимой и уважать чужое мнение. Она строга и требовательна к людям, но Марфиньку и Веру, своих внучек, любит глубоко и нежно. Образ бабушки в изображении Гончарова превратился в символ «другой великой бабушки» - России патриархальной, старозаветной.

Иное отношение у Гончарова мы видим к представителю революционнодемократических идей Марку Волохову.

Волохов - политический ссыльный. В провинции он с увлечением отдаётся пропаганде материалистических и социалистических идей и объявляет непримиримую борьбу консервативным воззрениям и устоям жизни. Он умён *и наблюдателен. В разговорах Волохова с Райским и Верой проявляются его остроумие и начитанность. Есть у него и другие положительные качества. Так, чувство товарищества толкает его просиживать ночи у постели заболевшего Козлова. Все эти положительные свойства Волохова легко объясняют его влияние на окружающих, в частности на Веру.

Но автора страшили люди, «готовые от почвы праздной теории безусловного отрицания перейти к действию». В «новых людях» Гончарова отталкивали их материализм, прямолинейность и презрительное отношение к эстетике. Поэтому он окрасил

образ Марка густыми непривлекательными красками. Марк превратился у него в тип циника, нигилиста. Отрицание собственности выражается у него в краже яблок из чужого сада. Демонстрируя презрение к традициям. Волохов принципиально пользуется вместо двери окном. Представление о свободе у цего претворяется в проповедь свободной любви, «любви на срок».

В конечном итоге образ Марка Волохова оказался карикатурой на молодёжь 60-х годов. Идеал верности старой бабушкиной морали и отрицание разрушительного влияния новой, революционной идеологии вскрывается в романе также при помощи образов Марфиньки и Веры. У Марфиньки сложившийся взгляд на жизнь, не знающий никаких «проклятых вопросов» и сомнений. В основе этого взгляда лежит традиция, верность идеалам патриархальной, «бабушкиной» Руси. Собственный жизненный идеал её прост и нетребователен. Она вся земная, непосредственная, цельная. «Нет, нет, я вся здешняя, вся вот из этого песочку, из этой травки»,- заявляет она. От неё веет поэзией, радостью, красотой. Это грациозный образ девушки, простой и наивной, гармоничной в сочетании всех своих внешних и внутренних свойств.

Значительно сложнее образ Веры, сестры Марфиньки. Райский, характеризуя Марфиньку, как «луч. тепло и свет», говорит о Вере: «Эта вся - мерцание и тайна,как ночь - полная мглы и искр, прелести и чудес». В противоположность Марфиньке, Вера не удовлетворяется старым бытом и в доме бабушки живёт по-своему, сложным внутренним миром. Она много и серьёзно читает, вырабатывает свой, независимый взгляд на жизнь, рвётся к какомуто ей самой ещё неясному, но прекрасному идеалу.

И когда на её пути появляется Марк с его смелым презрением к рутине, он кажется ей героем, который поведёт её вперёд. Вера влюбляется в него. Однако взгляды на любовь у неё и у Марка оказались различными, и Веру постигает горькое разочарование.

Пережив страсть - эту «грозу жизни», по выражению Райского, Вера смиряется в своих тревожных порывах. Она как бы капитулирует перед тем старым миром, вырваться из рутины которого она так страстно стремилась. Вера приходит к убеждению, что старый, бабушкин порядок «есть существенный, не погрешительный, совершеннейший идеал жизни».

Несмотря на искусственность финала романа, Вера остаётся одним из самых пленительных женских образоз в русской художественной литературе XIX в.

Для понимания авторского замысла романа важен и образ Тушина. Тушин - это помещик, заводчик, лесопромышленник, провинциальный делец. Он умело хозяйничает з своём имении, применяя новые методы капиталистического хозяйства. Райский говорит о нём: «Тушин - наша истинная «партия действия», наше прочное будущее». Нетрудно увидеть, что в лице Тушина Гончаров дал только новый вариант просвещённого дельца, тип которого он ещё раньше приветствовал в лице Адуевадяди и Штольца.

Но тип буржуазного дельца оказался обрисованным у Гончарова только общими чертами. Тушин, как признавался потом сам автор, оказался лишь бледным, неясным намёком «на лучшее большинство» нозого поколения. В романе «Обрыв» особенности таланта Гончарова - эпическая манера повествования, тщательная обработка деталей, превосходный язык - выступают необычайно ярко. Особенно удались Гончарову женские образы романа, достойные кисти автора «Обломова». Веру и Марфиньку можно поставить рядом с образами Татьяны и Ольги из романа Пушкина «Евгений Онегин».

К недостаткам романа следует отнести неверную трактовку образа Волохова, бледность образов Беловодовой и Тушина.

Критика довольно единодушно высказалась против ложной идеи романа. Салтыков-Щедрин в статье «Уличная философия» указывал, что в романе «Обрыв» Гончаров совершенно исказил идею революционного поколения.

Роман «Обрыв» был напечатан в журнале «Вестник Европы» (1869).

История создания

Обычно указывают, что «Обрыв» писался почти двадцать лет с перерывами. На самом деле Гончаров скорее брался на протяжении этих лет за некие разнородные, хотя и смежные замыслы, которые не были завершены. Писатель принимался за роман «Художник» — так возник образ Бориса Райского, и был сделан соответствующий акцент на художнической психологии героя. От начала незавершенного замысла отпочковался фрагмент «Софья Николаевна Беловодова» и был опубликован в качестве повести (1860). На следующий год были напечатаны в качестве самостоятельных произведений фрагменты «Бабушка» и «Портрет». Есть сведения, что шла работа над романом «Вера» — то есть менялся предполагаемый центральный образ, а имеющиеся заготовки на этом этапе, видимо, соответственно внутренне перераспределялись, переакцентовывались.

«Швы» и «стыки», оставшиеся в окончательном тексте романа после объединения в одно целое нескольких «полуфабрикатов», при внимательном наблюдении заметны. Автономность соответствующих его разделов сохранилась.

Основные события, связанные с символом «Обрыв», ставшим окончательным названием произведения, развертываются в приволжском городке. Но подготовленные этюды к «Художнику» попали в текст «Обрыва», и появилось тягучее «биографическое» начало, описывающее детство и взросление Райского, а также история его чувствительной дружбы на грани флирта с «первой кузиной» Беловодовой. Понятно, что данные разделы дополнительно высвечивают образ Райского ("Обрыв"), но сделать это явно можно было бы другими способами и средствами, быстрее и энергичнее. Впрочем, диспропорции, затянутые разделы и иные композиционные особенности, которые естественно признать за недостатки повествования, иногда оборачиваются и своего рода достоинствами. Так, делая несомненно более рыхлым роман как целое, они позволяют Гончарову достигнуть в обрисовке образа Райского ("Обрыв") небывалого для него ранее художественного психологизма.

Образ Райского

В окончательном варианте Борис Райский — по-прежнему человек художественно-творческого склада. В русской литературе трудно найти другие примеры столь же прозорливого, подробного и внимательного изображения личности этого типа. Уже в детстве оказалось, что Райский какой-то иной, чем прочие люди.
Этому герою свойственны необыкновенная наблюдательность в сочетании с неумением логически последовательно мыслить в простых ситуациях, когда прочим детям это дается без затруднения, зато он способен иногда каким-то невероятным озарением, нетривиальным путем («путем сверкающей в голове догадки») добраться до результата раньше других.

Именно Райский со специфическими особенностями его личности избирается Гончаровым на роль героя, вокруг которого выстраивается многогранный сюжет «Обрыва» — и его петербургские, и его волжские перипетии. В город на Волге Райский приезжает дважды. В первый раз — юношей. Гончаров, мало уделявший внимания пейзажным описаниям в первых двух романах, в «Обрыве» вдруг оказывается мастером словесной живописи. Эту грань его писательского таланта помогает здесь выявить, несомненно, то, что описываются родные места самого автора:

Марфенька и Вера

Ко времени второго приезда Райского на Волгу из его шести-семилетних племянниц уже успели вырасти взрослые девушки. Кажется, перед читателем хорошо известная русской литературе пара сестер «Ольга и Татьяна» — на сей раз их зовут Марфенька и Вера. Однако автор вкладывает в их образы неожиданный смысл. Именно простая и искренняя Марфенька, а не самоуглубленная, но склонная к самонадеянным суждениям и «оригинальным» выходкам Вера ближе Гончарову. Марфенька, любящая детей, созданная для мужа и семьи и вообще буквально излучающая нравственное здоровье, едва ли не есть в романе Гончарова его новый писательский идеал героини-женщины. Вере же (по сути, духовной преемнице главных героинь «Обыкновенной истории» и «Обломова») предстоит оказаться на страницах романа жертвой тех житейских соблазнов, от которых абсолютно защищена своей естественностью, верой в Бога и ясной моралью Марфенька.

Образ Марка Волохова

Райский в романе в соответствии с логикой своей эмоциональной натуры поочередно безрезультатно влюбляется во всех трех своих кузин (Софью Беловодову, Марфеньку и Веру). Вера же тайно дружит с местным двадцатисемилетним нигилистом Марком Волоховым, который привык постоянно дразнить жителей городка необычностью своего облика и жизненного поведения. Горький парадокс в том, что от природы умную, начитанную, однако склонную к экстравагантностям (и при этом совершенно неопытную) Веру влечет к этому господину, превратившему свою жизнь в непрерывный дешевый театр, хвастаясь, что «привык уж все в жизни без позволения делать». Подобная «свобода» совершенно не нужна Марфеньке, но в глубине души привлекательна для Веры (впрочем, Гончаров показывает, что Марк неглуп и не лишен особого коварного обаяния, так что его шутовские нагловатые выходки поначалу вызывают определенный интерес, смешанный с жалостью, и у зрелого Райского). В итоге в определенный момент на пике своего увлечения Вера уступает Марку, совершая совместно с ним поступок физически непоправимый и по здравым нормам русской общественной морали XIX в. для девушки непозволительный. После этого она быстро осознает ничтожность сего «нового человека» и с презрением отвергает его неуверенные предложения «обвенчаться».

Образ Тушина ("Обрыв")

В отличие от некоторых героинь «антинигилистических» романов 60 — 70-х годов XIX в. Вера не гибнет. Ее неожиданным спасителем оказывается благородный и великодушный Иван Иванович Тушин, воплощающий в романе новый гончаровский идеал русского человека — отнюдь не «Штольца под русским именем».

Тушин имеет в романе прозвище «лесничий», поскольку «он жил в самой чаще леса». Этот герой устроил единственный в округе паровой пильный завод, держал «сведущего немца», специалиста-лесовода, «но не отдавался ему в опеку», а в свободное время любил читать французские романы, ходил на охоту и время от времени удивлял город «громадной пирушкой». Тушин давно влюблен в Веру, и именно его она избирает для передачи Марку отказа от дальнейших встреч. Взбешенный и униженный Марк исчезает из города, а самоотверженный решительный Тушин заявляет бабушке: «Дайте же мне Веру Васильевну, дайте мне ее!» Между тем Райский по свежим следам событий начинает сочинять роман «Вера»...

Роман "Обрыв": критика

Нужно отметить в целом отрицательное отношение к его роману со стороны «революционно-демократической» критики. Впрочем, громоздкий «Обрыв» был прохладно встречен и критиками других направлений. Подобные факты, однако, не дают настоящих оснований считать произведение «неудачей» Гончарова. Суд современников далеко не всегда справедлив. В начале XXI в. уже вряд ли актуальны волновавшие когда-то критику вопросы наподобие того, есть ли образ Марка Волохова карикатура на революционера-демократа или, напротив, недостаточно резкое его разоблачение. В романе есть немало сторон, сильных в чисто художественном отношении.

Так, Гончаров проявил себя именно в «Обрыве» великолепным бытописателем. Словесные картины жизни волжского городка поражают авторской наблюдательностью и по своей зримости напоминают полотна жанровой живописи.

Питомец натуральной школы неожиданно сказался в знаменитом писателе, который находчиво и непринужденно применяет литературную «технику» физиологических очерков времен его молодости, насыщая повествование и описание множеством конкретных жизненных деталей.

В романе «Обрыв» Гончаровым создан целый ряд ярко написанных колоритных характеров (председатель казенной палаты Нил Андреевич, старинный друг бабушки Тит Никоныч Ватутин, провинциальная «львица» Полина Карповна Крицкая, университетский друг Райского учитель Леонтий Козлов и его жена Уленька, дворовый Савелий и его жена Марина и т. д.).

Эротическая проблематика

Гончаров впервые отдал в «Обрыве» щедрую дань и эротической проблематике, дотоле бывшей своего рода прерогативой такого крупного романиста-современника, как А. Ф. Писемский, но не принадлежавшей к числу характерных черт произведений самого Гончарова. Нельзя не заметить, что случившееся в конце концов с Верой происходит в «Обрыве» на фоне цветастой эротики — читатель как бы подготавливается к этой драме автором. Гончаровым явно не случайно подробно, все с той же картинностью, описываются похождения двух любвеобильных красавиц — Уленьки и Марины. Сюда же следует отнести пребывающую в непрестанной готовности к флирту со всяким свежим человеком Полину Карповну. Да и Райского «страстный змей» однажды доводит то такого состояния, что лишь невинное простодушие Марфеньки спасает саму девушку и отрезвляет «братца». Естественно, все это так подробно изображается писателем, поскольку высвечивает неблагоприятное моральное состояние современного общества, способствующее бедам, в которые попадает молодежь. Однако Гончаров, пожалуй, порой излишне увлекается нагнетанием подобных коллизий, подспудно едва ли не любуясь той же Мариной.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту