Советы по строительству и ремонту

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком‑то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода – все менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все бо́льшую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить все только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества появляется необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX–X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX–X вв. – Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племен, а во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX в. – время появления объединенного Англосаксонского королевства, а Х в. – Датского.

В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Все это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно‑Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен.

В исторической науке давно возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория , в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком прочным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью ) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, все же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства – Киевской Руси. Это было раннефеодальное государство, так как в нем сохранялись пережитки родового строя: элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр . Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путем различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено – они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX–XI вв. народное собрание – вече.

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено прежде всего внутренними, социально - экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы - необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение воин, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.

Власть вождей племенных союзов (князей) и других организаций, оставшихся от рода племенного строя, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.

Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство - землю.

Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых народов, знать не сгоняла крестьян с земли, ранее им не принадлежавшей, а заставляла их плотить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Князья, их дружина, бояре эксплуатировали и рабов, но преобладающими формами классового угнетения становились феодальные.

Вопрос о том, почему разложение первобытно - общинного строя у восточных славян привело (притом важном обстоятельстве, что первое деление общества на классы выразилось в появлении рабов и рабовладельцев) к формированию феодальных отношений, к созданию феодальной государственности, до сих пор достаточно полно не изучен.

Ответ на этот вопрос может быть дан лишь на основе всестороннего исследования конкретно - исторического процесса развития восточно - славянского общества в период разложения первобытно - общинного строя, с учётом особенности земледелия - основного занятия населения - в условиях сурового климата, сложной географической Среды. Широкое применение труда рабов в земледелии восточных славян в значительной степени было затруднено из - за краткости сезона сельскохозяйственных работ и дорогостоящего содержания рабов в осенне-зимние месяцы. В то же время развитие производительных сил позволяло, сохранив крестьянину его собственное хозяйство, получать от него доход (используя внеэкономическое принуждение). Интересно отметить, что и рабов зачастую наделяли землёй хозяйством и превращали, по существу, в крепостных крестьян.

Однако, рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своём развитии рабовладельческую формацию.

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образование этого государства способствовало развитие ремёсел, техники и обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён.

Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля (известный водный торговый путь «из варяг в греки»), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев - кочевников, хазар и других племён нападавших на других славян. Всё это требовало создания объединенных вооруженных сил, лучшей организацией внешней торговли.

Важным фактором, слимулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.

Однако главным было то обстоятельство, что Киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а по тому и сильную дружину мог бы защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошел раньше нежели в других славянских землях. Киевский князь, собирая дань (полюдие) с обширных земель, многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину, наместников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы власти могли играть роль центрального управления, оказывать определённое содействие местным князьям. Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половинеIX в. Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства - Киевское и Новгородское (Славия). Несколько позднее Киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-славянские земли. Древнерусское Киевское государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива.

Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая её заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Черному и Каспийскому морям. Новгород связанный с Ганзейским союзом городов, уже в то время был крупнейшим торговым центром Европы.

Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономике, культуры, усилило военную мощь и помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трёх братских народов (русского, украинского, белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка - древнерусской народности.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов - землевладельцев, угнетению феодально - зависимого населения.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда ещё во многом определялись данью с подчиненных племён, возможностью её вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников - печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

Древнерусское государство - совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставленниками - сыновьями, племянниками, наместниками.

Великий князь являлся старшим по отношению к местным князям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась - всё большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов. Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов - бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.


    ВВЕДЕНИЕ

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

    ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

    ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ

    ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ

    ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ

    ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Восточные славяне в VI-VIII вв. составляли значительную часть населения Восточной Европы. Крупными восточно-славянскими племенными группами были поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи, половчане, северяне, родимичи, вятичи и др. Славяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложения первобытно-общинного строя, зарождения классов. В середине I тысячелетия основными занятием восточных славян было земледелие, наиболее развитое на юге (пашённое земледелие).

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено, прежде всего внутренними социально-экономическими процессами. В первой половине I тысячелетия в более развитых южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытно-общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточно-славянские племена. По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как тягловой силы, возрастала производительность труда. Необходимость в коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела хозяйство самостоятельно.

Появляются частная собственность на земледельческие орудия, хозяйство, продукт труда и частное пользование, и владение участком пахотной земли. Родовая община заменяется территориальной соседской общиной.

Развивается ремесло, всё большее значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его производительности создавали возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделение богатой верхушки, обогащавшейся за счёт эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, «большим» хозяевам (боярам).

Родоплемённые вожди, военачальники, их приближённые (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась и значительная часть рабов из пленных.

Из родоплемённой знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян-общинников.

Разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленнее войны, ставшие средством обогащения путём захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов. В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян-общинников от князей-военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее добровольно приносимая военачальникам дань становится обязательной, прекращается в подать. Кроме того, князья облагали данью покорённые соседние племена, что способствовало княжескому обогащению. Таким образом, социально-экономический строй восточного славянства во второй половине I тысячелетия н.э. характеризуется разложением первобытно-общинного строя, формирование классового общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и, наконец, появлением государства.

Помимо внутренних социально-экономических процессов, большое значение имели и другие факторы – необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение войн, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.

Власть вождей племенных союзов, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.

Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство – землю. Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых народов, знать, не сгоняла крестьян с земли, ранее им принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственники земли.

В то же время развитие производительных сил позволяло, сохранив крестьянину, его собственное хозяйство, получать от него доход. Тут можно отметить, что и рабов наделяли землёй, хозяйством и превращали, по существу, в крепостных-крестьян.

2.ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образованию этого государства способствовало развитие ремесел, техники обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён.

Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля(известный водный торговый путь «из варяг в греки»), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев-кочевников, хазар и других племён, нападавших на восточных славян. Всё это требовало создания объединенных вооружённых сил, лучшей организации внешней торговли.

Важным фактором, стимулировавшим объединение, была определённая этническая общность славян, сходство языческих верований.

Однако главным было то обстоятельство, что киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошёл раньше, нежели в других славянских землях. Создание в Киеве специальные органы власти могли играть роль централизованного управления, оказывать определённое содействие местным князьям.

Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половине IX в. во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское. Несколько позднее киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-славянские земли. Древнерусское государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государства, победоносно воевала с Византией, неоднократно заставляя ее заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Чёрному и Каспийскому морям. Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономики, культуру, усилило военную мощь, помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трёх народов (русского, украинского и белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка – древнерусской народности. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигло в XI в., во время княжения Ярослава Мудрого. Международные связи Руси того времени и взаимоотношения с другими государствами могут быть проиллюстрированы следующими факторами: одна из дочерей Ярослава Мудрого была замужем за французским королём, другая – за норвежским, третья – за королём Венгрии.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев, к угнетению феодально-зависимого населения.

3.ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ

По форме правления Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями с другими князьями строились на основе договоров – крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя, а также права и обязанности князей-вассалов.

В дальнейшем с укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, всё в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя. К середине XII в. новые политические центры настолько усиливались и обособились, что единое относительное централизованное Древнерусское государство перестало существовать. На его территории возникли многие самостоятельные княжества.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась – всё большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними отношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани, судебных пошлин, уголовных штрафов, других поборов (например, мыта – торговой пошлины).

Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов – бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решала важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов, касавшихся всех русских земель, созывались феодальные съезды. Так, на съезде, состоявшемся в 70-годах XI в., обсуждались новые статьи Русской Правды (Правды Ярославичей). Для обеспечения единства русских земель в борьбе с кочевниками, половцами созывались Любечский (1097 г.), Долобский (1103 г.) феодальные съезды. На первом этапе существования Древнерусского государства ещё сохранялась десятичная система управления, когда десятские, сотские, тысяцкие получали некоторые функции государственного управления.

Система органов управления в дальнейшем в Древнерусском государстве определялась характером политической власти при раннем феодализме, которая являлась как бы атрибутом земельной собственности. Крупные земельные собственники самостоятельно осуществляли управления, суд, подавление эксплуатируемых. Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления доменом, вотчиной, хозяйством. Раннефеодальное государство не различало органов государственного управления и органов управления делами князя, его двором и хозяйством.

Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них были дворецкий, управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооружённые силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги – тиуны. Такая система управления называлась дворцово-вотчинной.

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Великокняжеские наместники и волостели посылались не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена великого князя. На землях местных князей суд и управление находились в руках посылаемых ими наместников и волостелей.

По мере развития феодальных отношений право управления, суда, сбора податей все в большей мере сосредоточивалось в руках крупных феодалов. Каждый крупный феодал имел свой аппарат власти и принуждёния – дружину, слуг.


Имеющиеся сведения о возникновении государства восточных славян касаются главным образом двух городов: Киева и Новгорода. Эти сведения отражены в некоторых древних летописях, а также в легендах. Некоторые исследователи считают, что Древнерусское государство возникло в начале IX века, некоторые - в конце IX века. Есть мнение, что государство вначале возникло в Новгороде, другие - что в Киеве. Есть и другая точка зрения, что государство возникло и в Новгороде и в Киеве независимо друг от друга, а с момента захвата князем Олегом Киева образовалось государство с центром в Киеве.

Большинство склоняется к тому, что государство возникло в конце IX века, примерно в 882 году, с центром в Киеве.

Образование Древнерусского государства древняя летопись, связываемая с Рюриком - варяжским князем. Согласно одной из легенд в Новгороде возникли разногласия между старейшинами. Один из старейшин Гостомысл обратился за помощью к Рюрику, чтобы он поддержал его в борьбе с противниками. Рюрик воспользовался этим, ворвался в 862 году с дружиной в Новгород, убил старейшин, в том числе и Гостомысла, и стал князем в Новгороде. Какой был строй в Новгороде в то время, легенда ничего не сообщает. Если исходить из того, что в городе были старейшины, то надо полагать, что там был еще первобытнообщинный строй. Стал ли Новгород государством, во время правления Рюрика, нет данных для ответа на этот вопрос.

Имеются сведения (из легенд), что в Киеве образовалось государство, которое основал легендарный князь Кий. Последним из этой династии был Аскольд, которого убил князь Олег, когда завоевал Киев.

Противоречивые сведения легенд, летописей и других источников породили появление реакционной, так называемой нормандской теории происхождения Древнерусского государства.

Согласно этой теории Древнерусское государство было создано не славянами, а варягами. Получается, что славяне не была способны создать свое государство. Для этого понадобилось вмешательство иностранных завоевателей. Довод о том, что славянские племена были завоеваны варягами не находит подтверждения. Он явно нелепый, ибо малочисленные варяги не могли завоевать многочисленный народ.

Используется и другой довод. В летописи есть сведения о том, варяги были призваны на княжение к русским (теория приглашения).

Факт приглашения варягов на княжение, видимо, мог иметь место. Мы не отвергаем существование Рюрика. Однако это не является доказательством того, что государство создали варяги. К этому времени государство уже могло сложиться и господствующий класс принял решение пригласить варяжскую дружину. Варяги были хорошими воинами, это являлось их основным занятием. И многие народы пользовались их услугами для защиты своей страны, либо для захватнических походов.

Когда появились варяжские князья на Руси - до образования государства или после этого, были ли они приглашены или выступали в роли завоевателей? Все эти вопросы не выяснены историками до сих пор и вполне возможно, что никогда точных сведений об этом не будет. Однако это не имеет принципиального значения для решения вопроса об образовании Древнерусского государства. Если даже допустить, что появление варягов в Новгороде, а затем и в Киеве совпало с образованием Древнерусского государства, то этот факт не может объяснить причины образования государства.

Подобные события могло быть простой случайностью, которая не могла повлиять на создание государственности у восточных славян.

Согласно нормандской теории, варяги внесли элементы определенной культуры в полудикие славянские племена, объединив их в государство, установив там определенный правопорядок. Такое объяснение ничего общего не имеет с подлинно научным пониманием исторических процессов. Допустим, что восточные славяне действительно в тот момент были крайне отсталы в своем развитии. Каковы бы ни были Рюрик и Олег или другие варяги, они не могли создать государство, т. е. политическую организацию господствующего класса. Государственная власть не могла появиться по желанию одного лица или его дружины. Варяги, кстати, были не боги, а всего лишь примитивные воины, которые хорошо владели оружием, но на развитие экономики влиять не могли, надо полагать, что они даже ничего не понимали в земледелии, хотя пришли в земледельческую страну.

Варягов, конечно, могли пригласить на княжение. Но пригласить мог господствующий класс или те социальные слои, которые уже были готовы превратиться в господствующий класс. Нужна была вооруженная сила варягов господствующему классу для укрепления своего господства.

Случай приглашения князей извне были и в дальнейшем. Например, Новгородская феодальная республика в период расцвета своего могущества приглашала Московского князя Александра Невского. Приглашал его, конечно, господствующий класс этого государства. Какую же роль этот князь играл во внутреннем развитии этого государства. Никакой не играл. Он выполнял волю господствующего класса, руководил вооруженными силами. Его просто наняли для выполнения определённой функции как военного специалиста. Нормандская теория пытается затушевать классовую сущность происхождения Древнерусского государства.

Точную дату, год или месяц, когда образовалось Древнерусского государства, видимо, определить пока невозможно. Можно лишь сделать следующий вывод, что Древнерусское государство возникло не позже, чем в IX веке. Не исключено, что и раньше, чем в IX веке, но пока данных об этом мы не имеем. Имеется документ, из которого видно, что Древнерусское государство уже существовало в конце IX века. Это договор Олега с Византией 911 года. Этот договор содержит правовые нормы Древнерусского права, которые уже действовали до заключения договора.

Процесс образования государства у восточных славян проходил также как и у других народов. На определённом этапе общество устраивал родовой строй. Имущественного неравенства в тот период ещё не было. Правда, в общественном положении между людьми было некоторое неравенство. Общественное самоуправление было организованно так, что были старейшины (более мудрые и опытные). Также были вожди и военачальники. Но выдвижение этих людей на определенные ключевые позиции в обществе зависело от их личных качеств, личного авторитета.

Вожди и старейшины пока действовали бескорыстно на пользу общества в целом. Они были слугами народа, никаких особых имущественных или других привилегий за свою службу они не имели. Основной ячейкой самоуправления тогда была община вначале родовая, а затем соседская.

Дальше действуют общие закономерности развития общества. В результате разделения труда повышается производительность труда. Материальных благ люди производят всё больше. Появляется возможность для получения прибавленного продукта. Отсюда и возможности для присвоения этого продукта какой-либо группой людей. Слуги народа постепенно превращаются в лиц, которые присваивают прибавочный продукт. Появляется имущественное неравенство, появляются классы. Возникает потребность у бывших слуг народа закрепить своё положение. Вместе с классами и частной собственностью возникает государство как политическая организация господствующего класса.

У восточных славян были вожди племён и князья. Имелась у каждого племени дружина, которая вела войны. Дружина вместе с князем не производили непосредственно продукты, она находилась на содержании у общества не только во время войны, но и в мирное время. Постепенно военная служба превратилась в профессию. В дальнейшем князь и дружины стали присваивать материальных благ больше, чем требовалось на прожитьё. Это присвоение шло вначале из военной добычи - львиная доля князю и дружинникам. Затем дружина стала собирать дань у населения, вначале это являлось общественной обязанностью, затем стало принудительной данью.

У восточных славян князья и их дружины стали основным костяком господствующего класса. Дружина князя стала выполнять роль примитивного, но уже государственного аппарата, обеспечивающего принуждение населения к выполнению определённых обязанностей. В конечном счёте, у восточных славян возникло эксплуататорское государство. Основными функциями его, как и любого эксплуататорского государства, были: внутренняя функция - подавление сопротивления эксплуатируемых масс, внешняя захват чужих земель и чужих благ (при защите собственных благ от нападений извне). Эти функции во вновь возникшем государстве выполняла дружина.

Под общественным строем мы понимаем экономическую основу и социальную структуру общества. На основании данных современных учёных предполагается, что в момент образования государства у восточных славян сложились уже феодальные отношения. Длительное время ещё дореволюционная наука отрицала наличие феодальных отношений в Древней Руси. Сомнения основывались на том, что в то время отсутствовала основная характерная черта феодализма - наличие крепостных крестьян, прикреплённых к земле и эксплуатируемых феодалами. Не было данных о феодальной собственности в то время.

Нет сведений о том, что в IX и Х веках было боярское землевладение, есть кое-какие данные о том, что только в конце Х века появляется землевладение у Великого князя. Князь и его дружинники вначале не интересовались земледелием и собственным хозяйством. Они получали соответствующий корм от населения, которое платило дань. Большинство населения тогда были свободные общинники.

В XI веке появляется уже феодальные землевладения у князя и у дружинников, но их роль незначительна по сравнению с землевладением свободных общинников. Эти феодальные хозяйства не могли составлять экономическую основу общества. Экспроприации общинной земли в этот период не было, поскольку земли было много, поэтому не было смысла её захватывать. Кроме того, князь и правящая верхушка не обладали тогда ещё достаточной силой.



В самом начале статьи надо отметить, что вопрос возникновения государственности у восточных славян, сложен и неоднозначен. Ему посвящены многие книги и научные труды. В паре абзацев не раскрыть всю многогранность и глубину темы. Целью же этого текста является создание общей картины в голове читателя, попытка заинтересовать его в расширении знаний и дать представление о прошлом.

Было определено, что образование государства у восточных славян шло с IV по IX века. Началом Киевской Руси принято считать 882 год, когда Вещий Олег объединил Новгород и Киев. Ещё раньше, в 862 году, варяжский князь Рюрик был призван на княжение в Новгород – некоторые учёные называют эту дату отсчётом государственности.

Возникновение государственности у восточных славян

О чём же свидетельствовало призвание варягов? О том, что к тому времени уже сформировался какой-никакой государственный аппарат, и, грубо говоря, Рюрика было куда приглашать – именно так говорит «прославянская» теория.

Норманнистская теория, в противовес, утверждает, что государственность восточных славян целиком и полностью образовалась благодаря князьям варягам.

Холодная война между двумя взглядами на славянскую историю длится и по сей день. Её не позволяет преодолеть малое количество источников. В таком положении особенно важной становится научная этика, ведь для доказательства своей правоты стороны готовы на губительные для мировой истории, неэтичные поступки вроде замалчивания неугодных фактов.

Современный же взгляд на исторический спор заключается в компромиссе. Если говорить о наиболее распространённой в России точке зрения (в частности, преподаваемой в школах), то она звучит так: «Да, варяги были призваны на княжение и способствовали возведению порядка в землях славян, но основной процесс зарождения государства исходил из ряда закономерностей и причин, на которые норманны вовсе не влияли».

А именно:

— Ещё до призвания Рюрика начался переход от родовой общины к соседской. Важная веха в — развитии народов.

— У восточных славян, несмотря на разделения племён, уже существовал общий язык.

— До IX века шло социальное расслоение. У славян уже существовали свои князья, родовая знать.

— У славян формировались чёткие границы своих земель.

— Ещё до призвания Рюрика формировалось ремесло и развивалось хозяйство. Уже существовал подсечно-огневой способ, бортничество и т.д.

— Задолго до появления древнего государства у восточных славян уже существовали деньги.

— Правславянское самосознание возникло задолго до княжения Рюрика на Дунае, то есть уже тогда славяне считали себя единым народом.

Повесть временных лет

Одним из основных источников сведений о появлении государства восточных славян является «Повесть временных лет». Этот культурный памятник действительно бесценен и не раз помогал исследователям. Но, как известно, для подтверждения факта нужно более двух источников. И при критическом подходе зачастую оказывалось, что «Повесть временных лет» передавала события не точно, а где-то автор вовсе мистифицировал события.

Повесть временных лет

Роль государства в жизни самих славян была настолько же велика, как и роль природы, дарившей жизнь. Вся история России от Киевской Руси до новейшего времени говорит о том, что государство был властецентрично. И истоки этого явления лежат как раз-таки в древности, когда поляне, древляне, родимичи, кривичи, словене и ряд других племён организовались в огромную страну на востоке Европы. Славянам приходилось терпеть тяжёлые природные условия и постоянные набеги кочевников. Из-за такого положения формировался жёсткий гос. аппарат, который использовал насилие в значительной степени больше, чем другие методы.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту