Советы по строительству и ремонту

Загадка Вильгельма Телля

Легенда про Вильгельма Телля известна всем. Легендарный народный герой Швейцарии, живший в конце XIII - начале XIV века, уроженец кантона Ури, искусный лучник, борец за независимость своей страны от Австрии и Священной Римской империи, гордый швейцарский крестьянин отказался кланяться шляпе австрийского наместника. И за это жестокий ландфогт приговорил его к изощренному испытанию: он должен был стрелять из лука в яблоко, стоящее на голове его малолетнего сына. Телль выстрелил и попал в цель, хотя в случае промаха был уже готов отправить следующую стрелу в каменное сердце наместника. Какова же доля правды в этом предании? В Швейцарии много памятников свободолюбивому герою, но установлены они в честь реального человека или это некий собирательный образ вольнолюбия и независимоcти? Существовал ли в действительности этот лучник, обладающий феноменальной меткостью?

История о Вильгельме Телле примыкает к циклу рассказов об образовании конфедерации, которое произошло в конце XIII века. В то время Швейцария была завоевана австрийцами. Через Альпийские горы шел торговый путь в Италию, и Швейцария была ключевым пунктом на этой дороге. Австрийские Габсбурги хотели присоединить Швейцарию к своим владениям и поставили во главе ее своих жестоких и корыстолюбивых наместников. Расположенные в альпийских долинах лесные кантоны (то есть самостоятельные области) Швиц, Ури и Унтервальден заключили между собой в 1291 году тайный союз. Крестьяне и горцы поднялись на борьбу за независимость своей родины. Особенно ожесточенная борьба велась между швейцарцами и австрийцами в конце XIII века. Герои борьбы за независимость Вальтер Фюрст, Вернер Штауфахер и Арнольд Мельхталь (лица бесспорно исторические) решили оказать сопротивление жестокому наместнику. Они созвали народное собрание в долине Рютли у Фирвальдтштетского озера, где заключили «вечный союз» и поклялись бороться за свободу родины.

Хотя события, в которых участвовал Вильгельм Телль, происходили в XIII веке, однако первые письменные источники, упоминающие о них, относятся ко второй половине XV века. Это труд анонимного летописца, который называется «Белой Книгой», а рукопись хранится в архивах Сарнена. Около 1470 года появились и первые записи баллад о Вильгельме Телле.

Гесслер заметил, что Телль спрятал под камзолом вторую стрелу, и спросил, зачем он это сделал. Телль пытался увернуться от ответа, но ландфогт настаивал: «Скажи мне правду. Обещаю тебе, что ты останешься жив». Телль сдался: «Так как ты мне обещаешь, что я останусь жив, то я скажу тебе правду: если бы моя стрела не попала в цель и я убил бы своего сына, то я направил бы свой лук на тебя». Ландфогт рассердился (мягко сказано!): «Да, правда, я обещал тебе жизнь, но я помещу тебя в такое место, где ты больше не увидишь ни солнца, ни луны». Он велел связать Телля и посадить его в лодку. Лук положили сзади него (зачем?). Гесслер тоже сел в лодку, и они поплыли по озеру к Аксену. Когда лодка достигла этой скалы, поднялся сильный ветер, и Гесслера со спутниками охватил сильный страх. Один из лодочников обратился к Гесслеру: «Видите, что нам грозит. Прикажите развязать Телля и велите ему нас спасти. Он силен и умеет управлять лодкой». Ландфогт сказал Теллю: «Если ты обещаешь нас спасти, то я велю развязать тебя».

Телль согласился и стал грести, а сам все посматривал на свой лук. Достигнув площадки, которая теперь называется площадкой Телля, он схватил свой лук, выскочил на берег и оттолкнул лодку ногой. Пока спутникам Гесслера удалось справиться с лодкой и пристать к берегу, Телль уже был далеко.

Он прошел весь Швиц и добрался до Кусснахтского ущелья, через которое обязательно должен был проезжать Гесслер. Телль дождался ландфогта и убил его, а потом через горы вернулся в свой родной Ури.

На этом история про Вильгельма Телля и заканчивается. У летописца Телль принимает участие в борьбе за независимость, но является уже второстепенной фигурой. В традиции же кантона Ури Телль является одним из главных героев борьбы за образование союза кантонов. Считается, что с того момента, как Телль застрелил Гесслера, и началось массовое восстание против австрийцев. В сочельник 1315 года швейцарцы праздновали победу и освобождение от ига австрийцев. Вильгельм Телль стал одним из национальных героев Швейцарии, его именем названо множество мест в стране, построены посвященные ему часовни и поставлены памятники.

Другой первоисточник, в котором рассказывается о Телле как о реальном историческом лице, это «Швейцарская хроника». Эта история упоминается в 1570 году швейцарским историком Эгидусом (Гильгом) Чуди (1505 - 28.2.1572) в «Хронике Гельветикум», главном труде его жизни. Она охватывает 1000–1400 годы, и вошли в нее многие впервые им собранные источники. Когда через три века ее стали подробно изучать, оказалось, что Чуди для полноты и стройности включил в хроники легенды и вымышленные сведения. Его репутация как серьезного историка пострадала, но зато осталась жить легенда о Вильгельме Телле.

В изложении фактов и имен героев Эгидус Чуди не расходится с анонимным автором «Белой Книги». Те из историков, которые считают легенду о Вильгельме Телле именно легендой, объясняют совпадения простым заимствованием: Эгидус Чуди процитировал «Белую Книгу» без ссылки на источник. Что ж, в те времена такое было в порядке вещей, закона об авторском праве не существовало, а переписчик вполне мог приравнивать себя к автору текста. Сторонники реальности истории Вильгельма Телля, наоборот, в совпадении подробностей усматривают доказательства подлинности событий, о которых пишут одинаково два источника.

Ну а первые документы, в которых ставится под сомнение правдивость изложенных выше историй, появились еще в 1607 году. Как видим, историческая критика не дремала! Указывалось, что в исторических источниках нет упоминаний ни о Телле, ни о Гесслере, хотя сохранилось много рассказов о превышении власти ланд-фогтами. Обращалось внимание на странный маршрут передвижений Телля и Гесслера (можно было двигаться более короткой дорогой) и т. д.

Главным же аргументом критиков было то обстоятельство, что предания о таком стрелке встречаются у многих народов в самые различные времена. Точно так стреляли скандинавы, критянин Алкоп, болгарин Дигенис, украинец Данило Ханенко и прочие герои мифов и легенд. Такие истории известны у азиатских народов, в прирейнских областях, но наиболее известны датские, исландские и английские легенды.

Мотив об искусном стрелке играет важную роль в песнях и сказаниях германских народов. Уже в одной из песен Эдды, относимой к VI веку, затем в Вилькина-саге и Нифлунга-саге появляется сказание об искусном стрелке Эйгиле. Король Нидунг (то есть завистливый) кладет яблоко на голову трехлетнего сына Эйгиля Орвандиля. Эйгиль был вынужден повиноваться под угрозой наказания. Он вынимает три стрелы, вставляет первую в лук и попадает в середину яблока. Король хвалит его за ловкость, а потом спрашивает, почему он приготовил три стрелы, когда ему была нужна только одна? Эйгиль отвечает: «Если бы первой стрелой я убил своего сына, две другие попали бы в вас». Король пришел в восторг от ответа храброго воина и взял его в свое войско. Предполагают, что сага об Эйгиле возникла в Северной Германии, проникла на Скандинавский полуостров и оттуда вернулась в Германию в скандинавской обработке.

Сказание об искусном стрелке неоднократно встречается и в норвежской истории. Так, Олаф II Святой (ум. в 1030 г.) понуждает к такой опасной стрельбе храброго воина Эйндриди. Король Харальд III (ум. в 1066 г.) заставляет богатыря Геминга стрелять в орех, положенный на голову его брата. На Фаросских островах записан рассказ о том, как Гейти, сын Аслака, по требованию короля сбил стрелой с головы брата лесной орех.

Датская легенда очень похожа на исландскую. Сказание об искусном стрелке встречается у датского писателя XII века Саксона Грамматика (ум. в 1203 г.) в десятой книге его «ШвШпа Оашса», записанной около 1185 года. Однако перевод на немецкий язык был сделан только в 1430 году, литературная обработка появилась в 1480 году, а напечатан он был в 1514 году. Говорить о заимствовании сюжета легенды у Саксона Грамматика трудно, хотя именно на этом настаивали первые критики. Вот краткое изложение рассказа Саксона Грамматика.

У короля Харальда Синезубого, жившего в X веке, был в услужении искусный стрелок Токи или Токко. Он похвастал в пьяном виде, что собьет стрелой самое маленькое яблоко наверху шеста. Жестокий Харальд велел поставить вместо шеста маленького сына Токи. Токи также вынимает три стрелы и первой стрелой попадает в яблоко. На вопрос короля, зачем он вынул три стрелы, Токи отвечает: «Чтобы отомстить тебе, если бы первая не попала в цель». Король рассердился и хотел подвергнуть стрелка новому испытанию, но Токи, как и Телль, сумел скрыться, а впоследствии убил Харальда стрелой во время битвы Харальда с восставшим против него собственным сыном. Как в Швейцарии Гесслер, так и в Дании Харальд вызывают своими жестокостями народное возмущение и погибают от руки ловкого стрелка.

Наряду с германскими и скандинавскими сказаниями об искусном стрелке существовали и финские. Воспоминание о национальном герое, отличавшемся меткой стрельбой, в Эстонии и Финляндии привязано ко многим местным названиям, причем герой этот носит имя Телль или Толя. Эсты, карелы и финны указывают на камень Телля, гробницу Телля, развалины его замка.

Существует целый ряд сказаний об искусном стрелке у народов, населяющих Венгрию, Буковину и Трансильванию. Подобное с рассказом о Телле сказание встречается в «Языке птиц» персидского писателя первой половины XII века Ферид-Эддин-Аттара. Здесь царь сбивает стрелой яблоко с головы своего любимого пажа, который умер от страха, хотя стрела не задела его. Следует вспомнить и древнее сказание о Камбизе, переданное Геродотом: Камбиз стреляет в сына своего придворного Прексаспеса и поражает его в сердце. Еще более интересно классическое сказание о критянине Ал копе, сбившем с головы своего сына змею, не зацепив его.

Славянскому миру тоже не чужды сказания об искусном стрелке, похожем на Телля. В болгарском сказании герой носит одинаковое имя с главным богатырем новогреческого героического эпоса Дигениса. Есть подобные сказания и у сербов. На Украине похожее предание вошло в фамильную историю семьи Ханенко: Данило Ханенко сбил пулей головной убор красивой казачки и женился на ней.

И все эти легенды очень похожи, хотя в швейцарской есть и своя специфика: две стрелы, путешествие по озеру и т. д.

Можно считать почти доказанным, что Вильгельм Телль, легендарный герой освободительной войны швейцарского народа, лицо именно легендарное, а не историческое. Однако легенда, основывающаяся на древнем народном сказании о метком стрелке, настолько срослась с былью, что хроника XVI века сообщает даже «точную» дату знаменитого выстрела Вильгельма Телля - 18 ноября 1307 года. Выстрел этот, как рассказывают, явился сигналом к народному восстанию. Спустя восемь лет (в 1315 г.) вольные горцы разбили войско Габсбургов в битве при Моргартене и навсегда изгнали австрийцев из Швейцарии. Предание говорит, что Вильгельм Телль принял участие в этом сражении. Поэтому можно сказать, что в легендах о нем скорее всего реализуется память о подлинных героях народного восстания.

Долго спорили и о том, каким оружием пользовался Вильгельм Телль (если существовал): луком или арбалетом? Историк Фриц Карл Матис поставил под сомнение существование самого стрелка и доказал, что даже если бы Телль и существовал, то он не сбивал яблока с головы своего сына и не убивал злого правителя страны стрелами из арбалета. Дело в том, что арбалета у Вильгельма Телля не могло быть. Это оружие появилось в Швейцарии значительно позже, спустя 100 лет после описываемых в легенде событий. Ученый доказал, что и сама легенда вошла в моду одновременно с новым оружием. О результатах своего исследования Матис поведал в канун национального праздника - 695-летия со дня основания Швейцарской конфедерации, вызвав у швейцарцев огорчение.

Сторонники подлинности предания о Вильгельме Телле старались обосновать свои теории. Они приводят массу аргументов, ссылаясь, в частности, и на то, что прочие имена в истории с участием Вильгельма Телля - подлинные: и Вальтер Фюрст, и Вернер Штауфахер, и Арнольд Мельхталь не вызывают сомнения в факте своего существования.

Итак, споры об этой истории продолжаются уже несколько столетий. В заключение можно привести строки швейцарского историка Антуана Гесслера (уж не родственник ли злого ландфогта?): «Швейцарцы могут утешаться этим сказанием и гордиться им. Предание о Телле является прекрасным символом любви к свободе и силы нашей демократии. Оно имеет право на место в наших сердцах, и никто не может его у нас отнять. Гордо возвышается на площади Альторфа бронзовая статуя Телля. Ей нечего бояться ни суда исторической критики, ни суда моралистов».

Из книги История Англии. От ледникового периода до Великой хартии вольностей автора Азимов Айзек

Глава 9 Сыновья Вильгельма Наследование Одним из источников несчастий, постигших Англию в результате нормандского завоевания, стало то, что теперь остров был тесно связан с континентом. Вильгельм правил в Англии и Нормандии, но именно Нормандия была его домом. Его

Из книги Мифическая война. Миражи Второй Мировой автора Соколов Борис Вадимович

Миф «Вильгельма Густлоффа» Миф потопления крупнейшего немецкого лайнера «Вильгельм Густлофф» советской подводной лодкой С-13 капитана Александра Ивановича Маринеско заключается в том, что эта победа имела чуть ли не стратегическое значение, поскольку вместе с

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Английская версия истории Вильгельма Вкратце, история Вильгельма в традиционном изложении такова (см., например, , с.343).Полное его имя: duke William I of Normandy, the Bastard, Conqueror, т. е. Вилльям (Вильгельм) I герцог Норманский, Завоеватель, Незаконнорожденный (, с.197 и ).Эдуард

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

15.2. Английская версия истории Вильгельма Вкратце, история Вильгельма в современном изложении такова , с. 343. Полное его имя: duke William I of Normandy, the Bastard, Conqueror, то есть Вилльям (Вильгельм) I Герцог Норманский, Завоеватель, Незаконнорожденный , с. 197; и . См. старое его

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

4. Начало правления Вильгельма II. Отставка Бисмарка. Борьба Вильгельма 11 с социал-демократией. Торговые договоры. Гражданское уложение. Общий характер первых 15 лет царствования После всего сказанного выше ограничимся лишь самой краткой формулировкой положения вещей,

Из книги Все мифы о Второй мировой. «Неизвестная война» автора Соколов Борис Вадимович

Миф «Вильгельма Густлоффа» Миф потопления крупнейшего немецкого лайнера «Вильгельм Густлофф» советской подводной лодкой С-13 капитана Александра Ивановича Маринеско заключается в том, что эта победа имела чуть ли не стратегическое значение, поскольку вместе с лайнером

Из книги Великие исторические сенсации автора Коровина Елена Анатольевна

Загадка отступления Фридриха-Вильгельма II Это таинственное событие – одно из самых загадочных в мировой истории: почему во времена Французской революции войска сторонников монархии под руководством прусского короля, почти дойдя до Парижа, неожиданно повернули обратно

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Меры Вильгельма по организации управления Почти сразу же после завоевания началась постройка королевских замков. Это были простые замки на земляных насыпях, окруженные рвами и палисадами, и более сложные, с системой валов, в плане напоминающей раковину, и, наконец,

Из книги Вильгельм I и нормандское завоевание Англии автора Барлоу Фрэнк

Глава I МОЛОДОСТЬ ВИЛЬГЕЛЬМА (1027–64 гг.) В 1027 или 1028 г. Герлева, младшая дочь скорняка Фулберта, зажиточного фалезского горожанина, родила сына. Она стала любовницей Роберта, младшего сына графа Ричарда II Нормандского, в те времена, когда тот управлял графством Иемуа под

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ВТОРЖЕНИЕ В АНГЛИЮ ВИЛЬГЕЛЬМА ЗАВОЕВАТЕЛЯ До поры до времени Англия была лишь западной периферией Европы. Приход к власти нормандцев - важнейшая веха в истории Англии, серьезный шаг на славном пути возвышения этой державы.В 1042 г. английский престол снова перешел из рук

Из книги Вильгельм Завоеватель. Викинг на английском престоле автора Дуглас Дэвид

Глава 6 Правление герцога Вильгельма В предыдущих главах мы наглядно показали, что усиление власти герцога Вильгельма за два десятилетия, предшествовавшие завоеванию Англии, напрямую связано с ренессансом церковной жизни и развитием новой нормандской аристократии. Его

Из книги Англия. История страны автора Дэниел Кристофер

Сыновья Вильгельма Завоевателя Вильгельм Рыжий, 1087–1100 годыУ Вильгельма I было три сына. Старшему из них, Роберту, он даровал нормандские владения. Второй сын - Вильгельм, который за цвет своих волос получил прозвище Рыжий, стал после смерти отца королем Англии. Третьему

Из книги Рыцарство от древней Германии до Франции XII века автора Бартелеми Доминик

Из книги Завоевание Англии норманнами автора Джуитт Сара Орн

VIII. Юность Вильгельма Завоевателя Героизм славных сердец со временем ослабевает, но стремление бороться, искать и не сдаваться остается. Теннисон В ряду вошедших в историю личностей был человек, знаменитый тем, что, похоже, более, чем кто-либо другой, олицетворял свою

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

В гостях у Вильгельма Пика Какая колоссальная работа потребовалась, чтобы очистить будущую столицу ГДР от руин и завалов после гигантского сражения между победоносными советскими войсками под командованием маршала Жукова и последними частями преступного

Из книги Тайна Катыни, или Злобный выстрел в Россию автора Швед Владислав Николаевич

ПОКАЗАНИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА ШНЕЙДЕРА 13а Бамберг Якобсберг 22 Перевод с немецкого США - зона Германии Бамберг, 2.IV.1947 г. В ПОЛЬСКОЕ ВОЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО Я имею возможность сообщить Министерству обстоятельные данные о том, какой немецкий полк произвел убийство польских

Год создания: 1933 год.

Холст, масло;

Оригинальный размер: 201,5 х 346.

Современный музей, Стокгольм

Эта большая картина целиком и полностью сотворена магией сечентиской светотени Караваджо и Риберы. Что касается Вильгельма Телля, то на сей раз он - Ленин, "отец", над которым насмехаются, ритуально глумятся, чтобы нейтрализовать его воздействие. Картина вызвала гнев Бретона: он требовал ни более ни менее как уничтожить полотно, угрожая в противном случае изгнать Дали из группы сюрреалистов.

В ней легенда Вильгельма Телля смешана с жизнью Ленина. Длинная ягодица Ленина подперта костылем, другой костыль подпирает длиннющий козырек его кепки. Ленин держит в руках ребенка, которого он собирается по всей видимости съесть. В этой картине опять отображены детские страхи Дали. Фигура Ленина как фигура его отца, который ему угражает, как опасность. Он смотрит угнетающе и жадно, собираясь его съесть.

Эта картина была отправлена Сальвадором Дали в Салон Независимых. Там она вызвала бурю гнева со стороны Андрэ Бретона, который расценил это как "антиреволюционный поступок". Бретон, сопровожддаемый несколькими единомышленниками, даже попытался сорвать холст. однако картину предусмотрительно повесили достаточно высоко и акт вандализма не удался. Бретон призвал изгнать Дали из рядов сюрреалистов, но на сей раз его не поддержали, и все закончилось шуткой.

Образ картины у Дали возник, как и многие другие, в его сне. Об этом он поделился с Галой: "У меня есть потрясающая идея! Вот увидишь, все от нее просто обалдеют, а уж особенно сюрреалисты. Даже не пытайся меня отговаривать, представь, этот новый Вильгельм Телль уже дважды являлся мне во сне! Ясно, что я имею ввиду Ленина. Я хочу написать его с ягодицей трехметровой длины, которую будет подпирать костыль. Для этого мне понадобитсся пять с половиной метров холста...Я обязательно напишу своего Ленина с этим его лирическим аппендиксом, чего бы мне это не стоило, пусть даже за это меня исключат из группы сюрреалистов.

На руках у него будет маленький мальчик - это буду я. Но он будет смотреть на меня людоедскими глазами, и я закричу: "Он хочет меня съесть!"

"Дневник одного гения" С.Дали

Описание картины Сальвадора Дали «Загадка Вильгельма Телля»

Дали создал полотно «Загадка Вильгельма Телля» в 33 году. В настоящее время картина находится под охраной Стокгольмского Музея современного искусства.

Идея к Дали пришла в то время, когда он спал. Не удивительно, ведь так происходило со многими его шедеврами. В воображении автора Телль был воплощением его отца. К слову сказать, он не оставил своему сыну ничего в наследство.

На холсте главный персонаж изображен с ленинским лицом. Сначала кажется абсурдом, но в реальность задумка элементарна. В более ранних работах художник не раз прибегал к образу Ленина. Проста сам Дали разделял коммунистические настрои политического лидера, поэтому почитал его как мог.

Художнику хотелось вызвать у своих противников ярость и негодования. По этой причине картина больше напоминает недвусмысленную насмешку. У вождя здесь длинная ягодица, подпираемая одним из костылей. Второй подобный костыль служит опорой для длинного козырька ленинской кепки. И то, и другое ассоциируется у автора со смертью. Вдобавок к этому руки персонажа заняты сидящим на них ребенком.

Страхи художника из детства перенеслись на холст. Ленин - это его родной отец, изображенный именно таковым. Его грозный взор устремлен на ребенка. Кажется, что еще секунда, и он проглотит малыша. А ребенок - это есть Сальвадор.

Впервые автор выставил произведение в Салоне Независимых, где все увидевшие ее сюрреалисты пришли в ярость. Дали достиг поставленной цели. Все восприняли изображенный образ карикатурой на Ленина. Андрэ Бретон и вовсе назвал настрой Дали антиреволюционным.

Некоторые даже пытались выхватить картину, чтобы уничтожить ее. Однако им этого не удалось, так как холст повесили очень высоко. Подобная выходка стоила Дали исключением из группы сюрреалистов.

Сальвадор Дали «Загадка Вильгельма Телля» (1933).
Холст, масло. 201,5 х 346 см
Современный музей, Стокгольм

В ней легенда Вильгельма Телля смешана с жизнью Ленина. Длинная ягодица Ленина подперта костылем, другой костыль подпирает длиннющий козырек его кепки. Ленин держит в руках ребенка, которого он собирается по всей видимости съесть. В этой картине опять отображены детские страхи Дали. Фигура Ленина как фигура его отца, который ему угрожает, как опасность. Он смотрит угнетающе и жадно, собираясь его съесть.

Эта картина была отправлена Сальвадором Дали в Салон Независимых. Там она вызвала бурю гнева со стороны Андрэ Бретона, который расценил это как "антиреволюционный поступок". Бретон, сопровождаемый несколькими единомышленниками, даже попытался сорвать холст. Однако картину предусмотрительно повесили достаточно высоко и акт вандализма не удался. Бретон призвал изгнать Дали из рядов сюрреалистов, но на сей раз его не поддержали, и все закончилось шуткой.

Образ картины у Дали возник, как и многие другие, в его сне. Об этом он поделился с Галой: "У меня есть потрясающая идея! Вот увидишь, все от нее просто обалдеют, а уж особенно сюрреалисты. Даже не пытайся меня отговаривать, представь, этот новый Вильгельм Телль уже дважды являлся мне во сне! Ясно, что я имею ввиду Ленина. Я хочу написать его с ягодицей трехметровой длины, которую будет подпирать костыль. Для этого мне понадобится пять с половиной метров холста...Я обязательно напишу своего Ленина с этим его лирическим аппендиксом, чего бы мне это не стоило, пусть даже за это меня исключат из группы сюрреалистов.

На руках у него будет маленький мальчик - это буду я. Но он будет смотреть на меня людоедскими глазами, и я закричу: "Он хочет меня съесть!"

Известная картина «Загадка Вильгельма Телля» была создана Сальвадором Дали в 1933 году. Нине полотно хранится в Музее современного искусства, что находится в Стокгольме.

Идею для написания картины художник почерпнул из своего сна, как впрочем, и для других своих творений. Телль в воображении Дали олицетворяет его отца, который оставил сына без наследства.

На полотне Вильгельм Телль изображен с лицом Ленина. Казалось бы, зачем это понадобилось художнику? Как оказалось все просто. Дали и ранее использовал облик Ленина для своих произведений.

Группа сюрреалистов, в число которых входил Сальвадор, поддерживали коммунистические взгляды Владимира Ильича и, конечно же, всячески его почитали. Художник хотел вызвать у них негодование и ярость. С его стороны это была насмешка над ними. Именно таким Сальвадор видел Ленина в своем творческом мире. Вождь изображен с невероятно длинной ягодицей, которую подпирает костыль. Кстати он там не один. Второй костыль подпирает тоже необычайно длинный козырек кепки Ленина. Все это является некими символами смерти. При этом у него в руках находится маленький ребенок.

В очередной раз в полотне ожили детские страхи художника. В образе Ленина отображается, как в зеркале, его отец. Он угрожающие взирает на младенца, будто собирается съесть его. А вот этим ребенком и является сам Дали.

Картина была выставлена на обозрение в Салоне Независимых и к огромной радости Дали повергла сюрреалистов в гнев. Они восприняли холст как карикатуру на вождя. Андрэ Бретон был охвачен бурей ярости. Он расценил это полотно как антиреволюционное действие со стороны художника.

Сюрреалисты предприняли попытки сорвать картину и уничтожить. Но у них ничего не вышло, так как холст висел достаточно высоко. После этого, было предложено изгнать Дали из группы, что и было сделано.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по картинам 5-9 класс

    • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина

      Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью цикла сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом...

    • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина

      Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали...

    • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина

      Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора,...

    • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина

      Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них можно было лишь обнаружить отдельные иллюстрации с...

    • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»

      Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее перья поражают причудливыми отсветами. Перо может...

    • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь

      И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву - березе, и именно ее очень часто можно встретить на чудесных пейзажах Грабаря. Его любимым занятием были...

    • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»

      Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он старался изображать на многих своих полотнах....

    • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”

      Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают темные краски. Высокие пенящиеся волны подчеркивают...

    • Сочинение по картине "Май 1945" А. и С. Ткачёвых

      Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти - такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает значительное место в твор­чество...

    • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой "За туалетом. Автопортрет"

      Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескуч­ном под...

105 лет тому назад, родился Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали Доменек, исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol; 11 мая 1904 — 23 января 1989) — один из самых экстрагавантных, вызывающих и загадочных мастеров XX века...

Маркиз де Дали де Пуболь - испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр(«Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый»)

Вся жизнь Дали - эпатаж, шоу, бурлеск, себя он считал мастером провокаций... Что ж, художник понимал, что широкой публике не очень интересны труд и творческие терзания мастеров - и давал для жаждущей публики шоу. Так что его жизнь напоказ - не есть ли это способ ли на самом деле скрыть свою сущность от занудной толпы? Сущность художника, который искусстворм выправлял себя и заражал других искусством.. ИМХО.

Сальвадор Дали очень рано проявил себя как человек необычайного живого ума. Получил образование в мадридской Академии художеста и сначала писал в духе академизма, серьезно увлекался "метафизической живописью". Первая выставка работ Сальвадора Дали прошла в ноября 1925г. в Барселоне.В это время он пишет композиции, в которых изображает морские пейзажи - "Женщина перед скалами",1926. Сальвадор Дали знакомится с Пикассо и Бpeтоном присоеденяясь к группе сюрреалистов, и в 1929 полностью внедряется в неё. Тогда же он знакомится с Галой Элюар, которая вскоре становится его женой и вдохновительницей. Сальвадор Дали создал сюрреализму блестящую рекламу.Он увлечён изображением на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. Отсюда картины Сальвадора Дали, на которых под видимостью тонкой оптической иллюзии предметы растягиваются (мягкие часы) растворяются. Искусство Сальвадора Дали вырастает именно из сюрреалистической эстетики в которой он нашел близкие ему мотивы: чувство потерянности человека в огромном мире. Сюжеты, переходящие из одной картины Сальвадора Дали в другую, открывают вселенную его личных переживаний. Все эти мотивы нашли отражение и в поэмах и фильмах, снятых в сотрудничестве с Бюнюэлем ("Андалузский пес", 1928, "Золотой век", 1930). В 1936 Сальвадор Дали совершает неожиданный и подчеркнутый поворот к итальянскому классицизму. В 1940-48 он живет в США. По возвращении в Испанию он живет в Порт-Лигат в Каталонии. В своем творчестве Сальвадор Дали обращается к самым разным источникам - нидерландскому реализму, итальянскому барокко, абстракционизму, попарту. С 1970-х Сальвадор Дали нередко прибегает к методам, позволяющим как можно реальнее передать рельефность (наподобие голографии или стереоскопиии). Жизнь и творчество Сальвадора Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как ещё одно произведение художника....

А предметом искусства может стать все что угодно - в том числе и реклама. Конечно, если за дело берется Сальвадор Дали...
Любопытно, что к творчеству Дали люди приобщаются, сами того не подозревая с невинных детских лет. Когда кроха держит в ручке чупа-чупс, то даже и не подозревает, что логотип Chupa Chups был создан Сальвадором Дали. Первым символом был логотип со слоганом «És rodó i dura molt, Chupa Chups», который переводится с каталанского как «Он круглый и долгий».
Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у нее было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Высказывания Сальвадора Дали

«Мои усы радостны и полны оптимизма. Они сродни усам Веласкеса и являют собой полную противоположность усам Ницше»

«Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства. Я никогда не мог разрешить роковой вопрос: где у меня кончается притворство и начинается искренность»

«Какую бы чушь ты не нес, в ней всегда есть крупица правды. Горькой правды»

«Пока все разглядывают мои усы, я, укрывшись за ними, делаю свое дело»

«В свое время я сказал сюрреалистам: «Если вы действительно сюрреалисты, если вы такие романтики, - любите этот нынешний немецкий романтизм, этот всплеск подсознания! Любите Гитлера! Он - само безумие, сосуд, изливающий бред!»»

«Я извращенец - вуайерист. Но для художника это совершенно нормально»

«Увидел - и запало в душу, и через кисть пролилось на холст. Это живопись. И то же самое - любовь»

«Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей»

«Не старайся идти в ногу со временем, от времени ни куда не денешься. Все мы - что бы ни вытворяли - поневоле современны»

«Будучи посредственностью, незачем лезть из кожи вон, доказывая, что ты посредственность. Это и так заметно»

«Только идиоты полагают, что я следую советам, которые даю другим. С какой стати? Я ведь совершенно не похож на других»

«Люблю инквизицию! Все великое делается наперекор и, следовательно, благодаря несвободе. Свобода - если определять ее как эстетическую категорию - есть воплощение бесформенности, это сама аморфность»

«Дон Кихот был сумасшедший идеалист. Я тоже безумец, но при том каталонец, и мое безумие не без коммерческой жилки»

«Искусство низачем не нужно. Меня же притягивают бесполезные вещи. И чем никчёмнее, тем сильнее»

«Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я - сюрреализм»

«Я - высшее воплощение сюрреализма - следую традиции испанских мистиков»

«Я - живое воплощение поднадзорного бреда. Это я сам держу его под надзором. Я брежу, следовательно, я существую. И более того: я существую, потому что брежу»

«Вы пренебрегаете анатомией, рисунком, перспективой, всей математикой живописи и колористикой, так позвольте вам напомнить, что это скорее признаки лени, а не гениальности»

«Я христианин и католик, но чтобы быть художником, ни того, ни другого не требуется»

«Механизм изначально был моим личным врагом, а что до часов, то они были обречены растечься или вовсе не существовать»

«Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я - то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но признаться боятся»

«Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия»

«Что касается живописи, цель у меня одна: как можно точнее запечатлеть конкретные образы Иррационального»

«Я анатомирую случай»

«Моя живопись - это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства»

«Когда меня спрашивают: «Что нового?», я отвечаю: «Веласкес! И ныне и присно»

«От Веласкеса я узнал о свете, лучах, бликах и зеркалах куда больше, чем мог бы узнать из сотен увесистых научных книг. Его полотна - это золотая россыпь точных, выверенных решений»

«Без Веласкеса не было бы французского импрессионизма, без Пикассо и Гриса не кубизма, без Миро и Дали нет ни сюрреализма, ни всего, что из него проистекло»

«Когда меня спрашивают, какая разница между полотном Веласкеса и хорошей фотографией, я отвечаю: «Семь миллионов долларов»

«Люблю журналистов! Они также способствуют кретинизации населения. И прекрасно с этим справляются»

«Ну выйдет человечество в космос - и что? На что ему космос, когда не дано вечности?»

«Пейзаж - это состояние души»

«Живопись и Дали не одно и то же, я как художник не переоцениваю себя. Просто другие так плохи, что я оказался лучше»

«Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума»

«Я относительно умен. Весьма относительно»

«Через века мы с Леонардо да Винчи протягиваем друг другу руки»

«Думаю, что сейчас у нас средневековье, но когда-нибудь настанет Возрождение»

«Искусство - ужаснейшая болезнь, но жить без нее пока нельзя»

Сами работы Дали - странные, причудливые, погружающие в мир подсознательного, рождают множество истолкований, о них написаны тома... Уж не для того ли художник их рсиовал, чтобы вызвать кучу интерпретаций в поисках смысла?

Загадка Вильгельма Телля (1933)

Salvador Dali

The enigma of William Tell

Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
Частичная галлюцинация. Шесть призраков Ленина на рояле

Partial hallucination. Six apparitions of Lenin on a grand piano

Для Дали Вильгельм Телль символизировал полный разрыв символической пуповины, которая связывала его с домом и всем тем, что было с ним связано в плане тотемов и табу. Первая картина художника, посвященная этой теме, называлась просто "Вильгельм Телль" (1933). В том же году он написал "Загадку Вильгельма Телля". В ней легенда Вильгельма Телля смешана с жизнью Ленина. Дали уже написал в 1931 году картину с использованием образа Ленина: "Пристрастная галлюцинация: явление шести голов Ленина на рояле", где голова русского революционера изображена в сияющем ореоле на клавиатуре рояля в темной комнате. В комнате находится лишь один отец, что-то созерцающий. Его рука покоится на спинке стула с вишнями. Это - подсознательный образ наказания Дали в детстве, боязни отца и память о тарелке с вишнями в комнате для наказаний.
В картине "Загадка..." удивительно длинная ягодица Ленина подперта костылем, в то время как другой костыль подпирает длиннющий козырек его кепки. На земле, которую вот-вот проломит нога Ленина, лежит ребенок в детской коляске. Ленин, очевидно, также держит в руках ребенка с котлетой на голове, которого он скорее всего съест. Общее значение картины в том, что ребенку угрожает опасность от фигуры отца, и, возможно, она выражает чувства Дали к своему отцу и к сюрреалистам, чьи правила начали его угнетать.
Некоторые сюрреалисты увидели в картине оскорбление Ленина и пытались уничтожить ее. Но Бретона и других важных членов движения это мало волновало. С их точки зрения более важным было отсутствие у Дали преданности их политическому курсу и то, что они считали вольностью в искусстве: его зрительные головоломки и его одержимость шутками.

Странные, загадочные работы, нередко вызывающие ассоциации со сновидениями...

Сновидение, вызванное полетом пчелы

Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плите, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей.

Мёд слаще чем кровь

Рождение естественных желаний

Некоторые работы Дали относятся к так называемому "религиозному" циклу...

Тайная вечеря (1955)

Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.

«Тайная вечеря» — одна из самых удивительных полотен мастера. На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Сан-Хуана де ла Крус» , 1951).

Жизнь и творчество Сальвадора Дали

Правда или вымысел? Похожие легенды в разных странах
Ну а первые документы, в которых ставится под сомнение правдивость изложенных выше историй, появились еще в 1607 г. Как видим, историческая критика не дремлет! Указывалось, что в исторических источниках нет упоминаний ни о Телле, ни о Гесслере, хотя сохранилось множество рассказов о превышении власти ланд-фогтами. Обращалось внимание на странный маршрут передвижений Телля и Гесслера (возможно было двигаться более короткой дорогой) и т. д.
Главным же аргументом критиков было то обстоятельство, что предания о таком стрелке можно встретить у многих народов в самые разные времена. Точно так стреляли скандинавы, критянин Алкоп, болгарин Дигенис, украинец Данило Ханенко и прочие герои мифов и легенд. Такие истории имеются у азиатских народов, в прирейнских областях, но наиболее известные датские, исландские и английские легенды.
Мотив об искусном стрелке играет важную роль в песнях и сказаниях германских народов. Уже в одной из песен Эдды, относимой к VI столетию, потом в Вилькина-саге и Нифлунга-саге появляется сказание об искусном стрелке Эйгиле. Король Нидунг (то есть завистливый) кладет яблоко на голову 3-х летнего сына Эйгиля Орвандиля. Эйгиль был вынужден повиноваться под угрозой наказания. Он вынимает три стрелы, вставляет первую в лук и попадает в середину яблока. Король хвалит его за ловкость, а после спрашивает, почему он приготовил три стрелы, когда ему была необходима лишь одна?
Эйгиль ответил: «Если бы первой стрелой я убил своего сына, две другие попали бы в вас». Монарх пришел в восторг от ответа храброго воина и взял его в свое войско. Предполагают, что сага об Эйгиле возникла в Северной Германии, проникла на Скандинавский полуостров и оттуда возвратилась в Германию в скандинавской обработке.
Сказание об искусном стрелке неоднократно можно встретить и в норвежской истории. Так, Олаф II Святой (ум. в 1030 г.) понуждает к такой опасной стрельбе храброго воина Эйндриди. Король Харальд III (ум. в 1066 г.) заставляет богатыря Геминга стрелять в орех, положенный на голову его брата. На Фаросских островах записан рассказ о том, как Гейти, сын Аслака, по требованию короля сбил стрелой с головы брата лесной орех.
Датская легенда очень походит на исландскую. Сказание об искусном стрелке есть у датского писателя XII столетия Саксона Грамматика (ум. в 1203 г.) в десятой книге его «ШвШпа Оашса», записанной около 1185 г. Но перевод на немецкий язык был сделан лишь в 1430 г., литературная обработка появилась в 1480 г., а напечатан он был в 1514 г. Говорить о заимствовании сюжета легенды у Саксона Грамматика трудно, хотя именно на этом настаивали первые критики. Вот краткое изложение рассказа Саксона Грамматика.
У короля Харальда Синезубого, жившего в X столетии, был в услужении искусный стрелок Токи или Токко. Он похвастал в пьяном виде, что может сбить стрелой самое маленькое яблоко наверху шеста. Жестокий Харальд повелел поставить вместо шеста маленького сына Токи. Токи тоже вынимал три стрелы и первой стрелой попал в яблоко. На вопрос короля, почему он вынул три стрелы, Токи ответил: «Чтобы отомстить тебе, если бы первая не попала в цель». Король рассердился и хотел подвергнуть стрелка новому испытанию, но Токи, как и Телль, смог скрыться, а впоследствии убить Харальда стрелой во время битвы Харальда с восставшим против него собственным сыном. Как в Швейцарии Гесслер, так и в Дании Харальд вызывают своими жестокостями народное возмущение и гибнут от руки ловкого стрелка.
Наряду с германскими и скандинавскими сказаниями об искусном стрелке существуют и финские. Воспоминание о национальном герое, отличавшемся меткой стрельбой, в Эстонии и Финляндии привязано ко многим местным названиям, причем герой этот носит имя Телль или Толя. Эсты, карелы и финны указывают на камень Телля, гробницу Телля, развалины его замка.
Имеется целый ряд сказаний об искусном стрелке у народов, населяющих Венгрию, Буковину и Трансильванию. Подобное с рассказом о Телле сказание можно встретить в «Языке птиц» персидского писателя первой половины XII столетия Ферид-Эддин-Аттара. Тут царь сбивает стрелой яблоко с головы своего любимого пажа, который умер от страха, хотя стрела не задела его. Следует вспомнить и древнее сказание о Камбизе, переданное Геродотом: Камбиз стреляет в сына своего придворного Прексаспеса и поразил его в сердце. Еще более интересно классическое сказание о критянине Алкопе, сбившем с головы своего сына змею, не задев его.
Славянскому миру также не чужды сказания об искусном стрелке, похожем на Телля. В болгарском сказании герой носит одинаковое имя с главным богатырем новогреческого героического эпоса Дигениса. Существуют подобного рода сказания и у сербов. На Украине похожее предание вошло в фамильную историю семьи Ханенко: Данило Ханенко сбил пулей головной убор красивой казачки и женился на ней.
И все эти легенды очень похожи, хотя в швейцарской есть и своя специфика: две стрелы, путешествие по озеру и т. д.
Можно считать почти доказанным, что Вильгельм Телль, легендарный герой освободительной войны швейцарского народа, лицо именно легендарное, а не историческое. Но легенда, основывающаяся на древнем народном сказании о метком стрелке, до такой степени срослась с былью, что хроника XVI столетия сообщает даже «точную» дату знаменитого выстрела Вильгельма Телля — 18 ноября 1307 г. Выстрел этот, как рассказывают, явился сигналом к народному восстанию. Через 8 лет (в 1315 году) вольные горцы разбили войско Габсбургов в битве при Моргартене и навсегда изгнали австрийцев из Швейцарии. Согласно преданию, Вильгельм Телль принял участие в этом сражении. Потому можно сказать, что в легендах о нем скорей всего реализуется память о реальных героях народного восстания.
В течении долгого времени велись споры и о том, каким оружием пользовался Вильгельм Телль (если существовал): луком или арбалетом? Историк Фриц Карл Матис поставил под сомнение существование самого стрелка и доказал, что даже если бы Телль и существовал в реальности, то он не сбивал яблока с головы своего сына и не убивал злого правителя страны стрелами из арбалета. Дело в том, что арбалета у Вильгельма Телля не могло быть. Это оружие появилось в Швейцарии значительно позднее, через 100 лет после описываемых в легенде событий. Ученый доказал, что и сама легенда вошла в моду одновременно с новым оружием. О результатах своего исследования Матис поведал в канун национального праздника — 695-летия со дня основания Швейцарской конфедерации, чем вызвал у швейцарцев огорчение.
Сторонники реальности предания о Вильгельме Телле старались обосновать свои теории. Они приводят множество аргументов, ссылаясь, в частности, и на то, что прочие имена в истории с участием Вильгельма Телля — подлинные: и Вальтер Фюрст, и Вернер Штауфахер, и Арнольд Мельхталь не вызывают сомнения в факте своего существования.
Итак, споры об этой истории продолжаются уже несколько веков. В заключение можно привести строки швейцарского историка Антуана Гесслера (уж не родственник ли злого ландфогта?): «Швейцарцы могут утешаться этим сказанием и гордиться им. Предание о Телле является прекрасным символом любви к свободе и силы нашей демократии. Оно имеет право на место в наших сердцах, и никто не может его у нас отнять. Гордо возвышается на площади Альторфа бронзовая статуя Телля. Ей нечего бояться ни суда исторической критики, ни суда моралистов».
М. Згурская



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту