Советы по строительству и ремонту


Начало исторического обзора Свято-Иоанновского Кормянского женского монастыря возможно отнести ко 2-й половине 18 столетия. Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена на средства прихожан в 1760 году при въезде в Корму со стороны г. Добруша. В 1869 году возле церкви построили деревянную колокольню («Ведомости о церкви», 1906, по Могилевской епархии). В начале 20 века прежняя церковь пришла в ветхое состояние, и было решено строить в Корме новый каменный храм. Первоначально строительство его планировалось на месте старого, но бывший в то время духовником 3-го Гомельского округа протоиерей Иоанн Гашкевич (святой праведный Иоанн Кормянский) не благословил это решение, а посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь указал место. Прихожане и настоятель, отец Петр, поступили по совету отца Иоанна, и Господь открыл это место: в центре деревни, на бугорке, вечером загорались свечи. На этом месте и решили строить храм.
Закладку храма и освящение его совершил батюшка Иоанн Гашкевич в сослужении с местным священником Николаем Страдомским, который в скором времени по освящении скончался, а на его место был назначен священником Алексий Ржевуский.
Существующая теперь Покровская церковь «построена в 1907 году* на средства Святейшего Синода 12 тысяч рублей и прихожан 8 тысяч рублей. Зданием каменная, теплая, с таковою же колокольнею, покрытая железом, окрашенным масляною краскою, ограда церкви деревянная. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен Преосвященным Митрофаном, епископом Гомельским, 26 сентября (ст.ст.), утвари достаточно. Каплица в приходе есть деревянная, устроенная на кринице с разрешения Епархиального начальства в 1900 году на средства прихожан в память избавления от засухи.
В церковной библиотеке имеется Богослужебных книг 40. Священного Писания 2, писаний святых отцев 7 и духовно-нравственного содержания 31. Народное училище есть, в нем законоучителем состоит местный священник Алексий Ржевуский. Учащихся в нем 181 мальчиков и 44 девочек» («Ведомости о церкви», 1907).
Богослужения в церкви совершались до 1926 года, а потом храм был закрыт.
Здание храма использовалось как зерносклад. В 1941 году при отступлении советской армии - как госпиталь, а во время оккупации немецкие солдаты - как конюшня. В стоящий в Корме немецкий отряд прибыл лютеранский пресвитер и предложил очистить здание храма, чтобы использовать для богослужения и отправления треб по лютеранскому обряду. По приказу немцев храм привели в порядок. Было принесено несколько икон Богоматери, в том числе и половинка Владимирского образа, находившегося ранее в надкладезной часовне. Эта часть иконы чудным образом сорвалась со стены и ударила лютеранскому пресвитеру по голове. Пастор уразумел в этом наказание Богоматери. Вскоре немецкие солдаты привезли в деревню православного священника иеромонаха Иерофея из деревни Лысые, что километрах в 15-ти от Кормы, на Смоленщине, который и служил долгое время в этом храме.
Во время хрущевских гонений с храма были сняты купола, но закрытия святыни народ не допустил. В послевоенные годы в с. Корма часто приходила из д. Серовка блаженная Евфросиния. И поныне многие прихожане вспоминают ее предречения. Она ходила по домам и просила милостыню на монастырь, указывая на храм. Подходя к церковному порогу, кланялась на церковь, а потом на запад, говоря: «Один поклон Богородице, другой поклон игуменье». Все время местным жителям повторяла: «Корма - монастырь, монастырь». Все над ней посмеивались, говоря: «Какой здесь монастырь? Его здесь и при Царе-батюшке не было, а тем паче при советской власти».
Но шли годы, и все менялось. В 1990 году настоятелем храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет). В 1991 году им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича, священника Свято-Николаевской церкви д. Огородня-Гомельская. Мощи угодника Божия были перенесены в д. Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви.
Алтарницами храма в то время были монахиня Феодосия и монахиня Сергия, которые приняли постриг от иеромонаха Стефана в 1991 году. Это были первые ростки будущего монастыря. Монахиня Феодосия 1906 года рождения и поныне здравствующая, помнит, как в детстве видела отца Иоанна.
В 1997 году по определению Синода Белорусской Православной Церкви честные останки протоиерея Иоанна Гашкевича были извлечены из-под спуда и поставлены в Свято-Покровском храме д. Корма. Поток народа устремился к новому угоднику Божию. По благословению Святейшего Патриарха Алексия ІІ Синод единодушно и с пастырским попечением определил:
1) Протоиерея Иоанна Гашкевича причислить к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви.
2) Честные останки протоиерея Иоанна, извлеченные из-под спуда 9 сентября 1997 года и поставленные в Свято-Покровском храме д.Корма Добрушского района Гомельской области именовать отныне святыми мощами.
К этому времени возле храма в малом домике жили три послушницы: Лидия, Нина и Евфросиния. Понемногу собиралась община. Из разных городов приезжали будущие насельницы и поселялись под покровом Богородицы и праведника Божия Иоанна. С начала Великого поста 1999 года сестры начали читать монашеское правило в храме.
Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 августа 2000 года решено: учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем.
К приезду матушки настоятельницы на церковном дворе был выстроен корпус на 15 человек. На первом этаже устроены домовая церковь в честь Сретения Господня, трапезная, кухня, рухольная. На втором этаже - кельи для сестер. Но прежде, чем пришла игумения земная, новую обитель посетила Игумения Небесная: в храм чудным образом была принесена икона Богородицы Скоропослушница. Образ был написан в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 1901 году, привезен в Россию и долгое время находился в Свято-Введенском храме д. Дубровка Добрушского района. Во время гонений на церковь икону изъяли из храма и поставили в подвал вместо засека для картошки. Неверующий человек, который это сделал, испугался, когда увидел проявившиеся на иконе масляные пятна, и отдал ее верующим людям, которые и сохранили ее.
6 августа 2000 года в воскресный день у Свято-Покровского храма д. Корма собралось множество народа - около тысячи человек. По окончании Литургии крестный ход последовал за село, на самое высокое место. Ликующий народ со слезами радости приветствовал приход Божией Матери в новую обитель как знак Небесного благословения на ее устроение. Солнце играло лучами на золотом фоне образа, а на руках Богородицы выступили капельки многоценного мира. Радости, казалось, нет границ: и стар и млад, и верующие и неверующие жители села вышли Богоматери навстречу…
В Свято-Покровском храме имеются большие святыни: ковчег с частицами мощей угодников Божиих (более пятидесяти; в том числе частицы Древа Креста Господня и Гроба Господня), чудотворные иконы Божией Матери Владимирская и Скоропослушница.
Со дня прославления угодника Божия Иоанна Кормянского ежедневно утром совершается молебен с акафистом у его мощей.
Память праведного Иоанна, чудотворца Кормянского, почитается верующими многих стран мира. Частички мощей угодника Божия находятся в Австралии, Болгарии, Канаде, на Кипре, во многих уголках Беларуси, Украины и России. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в Гомеле и Минске строятся храмы, а в г. Волковыске Гродненской епархии и г. Горки Могилевской епархии - приделы в честь святого праведного Иоанна Кормянского.
В настоящее время в монастыре проживает более 10 сестер, старшей монахиней является монахиня София (Демчик). Насельницы монастыря несут различные послушания, в том числе – опекают больницу и интернат для престарелых в д. Огородня.
* Во многих православных изданиях Беларуси, в том числе в фотоальбоме «Храмы Белой Руси», год основания Свято-Покровского храма указан неправильно – 1832. На самом деле – 1907 (см. «Ведомость о церкви Покровской, Гомельского уезда села Кормы, за 1907 год», НГАБ, Ф. 2948, воп. 1, спр. 27, л. 1).

(Материал подготовлен по книге «Святой праведный Иоанн Кормянский». Изд. 3-е. Мн.: Изд-во Белорусского Экзархата, 2003)

В Свято-Иоанно-Кормянском монастыре ДВА ХРАМА: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в котором открыто в раке слева от алтаря почивают мощи святого праведного протоиерея Иоанна Гашкевича, чудотворца Кормянского (1837-1917), и домовая церковь в корпусе - на 1-м этаже - в честь Сретения Господня (корпус построен в начале 1990-х, а достроен как монастырское здание (надстроен 2-й этаж и пристроена кухня) в марте-мае 2000 г. (я имела счастье принимать в этом личное участие).

Начало исторического обзора Свято-Иоанновского Кормянского женского монастыря возможно отнести ко 2-й половине 18 столетия. Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена на средства прихожан в 1760 году при въезде в Корму со стороны г. Добруша. В 1869 году возле церкви построили деревянную колокольню («Ведомости о церкви», 1906, по Могилевской епархии). В начале 20 века прежняя церковь пришла в ветхое состояние, и было решено строить в Корме новый каменный храм. Первоначально строительство его планировалось на месте старого, но бывший в то время духовником 3-го Гомельского округа протоиерей Иоанн Гашкевич (святой праведный Иоанн Кормянский) не благословил это решение, а посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь указал место. Прихожане и настоятель, отец Петр, поступили по совету отца Иоанна, и Господь открыл это место: в центре деревни, на бугорке, вечером загорались свечи. На этом месте и решили строить храм.


Закладку храма и освящение его совершил батюшка Иоанн Гашкевич в сослужении с местным священником Николаем Страдомским, который в скором времени по освящении скончался, а на его место был назначен священником Алексий Ржевуский.
Существующая теперь Покровская церковь «построена в 1907 году* на средства Святейшего Синода 12 тысяч рублей и прихожан 8 тысяч рублей. Зданием каменная, теплая, с таковою же колокольнею, покрытая железом, окрашенным масляною краскою, ограда церкви деревянная. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен Преосвященным Митрофаном, епископом Гомельским, 26 сентября (ст.ст.), утвари достаточно. Каплица в приходе есть деревянная, устроенная на кринице с разрешения Епархиального начальства в 1900 году на средства прихожан в память избавления от засухи.
В церковной библиотеке имеется Богослужебных книг 40. Священного Писания 2, писаний святых отцев 7 и духовно-нравственного содержания 31. Народное училище есть, в нем законоучителем состоит местный священник Алексий Ржевуский. Учащихся в нем 181 мальчиков и 44 девочек» («Ведомости о церкви», 1907).
Богослужения в церкви совершались до 1926 года, а потом храм был закрыт.


Здание храма использовалось как зерносклад. В 1941 году при отступлении советской армии - как госпиталь, а во время оккупации немецкие солдаты - как конюшня. В стоящий в Корме немецкий отряд прибыл лютеранский пресвитер и предложил очистить здание храма, чтобы использовать для богослужения и отправления треб по лютеранскому обряду. По приказу немцев храм привели в порядок. Было принесено несколько икон Богоматери, в том числе и половинка Владимирского образа, находившегося ранее в надкладезной часовне. Эта часть иконы чудным образом сорвалась со стены и ударила лютеранскому пресвитеру по голове. Пастор уразумел в этом наказание Богоматери. Вскоре немецкие солдаты привезли в деревню православного священника иеромонаха Иерофея из деревни Лысые, что километрах в 15-ти от Кормы, на Смоленщине, который и служил долгое время в этом храме.


Во время хрущевских гонений с храма были сняты купола, но закрытия святыни народ не допустил. В послевоенные годы в с. Корма часто приходила из д. Серовка блаженная Евфросиния. И поныне многие прихожане вспоминают ее предречения. Она ходила по домам и просила милостыню на монастырь, указывая на храм. Подходя к церковному порогу, кланялась на церковь, а потом на запад, говоря: «Один поклон Богородице, другой поклон игуменье». Все время местным жителям повторяла: «Корма - монастырь, монастырь». Все над ней посмеивались, говоря: «Какой здесь монастырь? Его здесь и при Царе-батюшке не было, а тем паче при советской власти».
Но шли годы, и все менялось. В 1990 году настоятелем храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет). В 1991 году им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича, священника Свято-Николаевской церкви д. Огородня-Гомельская. Мощи угодника Божия были перенесены в д. Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви.

Алтарницами храма в то время были монахиня Феодосия и монахиня Сергия, которые приняли постриг от иеромонаха Стефана в 1991 году. Это были первые ростки будущего монастыря. Монахиня Феодосия 1906 года рождения и поныне здравствующая, помнит, как в детстве видела отца Иоанна.
В 1997 году по определению Синода Белорусской Православной Церкви честные останки протоиерея Иоанна Гашкевича были извлечены из-под спуда и поставлены в Свято-Покровском храме д. Корма.

Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 августа 2000 года решено: учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем.


К приезду матушки настоятельницы на церковном дворе был выстроен корпус на 15 человек. На первом этаже устроены домовая церковь в честь Сретения Господня, трапезная, кухня, рухольная. На втором этаже - кельи для сестер. Но прежде, чем пришла игумения земная, новую обитель посетила Игумения Небесная: в храм чудным образом была принесена икона Богородицы Скоропослушница. Образ был написан в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 1901 году, привезен в Россию и долгое время находился в Свято-Введенском храме д. Дубровка Добрушского района. Во время гонений на церковь икону изъяли из храма и поставили в подвал вместо засека для картошки. Неверующий человек, который это сделал, испугался, когда увидел проявившиеся на иконе масляные пятна, и отдал ее верующим людям, которые и сохранили ее.

Первое упоминание о Корме относится ко второй половине XVII столетия. Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена на средства прихожан в 1760 году. В начале 20 века прежняя церковь пришла в ветхое состояние и было решено строить новый каменный храм.

Первоначально его строительство планировалось на месте старого, но протоиерей Иоанн Гашкевич (святой праведный Иоанн Кормянский) не благословил это решение, а посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь Сам указал место нового храма. Прихожане и настоятель, отец Петр, поступили по совету прозорливого старца: в центре деревни, на бугорке, вечером сами собой загорались свечи, там и решили строить храм.

В 1907г. вместо обветшавшей церкви здесь был построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При храме име­лась библиотека, было создано народное учили­ще.

Богослужения в Свято-Покровской церкви совершались до 1926 года, потом она была закрыта. Здание сначала использовалось как зерносклад, в 1941 году при отступлении советской армии - как госпиталь, а во время оккупации немецкими войсками - как конюшня.

В послевоенные годы в Корму из д. Серовка часто приходила блаженная Евфросиния. Она ходила по домам и просила милостыню на монастырь, указывая на храм. Подходя к церковному порогу, кланялась на церковь, а потом на запад, говоря: «Один поклон Богородице, другой поклон игуменье», а местным жителям часто повторяла: «Корма - монастырь, монастырь». Все над ней посмеивались, говоря: «Какой здесь монастырь? Его здесь и при Царе-батюшке не было, а тем паче при советской власти».

Во время хрущевских гонений с церкви бы­ли сняты купола, но закрытия святыни народ не допустил.

В 1990 г. настоятелем храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет), ныне епископ Гомельский и Жлобинский. В 1991 г. им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича. Святые мощи были перенесены в Корму и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви.

Алтарницами храма в то время были монахи­ни Феодосия и Сергия, которые в 1991 г. при­няли постриг. Это были первые ростки буду­щего монастыря. Монахиня Феодосия (почившая в июне 2006 года в возрасте 100 лет) помнила, как в детстве видела отца Иоанна. Именно ей, когда она молилась на клиросе во время Божественной литургии, было видение праведного Иоанна Кормянского, входившего в алтарь.

По благословению Святейшего Патри­арха Алексия II Синод единодушно определил причислить протоиерея Иоанна Гашкевича к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви.

В 2000 г. Свято-Покровский приход в Корме был преобразован в Свято-Иоанно-Кормянский женский монастырь.


31 мая в агрогородке Корма Добрушского района, там, где расположился Свято-Иоанно-Кормянский женский монастырь, пройдут большие церковные торжества, посвящённые 20-летию со дня канонизации святого праведного Иоанна Гашкевича или, как чаще говорят, Иоанна Кормянского (1837–1917). В настоящий момент этот человек является, пожалуй, самым известным православным святым Гомельщины – после, разумеется, святителя Кирилла Туровского (1130–ок. 1182). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в конце 2017 г., решил представить батюшку Иоанна к общецерковному почитанию.

РАДОСТЬ, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Но то, что православным христианам доставляет радость, у представителей ряда иных христианских конфессий способно вызвать недоумение, печаль и насмешки. Протестанты отвергают православный культ святых, видя в нём рецидив языческого многобожия. Молитвенное обращение к святым кажется им совершенно напрасным, «ибо един Бог, един и Посредник между Богом и людьми – Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5–6). Если христиане могут воззвать в своих нуждах непосредственно к своему Спасителю, то зачем просить о помощи каких-то других «заступников Небесных»? «Заступников перед кем?» – спрашивают протестанты. Неужели перед «немилосердным» Богом, Который Сам во всём не может разобраться? Что же касается православного отношения к святым мощам, то не замешано ли оно на жутковатой некрофилии и самом настоящем магизме?

Юбилей Иоанна Кормянского даёт хороший повод ответить на подобные вопросы – и ответить не в порядке межконфессиональной ругани, а, наоборот, с большим желанием мира между теми людьми, кого вдохновляет Евангелие Христово.

СВЕТ МИРА

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5: 48), – убеждал своих учеников Иисус Христос, вочеловечившийся Бог. Как этого достичь? Например, «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 44–45).

Вы можете так относиться к окружающим? Вот и у меня плохо получается… А ведь к этому призваны все люди, принявшие крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа! Святыми становятся те из нас, кто дальше всех прочих смогли пройти по пути подражания Христу и, значит, богоуподобления, те, кто вследствие чистоты своей жизни «…соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1: 4).

Они такие же, как и мы – существа из плоти и крови, с запахом пота и пределом человеческих сил. Вот только они более ответственно и бережно отнеслись к образу Божиему, по которому был создан человек. И если во мне это образ до сих пор хранится как жемчужное зерно в навозное куче, то через их слова и поступки он проступает со светоносной очевидностью – в назидание всем.

Святые – это люди, на которых исполняются слова Спасителя: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:14–16).

Теперь вам понятно, что православное почитание святых – это ещё одна форма почитания Самого Бога? Святые не заслоняют, а являют Христа в нашем мире, служат свидетелями и поручителями того, что Божье дело на Земле продолжается!

ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ СВЯТОСТИ

Святой Иоанн Кормянский жил в те времена, когда по Российской империи уже широко распространялись религиозное безразличие и неверие. Он предупреждал своих односельчан и пасомых о надвигающихся на страну грандиозных потрясениях. Незадолго до смерти батюшка произнёс загадочную фразу: «Будут прыгать на мне, но гроб будет крепким…» .

Всё вышло по его словам. В пору гонений на Церковь храм, в котором о. Иоанн служил, был закрыт новыми властями и сгорел, а на месте священнической могилы появилось футбольное поле… Однако местные жители сберегли благодарную память о добром батюшке с нелицемерной верой, сделавшем для Христа и людей гораздо больше, чем предполагал сан протоиерея. Бог же, как выяснилось в 1991 г., сохранил его тело от тления.

Обретение мощей Иоанна Гашкевича и чудеса, с ними связанные, официальное прославление батюшки как местночтимого святого в 1998 г. и открытие через два года Свято-Иоанно-Кормянского женского монастыря – все эти события стали важными вехами на пути Второго Крещения Белой Руси. Православная Церковь, по «останкам» которой в XX в. так же, как по гробу священника, «прыгали» враги, уцелела и поднялась к новой жизни. Христос в очередной раз не позволил исчезнуть Своему церковному Телу (Еф. 1: 22–23). Как Он это сделал? Во многом при помощи святых подвижников, которые и до этого веками сохраняли догматическую чистоту и нравственный авторитет христианства.

«Ибо святые , – писал преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022), – приходящие из рода в род через делание заповедей Божиих, сочетаются с предшествующими по времени святыми, озаряются подобно тем, получая благодать Божию по причастию, и становятся словно некоей золотой цепью, в которой каждый из них – отдельное звено, соединяющееся с предыдущим через веру, дела и любовь, так что они составляют в едином Боге единую цепь, которая не может быть легко разорвана» .

НЕБЕСНЫЕ ХОДАТАИ ЛЮБВИ

Завершив свой земной путь, святые не перестают принадлежать к Церкви Христовой и сообщаться со своими единоверцами, оставшимися на Земле. И к нам, православным христианам XXI в., обращены следующие слова апостола Павла: «…вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу…» (Евр. 12: 22–24).

Отошедшие в Вечность святые не потеряны для нас, земных, а мы не закрыты для них, небесных. Иоанн Кронштадтский (1829–1908), сам впоследствии прославленный Церковью в лике святых, объяснял это так: «Святые всегда видят нас по благодати Божией, потому что они в Боге и Бог в них, они един дух есть с Господем (1 Кор. 6: 17), а Господь всё видит, всё слышит. Поэтому, смотря в церкви, например, на лики святых Божиих, верь, что они видят тебя, наипаче же твоё сердце» .

Следует добавить: святые не просто нас видят - они сопереживают нам и хотят помочь. Почему? Потому, что их души преисполнены любви, а «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8). Если до Воскресения Христова ещё можно было в этом усомниться, то теперь христиане твёрдо знают: любовь в конечном счёте сильнее смерти, и её невозможно придавить крышкой гроба.

Одним из высших проявлений любви является молитва. На страницах Нового Завета неоднократно звучат призывы и просьбы к христианам молиться друг за друга (Рим. 15: 30 и др.). Казалось бы, зачем, ведь каждый из нас мог бы обратиться непосредственно к своему Творцу? Но именно Бог желает, чтобы мы таким образом упражнялись в любви и научались смирению, крепили единство Церкви и, спасая других, спасались сами.

Молитвенное обращение к святым не отменяет и не заменяет наши молитвы к Богу, но создаёт между христианами отношение молитвенного соработничества. Не переставая молиться Самому Всевышнему, православные просят святых помолиться вместе с ними, «потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить из с земли)» (1 Петр 3: 12). Всё это говорит не о том, что в Православной Церкви святые обожествляются, а, скорее, о том, что верующие люди здесь склонны трезво оценивать себя и не надеяться на собственную праведность.

ИЗБРАННЫЕ СОСУДЫ ДУХА

От одного протестантского проповедника, некогда приезжавшего в Гомель, мне довелось услышать, что православие признаёт материю злым началом мироздания и учит видеть в человеческом теле скверну. Всем, кто так думает, хочется задать вопрос: «А чему же так шумно радуются православные христиане, когда кричат в пасхальную ночь, что Христос воскрес, и на каком основании они почитают мощи своих святых?» .

Вообще, святыми мощами в православной традиции называются любые останки праведного человека, независимо от степени их сохранности. Но особую известность приобретают нетленные мощи, такие, например, которые были обретены при раскопке могилы святого Иоанна Кормянского. Они являются лишним свидетельством в пользу того, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2: 23).

Вопреки тому, что говорят некоторые критики, Православная Церковь высоко ценит тело, рассматривая его как важную составную часть человеческой личности, которая, подобно душе, нуждается в освящении и спасении. Апостол Павел строго переспрашивал христиан: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои»? (1Кор. 6: 19).

Что касается православных святых, то они многое сделали для того, чтобы в их телах-храмах, живых или мёртвых, мог свободно священнодействовать Сам Бог. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) писал по этому поводу: «Не смотри на то, что лежит перед тобою нагое тело мученика, лишённое душевной деятельности, а смотри на то, что в нём присутствует иная сила, высшая самой души, благодать Святого Духа, которая своими чудотворениями удостоверяет всех в истине воскресения» .

Не верите? Считаете, что всё это одни слова? И вправду, зачем об этом много говорить! Вы лучше поезжайте в Корму и посмотрите своими глазами!

Александр ЕЛОПОВ

Фото: Иоанно-Кормянский женский монастырь

Фото и описание

Иоанно-Кормянский женский монастырь был построен в деревне Корма Гомельской области в 1760 году. Первая деревянная церковь с колокольней, построенная на пожертвования верующих, была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1906 году церковь обветшала. Были собраны немалые средства для постройки новой каменной, но не знали, стоит ли строить ее на прежнем месте или выбрать новое. За советом обратились к протоиерею Иоанну Гашкевичу (позже канонизированному под именем праведного Иоанна Кормянского). Святой отец посоветовал провести ночь в молитвах, чтобы сам Господь указал, где строить новый храм Божий. Так и поступили. Наиболее набожные прихожане молились всю ночь, а к утру загорелись свечки на возвышении в середине деревни. Там и решили построить новую каменную церковь. Строительство закончилось в 1907 году. Церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При церкви устроили школу для детей и народное училище.

В 1926 году церковь закрыли и использовали ее под склад зерна. Во время Великой Отечественной войны немцы устроили в храме конюшню. Вскоре прибыл армейский лютеранский священник, который решил, что в храме можно проводить службы. Однажды во время молитвы священнику упала на голову святая икона, каковое событие он счел знаком свыше, пригласил в храм православного батюшку и отдал церковь прежним прихожанам.

После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, советские чиновники велели с храма снять купола, но закрыть побоялись, опасаясь народного бунта. В Кормянский храм часто ходила блаженная Евфросинья. Она просила не милостыню, а пожертвования на будущий Кормянский монастырь, но никто ей не хотел верить.

В 1991 году произошло чудо, в результате которого миру были явлены святые нетленные мощи Иоанна Гашкевича. Праведник был канонизирован, а его мощи положены в храме. В 1997 году здесь появились две первые монахини, ухаживающие за мощами. Узнав о новой святыни, к храму потянулись паломники со всех краев православной земли. В 2000 году на месте Кормянского Покровского храма был учрежден женский Иоанно-Кормянский монастырь в честь праведного Иоанна Кормянского.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту