Советы по строительству и ремонту


Ассирия - мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, депортировали целые народы. В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив в себе традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.

На первый взгляд, ассирийцы не стремились создавать новые формы, в их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек, например, зиккурат. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города - город-крепость с единой строгой планировкой.

Примером такого города может служить Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад, Ирак) - резиденция царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Больше половины общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. В стене были семь проходов (ворот). В каждом проходе, по обеим сторонам ворот, стояли гигантские фигуры фантастических стражей шеду - крылатых быков с человеческими головами. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов. В Лувре хранится пара стражей шеду. Колоссальная статуя вырезана из цельного блока. Почти круглая голова существа, единственный человеческий элемент, имеет человеческое лицо, но уши - животного. Густые брови сходятся над четко очерченным носом, глаза существа - выразительные. Мягкий рот окаймлен курчавой бородой, которая закрывает челюсть и подбородок. Длинные волосы ниспадают на плечи, обрамляя добродушное лицо. На голове у шеду - тиара со звездами, по бокам украшенная парой рогов и увенчанная перьями. Тело, анатомия которого передана весьма точно, являет собой тело быка. Зверь, однако, имеет пять ног, таким образом, когда зритель находится спереди, кажется, что существо стоит, когда же зритель смотрит сбоку, создается впечатление, что зверь движется. От плеч у существа растут крылья хищной птицы (видно только одно крыло). Грудь, брюхо, спину и крестец покрывает густая курчавая шерсть. Хвост очень длинный и курчавится на конце. На двух панелях между задними лапами шеду высечено посвящение, перечисляющее достоинства правителя и призывающее проклятие на того, кто захочет причинить ему вред.

Позади стражей шеду во дворце в Дур-Шаррукине стояли колоссальные статуи гениев-хранителей. Одна из них хранится в Лувре. Фигура крылатого гения показана анфас до талии и в профиль - ниже талии. Гений держит сосновую шишку в правой руке и небольшой металлический сосуд (ситулу) - в левой. Голова, обрамленная курчавой бородой, увенчана тиарой с двумя парами рогов. Поверх короткой туники наброшена накидка с бахромой, покрывающая правое плечо и левую ногу. Две пары крыльев, растущих из спины, располагаются строго симметрично относительно тела гения. Его руки и запястья украшены кольцами и браслетами. Гений обут в сандалии, закрывающие пятки. Гении, изображаемые в виде быков с человеческими головами, людей с птичьими головами, а также крылатых людей - составляют важную часть ассирийской мифологии. Они обладают сверхчеловеческими возможностями, однако не являются божествами, хотя иногда (как в данном случае) имеют те или иные божественные атрибуты (тиара с рогами). Гении во дворце в Дур-Шаррукине выполняли не только охранную функцию (охраняли городские ворота и стены), но также благословляли всех проходящих мимо.

В центральном проходе дворца в Дур-Шаррукине, помимо пары быков-шеду, было еще четыре быка, вдоль стены, с головами, повернутыми к визитеру. Между каждой парой быков стоял укротитель львов. Один из них в настоящее время находится в Лувре. Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее - шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя. Голова героя почти отделена от массива камня, волосы и борода подстрижены «по-царски». На запястье у него браслет с розеткой. Дух укротителя львов, часто идентифицируемый с героем Гильгамешем, полулегендарным правителем Урука, вероятно, символизирует безграничность царской власти: герой без малейших усилий укрощает страшного зверя. Непоколебимая сила героя олицетворяет магическую власть.

Украшая покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль. Главные особенности ассирийского рельефа сформировались к IX в. до н. э., которым датируется ансамбль из дворца царя Ашшурнасирапала II (883-859 гг. до н. э.) в Кальху (совр. Нимруд, Ирак). Дворец украшал цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически очень сильного человека. Для воплощения этой идеи скульпторы использовали три группы сюжетов: война (Ревизия пленных и добычи), охота (Ашшурнасирапал II во время охоты на львов) и торжественное шествие с принесением дани (Ашшурнасирапал II с оруженосцем, Торжественная процессия с данью). Важным элементом изображения является текст: убористые строчки клинописи порой идут прямо по изображению. Рельефы изобилуют персонажами и повествовательными подробностями. Фигуры людей выполнены в условном, обобщенном стиле, тогда как облик животных передается близко к натуре. Иногда мастера прибегают к намеренному искажению пропорций, тем самым подчеркивая драматизм ситуации: например, в сценах охоты лев мог быть крупнее лошади. Людей чаще всего изображали в соответствии с каноном: голову, нижнюю часть торса, ноги и одно плечо - в профиль, другое плечо - анфас. Тщательно прорабатывались мельчайшие детали - завитки волос, складки одежды, мускулы. Рельефы раскрашивали; возможно, первоначально они напоминали настенную живопись. Комплекс рельефов дворца Ашшурнасирапала II стал образцом для всех последующих произведений ассирийской скульптуры.

Типичным примером провинциального искусства Ассирийской империи в период ее расцвета является Стела с богиней Иштар, открытая в 1929 г. во время раскопок, проводившихся в Телль Асмаре (древн. Тиль Барсиб) археологической миссией Лувра.. Иштар, один из излюбленных персонажей в искусстве древней Передней Азии, почиталась как богиня любви и войны. Необычным для столь монументального памятника является изображение Иштар в виде богини-воительницы, что более характерно для цилиндрических печатей. Иштар изображена стоящей на спине льва (лев - анималистическая форма самой богини). Левой рукой богиня держит льва на поводке. Над ее головой изображен священный нимб, на боку у нее висит меч, за спиной - два колчана со стрелами. На голове у Иштар - рогатый головной убор, типичный атрибут богов в иконографии народов древней Передней Азии. Головной убор имеет форму цилиндра и венчается диском с лучами, что напоминает о том, что Иштар олицетворяет планету Венера. Из-за двойственной роли, которую играла богиня Иштар в месопотамской мифологии, ей поклонялись и как женщине, и как мужчине, о чем свидетельствует ее типично мужской наряд: короткая туника и переброшенная через плечо шаль с бахромой.

Наиболее известным произведением ассирийской скульптуры считается ансамбль из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.). С поразительным мастерством и эмоциональной силой выполнены рельефы, изображающие сцены охоты (Раненая львица, Охота на оленей), военные триумфы (Ашшурбанипал на колеснице и эламские пленные), ритуальные пиршества (Пир в саду). В отличие от аналогичных изображений из Кальху с их торжественным и несколько замедленным действием здесь все находится в стремительном движении, увеличение свободного пространства между фигурами позволяет ощутить и это движение, и азарт, охвативший всех участников сцены. Рельефы в Ниневии натуралистичны, что прежде всего относится к изображению животных: их облик анатомически точен, позы естественны и выразительны, а агония умирающих львов передана с исключительным правдоподобием и яркостью.

Ассирийцы практиковали декорацию в виде барельефов, но почти не использовали обособленную скульптуру. Изображение на барельефах в большей степени отвечало их воинственному духу, т.к. позволяло увековечить собственные победы в военных походах. Редкие сохранившиеся фигуры ассирийских монархов не обладают индивидуальностью и сводятся к цилиндрическим формам, в которых выделяются детали одежды и царских эмблем, как видно на примере статуи царя Ашшурнасирапала II. Ни одна черта не выступает из цилиндрической структуры этой статуи, представляющей сплошную неподвижность и культовость. Фигуру покрывает туника, доходящая до ступней и полностью скрывающая тело. Голова, со своей стороны, также характеризуется симметрией бороды и волос, которые ниспадают по обе стороны невозмутимого лица.

В конце VII в. до н. э. Ассирию уничтожили ее давние противники - Мидия и Вавилония. В 612 г. до н. э. была разрушена столица Ассирии Ниневия, в 605 г. до н. э. в битве под Каркемишем погибли остатки ассирийской армии. В искусстве древности традиции Ассирии, особенно в области монументального рельефа, еще долгое время привлекали к себе внимание. В частности, они оказали сильное влияние на скульптуру Древнего Ирана.

  • Где находится Ассирия

    «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» (Быт. 10:11,12)

    Ассирия – одно из величайших государств древнего мира, вошедшее в историю благодаря своим выдающимся воинским походам и завоеваниям, культурным достижениям, искусству и жестокости, знанию и силы. Как и на все великие державы древности, на Ассирию можно смотреть разными глазами. Именно Ассирия обладала первой профессиональной, дисциплинированной армией древнего мира, армией-победительницей, заставлявшей трепетать в страхе соседние народы, армией сеющей ужас и страх. Но именно в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала сохранилась необычайно большая и ценная коллекция глиняных табличек, ставшей ценнейшим источником для изучения науки, культуры, религии, искусства и быта тех далеких времен.

    Где находится Ассирия

    Ассирия в моменты своего высочайшего развития владела обширными территориями как междуречья Тигра и Евфрата, так и обширным восточным побережьем Средиземного моря. На восток владения ассирийцев простирались почти до Каспийского моря. Сегодня на территории бывшего ассирийского царства находятся такие современные страны как Ирак, Иран, часть Турции, часть Саудовской Аравии.

    История Ассирии

    Величие Ассирии, впрочем, как и всех великих держав, в истории проявилось не сразу, ему предшествовал долгий период формирования и зарождения ассирийской государственности. Сформировалась эта держава из кочевых пастухов-бедуинов, некогда обитающих в аравийской пустыни. Хотя пустыня там сейчас, а раньше там была очень даже приятная степь, но климат изменился, пришли засухи и многие пастухи-бедуины вследствие этой причины предпочли переселиться на плодородные земли в долине реки Тигр, где основали город Ашшур, он то и стал началом создания могучего Ассирийского государства. Местоположение Ашшура было выбрано очень удачно – он находился на пересечении торговых путей, по соседству располагались другие развитые государства древнего мира: Шумер, Аккад, интенсивно торговавшие (но не только, порой и воевавшие) друг с другом. Одним словом, очень скоро Ашшур превратился в развитый торговый и культурный центр, где главенствующую роль играли купцы.

    На первых порах Ашшур – сердце ассирийской державы, как и сами ассирийцы, не имел даже политической самостоятельности: сперва он находился под контролем Аккада, затем перешел во власть вавилонского царя Хаммурапи, знаменитого своим кодексом законов, затем под властью Митании. Под властью Митании Ашшур пробыл целых 100 лет, хотя, разумеется, он имел и свою автономность, во главе Ашшура стоял правитель-ном, бывший своего рода вассалом митанского царя. Но вот в XIV в. до н. э. Митания пришла в упадок и Ашшур (а вместе с ним и ассирийский народ) обрел подлинную политическую независимость. С этого момент начинается славный период истории ассирийского царства.

    При царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 год до н. е. Ашшур, или же Ассирия превращается в настоящую сверхдержаву древности, в качестве внешней политике выбрано активное воинственное расширение, ведутся постоянные победоносные войны с соседями, приносящие в страну приток золота, рабов, новых земель и связанных с ними выгод. И вот уже воины воинственного ассирийского царя маршируют по улицам древнего Вавилона: вавилонское царство, некогда само правившее ассирийцами и высокомерно считающее себя их «старшими братьями» (ничего не напоминает?) повержено своими бывшими поданными.

    Своим блистательным победам ассирийцы обязаны очень важной военной реформе, которую провел царь Тиглапаласар, — именно он создал первую в истории профессиональную армию. Ведь раньше как было, армии составлялась в основном из землепашцев, на период войны сменявших соху на меч. Теперь же она была укомплектована из профессиональных воинов, не имеющих своих земельных участков, все расходы по их содержанию оплачивало государство. И вместо того чтобы пахать землю в мирное время они все свое время совершенствовали военное мастерство. Также большую роль в победе ассирийских войск сыграло применение металлического оружия, активно вошедшего в то время в обиход.

    Ассирийский царь Саргон II правивший с 721 по 705 год до н. е. укрепил завоевания своего предшественника, окончательно покорив Урартское царство, бывшее последним сильным противником, стремительно набирающей силы Ассирии. Правда Саргону сами того не ведая помогли , напавшие на северные границы Урарту. Саргон же, будучи умным и расчетливым стратегом, просто не мог не воспользоваться такой прекрасной возможностью, чтобы окончательно добить своего уже ослабленного противника.

    Падение Ассирии

    Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново.

    Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства.

    Что ж, его пророчество сбылось. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев.

    Культура Ассирии

    Несмотря на то, что ассирийское государство оставило недобрый след в древней истории, тем не менее, в период своего расцвета оно имело немало культурных достижений, о которых нельзя не упомянуть.

    В Ассирии активно развивалась и процветала письменность, создавались библиотеки, крупнейшая из них, библиотека царя Ашшурбанипала насчитывала 25 тысяч глиняных табличек. По грандиозному замыслу царя, библиотека, служившая по совместительству и государственным архивом, должна была стать не много не мало, а хранилищем всех знаний, когда-либо накопленных человечеством. Чего тут только нет: и легендарный шумерский эпос и Гильгамеше, и работы древних халдейских жрецов (а по сути ученых) по астрономии и математике, и древнейшие трактаты по медицине дающие нам интереснейшие сведения об истории медицины в древности, и бесчисленные религиозные гимны, и прагматические хозяйственные записи, и скрупулезные юридические документы. При библиотеке работала целая специально обученная команда писцов, в чьи задачи входило переписывать все значительные произведения Шумера, Аккада, Вавилонии.

    Значительное развитие получила и архитектура Ассирии, ассирийские зодчие достигли немалого мастерства в постройке дворцов, храмов. Некоторые украшения ассирийских дворцов, являются великолепными примерами ассирийского искусства.

    Искусство Ассирии

    Знаменитые ассирийские барельефы, бывшие некогда внутренними украшениями дворцов ассирийских царей и дожившие до нашего времени дают нам уникальную возможность прикоснуться к ассирийскому искусству.

    В целом искусство древней Ассирии исполнено пафоса, силы, доблести, в нем прославляется отвага и победа завоевателей. На барельефах часто встречаются изображения крылатых быков с человеческими лицами, они символизируют ассирийских царей – высокомерных, жестоких, могущественных, грозных. Таковыми они и были в реальности.

    Ассирийское искусство впоследствии имело большое влияние на формирование искусства.

    Религия Ассирии

    Религия древнего ассирийского государства во многом была заимствована из Вавилона и многие ассирийцы покланялись тем же самым языческим богам, что и вавилоняне, но с одним существенным отличием — в качестве верховного бога почитался истинно ассирийский бог Ашшур, считавшийся начальником даже над богом Мардуком – верховным богом вавилонского пантеона. В целом боги Ассирии, как впрочем и Вавилона, чем то похожи на богов античной Греции, они могущественны, бессмертны, но в то же время обладают слабостями недостатками простых смертных: могут быть завистливыми или прелюбодейничать с земными красавицами (как это любил делать Зевс).

    У разных групп людей, в зависимости от рода занятий, мог быть разный бог-покровитель, которому те отдавали больше всего почестей. Была сильна вера в различные магические церемонии, равно как и магические амулеты, суеверия. Часть ассирийцев сохраняла пережитки еще более древних языческих верований тех времен, когда их предки еще были кочевыми пастухами.

    Ассирия – мастера войны, видео

    И в завершение предлагаем вам посмотреть интересный документальный фильм об Ассирии на канале Культура.


  • Когда у нас была практика, нашей группе, и мне в том числе, повезло, так как нам не нужно было идти на другие факультеты или читать общий курс по философии. Поэтому мой выбор пал на невполне для меня знакомое искусство такой загадочной страны как Ассирия.
    Собственно, все что мне удалось составить для лекции, я сюда и выложила. Это довольно своеобразная информация, так как у нас в стране практически никто не занимается этой темой.

    1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АССИРИОЛОГИИ

    Серьезное знакомство с памятниками началось еще во второй половине XIX века, хотя подлинной наукой археология Передней Азии стала только в XX веке.

    Однако впервые Ассирийским искусством, точнее письменностью, заинтересовались за 20 лет до того, как Шампольон обратил внимание на знаменитый Розеттский камень (в конце 18 - начале 19 вв.),когда в Англию были привезены глиняные таблички из города Басры, расположенного недалеко от Вавилона. Учеными, которые решили расшифровать глиняные таблички (так как экспедиция в Двуречье слишком дорогостоящее предприятие), оказались два молодых преподавателями Геттингенского университета. Один из ученых - Фиорилло, предположил, что, судя по описанию знаков на вавилонских кирпичах, они были сходны с о знаками, так называемой Персепольской надписи, обнаруженной на развалинах древней столицы Персии. Другой ученый Гроттенфенд, который решился на расшифровку, опирался на данные других исследователей, и в своем докладе 4 сентября 1802 года на заседании Геттингенского научного общества, где рассказал о своем открытии - он расшифровал имена царей, так что в общей сложности получилось расшифровать 13 знаков. Однако, далее этого открытия он пойти не мог, так как не знал восточных языков. Поэтому исследования в этой области были отложены практически на тридцать лет, пока в 1836 г. французский ученый Бюрнюф и немецкий Лассен расшифровали почти все знаки Персепольской надписи. В 1847г. была расшифрована первая Бисутунская надпись, а в 1853 г. Норрис расшифровал 2-ю Бисутунскую надпись, на языке Элама.

    В 1849 г. ученый-историк Лэйярд при раскопках, Куюнджикского холма, расположенного напротив Мосула, на другом берегу Тигра, обнаружил дворец Синаххериба - одного из самых могущественных правителей Ассирии. За четыре недели работы он открыл 9 комнат, многочисленные рисунки, рельефы, мозаики, белые барельефы на бирюзовом фоне. К сожалению, в те годы раскопки велись неправильно, поэтому многие памятники были загубленны.

    История Ассирийской державы

    Ассирийское государство сложилось из аккадских семитических племен, живших в Передней Азии. В древнейшие времена Ассирией принято было называть область, расположенную в средней части долины Тигра. Сейчас здесь расположена северо-восточная часть Ирака. С северо-востока страну опоясывают отроги гор Загра, с юго-востока - приток Тигра Малый Заб. На западе раскинулась бескрайняя степь. Несмотря на то, что население с незапамятных веков использовало искусственное орошение, по плодородию эта часть нынешнего Ирака во многом отсталая.

    Многое в ассирийской культуре помогает раскрыть ее географическое положение. Все города Ассирии, кроме Ашшура, исторического центра Ассирии, расположены за Тигром у предгорий Загра и были доступны для вторжения горцев. Узкие русла Евфрата и Тигра слабо защищены, поэтому ассирийцы всегда должны быть готовы к бою. Древнейшие жители Ашшура, столицы и важнейшего опорного пункта на Тигре, были ростовщиками, но торговые пути были небезопасны, а наиболее важные пути проходили так близко к Ашшуру, что у правителей легко рождался соблазн захватить их. Так государство рано стало военным, где война стала самоцелью и главным искусством.

    В период правления Саргона Древнего и его династии население северной Месопотамии вступает в оживленный торговый обмен с Малой Азией и горными племенами хурритов, что становится особенно заметно в 6 - 5 вв. до н. э., когда они сплотились в государство Митанни.

    Ассирийцы заимствовали у хеттов колесницы, запряженные лошадьми, ввели батальоны инженерных войск, которые разрушают укрепления, таким образом, научившись брать штурмом города. Целью своих военных походов ассирийцы видели в полном уничтожении врага, тотальной войне, когда все взрослые мужчины, способные держать меч в руках, убивались, а женщины и дети уводились в рабство. По своей жестокости и кровожадности ассирийские цари превзошли всех других древневосточных армий, которые отнюдь не отличались гуманностью на войне. Для ассирийцев вполне нормальным и даже законными считались изощренные пытки и издевательства над побежденными врагами, такие как сдирание кожи с живых людей, выкалывание глаз, продевание канатов через просверленные губы и подбородки и тому подобные. Все такие изощрения считались естественными способами расправы и запугивания покоренных народов.

    Ассирийская армия была непобедима, так как в ней был опущен имущественный ценз, что позволяло наиболее бедному сословию жить за счет войны. В армию вербовались и другие народы. При этом государство не заботилось о содержании армии, так как та кормилась за счет мародерства. При этом дорогие трофеи передавались Царю и Богам.

    О всех победах писались огромные тексты, посвященные четкому учету трофеев, в то время как количество людей округлялось.

    Появление ассирийского искусства, формирование канона

    Уже при появлении первых памятников искусства Ассирии в Лувре и Британском музее исследователи сразу обратили внимание на отличия от египетского. Египетские памятники, несмотря на каноническое изображение, были более непосредственны и легки в понимании. В отличие от сложного языка ассирийских памятников - исполинские размеры давящая тяжеловесная форма. Одежда не воспринимается как таковая, это ткань, которая скрывает фигуру. Так же большинство музейных экспонатов не были раскрашены, хотя в Ассирии было принято раскрашивать памятники. Основными чертами искусства Ассирии были монументальность, декоративность, орнаментальность, математически подчеркнутость архитектуре.

    Так как даже изображения царей, в отличие от египетских, не передают портретных черт, определить кто владелец того или иного дворца можно за счет того, что на стенах дворцов обнаружились списки царских имен.

    Раскопки Ашшура открыли храм Иштар, восходящего к первой половине 3 тыс. до н.э. В нем были найдены статуэтки молящихся, посвященные богине, напоминающие шумерские скульптуры времен Лагаша: укороченные пропорции, головы, сидящие непосредственно на плечах, в большинстве лишены портретных черт, тяжелые шумерские одеяния. Однако, в отличие от шумеров, ассирийцы брили головы и подбривали губы, но оставляли пышную короткую бороду. На некоторых изображениях скульптор создавал иллюзию движения - изображал ноги фигуры в шаге. Эти попытки нашли свое отражение и в скульптурах Мари и Эшнунны.

    О типично ассирийских чертах в области художественного искусства следует говорить не ранее 13 в. до н.э., когда Тукульти-Нинурта 1, царь Ассирии (ок. 1250 - 1210 гг. до н.э.) переносит свою столицу из Ашшура в новый город Кар-Тукульти - Нинурта, на другой берег Тигра. Раскопки обнаружили великолепные росписи дворца, который носит ярко выраженный декоративный характер. Как рельефы, так и росписи были тесно связаны с архитектурой. Как в древности сырцовая стена украшалась циновками теперь стены украшались оростатами с рельефными изображениями - прямое влияние хетто-хурритского круга, но рельеф, по традиции Двуречья, помещался внутри здания, а не снаружи.

    Для облицовки нижних стен дворца был применен глазированный кирпич, раньше Вавилонского на 600-700 лет. Так же впервые именно в росписях первого ассирийского дворца был применен мотив «священного дерева» со стоящими по его сторонам гениями-хранителями. История появления этого мотива относит так же к хетто-хурритскому кругу, где появляется мотив священного дерева, увенчанного головой человека - символическое изображение божества возрождающейся весенней природы, характерный для обрядов Сирии, поэтому характерно не опыление этого дерева, а окропление. И = >гении держат не корзинки для листьев, а кропильницы с чистой святой водой.

    АЛТАРЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МОЛЯЩЕГОСЯ ЦАРЯ ТУКУЛЬТИ-НИНУРЫ I

    Чрезвычайно важные для ассирийского искусства черты:

    Введение правильного изображения на плоскости человеческой фигуры целиком в профиль и своеобразная попытка передать последовательно развертывающееся действие. На небольшой каменной подставке, вероятно алтаре, плоским рельефом дважды изображен царь: подходя слева к алтарю, он молитвенно поднимает правую руку, как бы заслоняя себя от сияния божества, и сжимает в левой руке булаву, подойдя ближе, он опускается на колени, продолжая заслоняться правой рукой. В обоих случаях фигура царя изображена совершенно правильно в профиль.

    БИТВА. ЧАСТЬ КРУГЛОЙ ПЛАКЕТКИ С РЕЛЬЕФНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ. АШШУР

    Иной характер носит рельеф того же времени на обломке плакетки из черного камня. Внизу обломка видны головы двух коней и человеческих фигур, в верхней части развертывается чрезвычайно живая сцена битвы. Один из сражающихся, победитель (сохранилась только рука и нога), схватил за волосы побежденного, падающего перед ним на колени. Ногой победитель наносит поверженному удар в солнечное сплетение - прием борьбы нигде до этого не изображавшийся. За этой группой видны убитые, лежащие ничком и лицом вверх. Большая анатомичность, передача подробностей, пластичность. Головы воинов и их верхняя половина тела повернуты в профиль, а нижняя на три четверти с постепенным переходом к полному профилю ног - египетский канон.

    Росписи дворцов носили декоративный характер, как и рельефы: по белому фону красными и синими цветами даны стилизованные деревья, розетки и пальметки, вписанные в обрамление из красно-синих полос.

    Появление в ассирийском орнаменте египетских мотивов - например лотоса - характерная черта росписей того времени. Эти мотивы могли попасть не прямо из Египта, но из Сиро-Финикии.

    Классический период расцвета Ассирии:

    Начинается с воцарения Ашшурнасирапала 2 (884-859 г. до н.э.). Ассирия при нем переходит в захватнические войны, картельные экспедиции в центры восстания. Особой главой можно назвать создание новой боевой техники. С этого момента главной темой искусства становится победоносная война и величие царя - победителя.

    Основным видом искусства, помимо возведенного в этот ранг военного мастерства, становится архитектура и тесно с ней связанный рельеф. Строительство как средство возвеличить власть царей, принимает чрезвычайный размах.

    Дворец в Кальху

    Ашшурнасирапал перенес столицу Ассирии в Кальху, который был переименован затем в Нимруд, где был построен грандиозный дворец. Он имел большое количество жилых и хозяйственных помещений, сгруппированных вокруг квадратного двора 30х30м. Помещения были расположены в 2 ряда и сообщались между собой дверями, прорезанными в торцовых стенах этих коредорообразных залов. Строитель дворца ни разу не использовал возможность создать пролеты дверей, расположенных по прямой оси, создать перспективу длинной анфилады, - взор входящего встречает всюду стены, покрытые на 2,5 м рельефными изображениями, основное содержание которых - охотничьи и военные подвиги царя, крылатые гении, окропляющие царя, стилизованное «древо жизни».

    Цитадель в Нимруде - Кальху была воплощением страха, так как сила - есть ненависть половины мира.

    В отличие от раннего искусства, которое было лишь декоративным, искусство эпохи Ашшурнасирапала ставило перед собой новые задачи.

    Последовательное разворачивание действие: сначала посетителя встречали охранители дверных косяков - Шеду, которые двигаются вместе с идущим, так как имеют 5 ног (при этом не нарушается каноническое расположение фигур). На стенах - люди-орлы - охранники царя. В углу - мотив Дерева Жизни, который всегда украшает царские дворцы.

    Был создан образ прекрасного человека - идеал ассирийской красоты, одним из условий которого были физическая мощь, сила и здоровье, выражающиеся в необычайном развитии мускулатуры, сдержанности в передаче движения в самых оживленных по содержанию сценах. Так же одним из условий идеальной красоты были красивые, длинные курчавые волосы. Это было связано с тем, что в Ассирии считалось признаком дурного тона иметь неухоженные волосы и бороды. Квадратная борода считалась признаком преемственности царской власти. Поэтому цари изображались с идеальной бородой. Только евнухи изображались без бород, но с длинными волосами.

    АШШУРНАСИРАПАЛ ОХОТИТСЯ НА ЛЬВОВ

    Колесницей, запряженной 3 лошадьми, управляет бородатый возница. Издыхающий ЛЕВ, пораженный 4 стрелами, лежит под ногами коней. Лошади и лев даны в строго профильном изображении, зрителю виден только бок животных. Разъяренный дикий лев встал передними ногами на колесницу, царь поражает его смертельным ударом и оборачивается к воинам, следующему позади.

    Художник выбрал наиболее острый момент, но рельеф, тем не менее, полон покоя, так как фигуры людей и животных полны оцепенения, как будто время замерло.

    В такого рода рельефа представлен образ царя, который побеждает силу Хаоса и таким образом царь становится владетелем порядка.

    На рельефах Ашшурнасирапала впервые в древневосточном искусстве появляется элементы воздушной перспективы. На одном из рельефов в Кальху осадные машины царя с его штандартами подъезжают к стенам крепости, где защитники, выглядывающие из-за зубцов крепости, отражают наступление. На переднем плане даны фигуры царя и его воинов намного крупнее, с тщательной проработкой всех деталей. Крепость и ее защитники даны в более плоском рельефе и уменьшенных размерах.

    Все искусство Ассирии, известное нам, связано с храмом или дворцом, поэтому бытовых сцен здесь ожидать нельзя, они возможны только как часть военно-дворцовых сюжетов: например рельеф дворца Синаххериба - изображение лагеря с палатками, в которых суетятся слуги, стеля постели и приготовляя пищу. На рельефе Саргона 2 в походной конюшне конюхи чистят, поят и кормят лошадей.

    (Полна драматизма и внутреннего содержания сцена взятия крепости.

    Ассирийские войны гонят стада скота, едут повозки с военнопленными, за ними идет вереница пленных женщин с детьми. Ассирийский воин, запустив руку в волосы одной из них, подгоняет ее, другая защищается скорбным жестом голову ребенка, идущего перед ней. Этот драматизм не идет вразрез с пониманием красоты, как ритмичности и покоя - все женщины одинаковым жестом подносят руки к голове в знак отчаяния, совершенно спокойны воины и пленница, которую волокут за волосы.)

    Впечатление декоративности повышалось тончайшими орнаментами, изображавшими вышивку тяжелых тканей, бахрому, запястья, а так же яркой расцветки, от которой сохранились лишь слабые следы черной и красной краски.

    Схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала уже устоялась, все изображения, связаны с дворцами и храмами, предназначенные возвеличить славу царя и бога, считались священными, обладающими магической силой, поэтому схема остается, изменяется стиль.

    По сравнению с хетто-хурритским ортостатом, ассирийцы делают большой шаг вперед, так как ассирийские рельефы дают огромные панорамы батальных сцен, причем развертывается действие обычно по направлению от входа в глубину парадного зала к месту нахождения царя. Связанный рассказ в рисунках и рельефах - главное отличие от не связанных общим сюжетом хетто-хурритского оростата.

    ЦАРЬ АШШУРНАСИРАПАЛ В ОБРАЗЕ ВЕРХОВНОГО ЖРЕЦА

    Круглая скульптура в искусстве этого времени роли не играет. Она, как и рельеф, являются декоративными элементом в архитектуре. Таковы монументальные изображения добрых гениев, хранителей дворцовых покоев и храмовых врат в образе мощного быка или льва с человеческим лицом и крыльями орла. Передняя часть была выполнена кругло, остальное дано в высоком рельефе. Они обычно украшали входы во дворец попарно, как бы выходя навстречу посетителю дворца из пролета двери. Фигуры этих добрых гением так же поражают остроумным приемом, чтобы одновременно показать и стремительное действие и покой - шеду были с 5 ногами - при этом не был нарушен основной принцип древневосточного искусства - не давать изображение в сокращении или в ракурсе.

    Сохранились скульптурные изображения самого Ашшурнасирапала. Статуя из собрания Британского музея изображает царя в образе верховного жреца, босого, перепоясонного вервием, с непокрытой головой. Статуя занимала в храме центральное место, в культовой нише, являясь для божества напоминанием о его жреце и слуге, а для молящихся - объектом почитания.

    Технически тщательно выполненная, эта скульптура представляет почти правильный, нерасчлененный цилиндр, строгая симметрия нарушается только согнутой левой рукой, в которой царь держит булаву, при этом фигура царя рассчитана на рассмотрение ее спереди.

    Внутреннее убранство дворца отличалось необычайной пышностью и богатством, о чем говорят найденные в Кальху обломки пластинок слоновой кости с тончайшей резьбой, изображающей царя и окружающих его гениев.

    ПРАВЛЕНИЕ ТИГЛАТПАЛАСАРА 3

    Новый блестящий расцвет искусства наступает со времени правления Тиглатпаласара 3 (745-727гг.), при котором Ассирия после межполитических усобиц, вновь начинает занимать ведущее положение в Передней Азии. При Тиглатполасаре завоеванные земли становятся провинциями. Так же при Тиглатпаласаре была завоевана Финикия, которая была ненавидима даже больше, чем Ассирия. Армии Ассирии дошли до Дамаска, при этом в экспедициях на Восток помогали арабы. Финикийцы были главными мореплавателями всего древнего мира. Но, несмотря на то, что в древнем мире религиозные культы были близки, в Финикии были самые жестокие черты этого культа - детские жертвоприношения. Поэтому, например, пунические войны прошли под лозунгом того, что они искореняют самую жестокую языческую религию (по словам Честертона)

    Чтобы сломить восстания вводили политику искоренения коренного населения или переселения народов в новые земли.

    ПРАВЛЕНИЕ САРГОНА 2

    Резиденцией остается Кальху, но приемник Т., Саргон 2 (Шаррукин, 722-702) перенес столицу с Дур-Шаррукин (современный Хорсабад), недалеко от Ниневии. Его наследник, Синнаххериб, разоривший и разрушивший Вавилон, сделал столицей Ниневию.

    Ниневия тянулась на 4 км вдоль реки, т.е. была больше Вавилона по протяженности в пределах его внутренних стен. В это время существует строительный надзор: всякий застройщик, который перенесет свой дом за пределы допустимой линии, будет посажен на кол на крыше собственного дома.

    ДВОРЕЦ ДУР-ШАРРУКИН

    Классическим планом дворца того времени считался Дур- Шуррукин. Он был выстроен на мощной террасе для защиты от почвенных вод на сглаженной поверхности холма, при этом глину и песок таскали вручную. Дур-Шаррукин - город прямоугольник, имевший 8 ворот, 3 храма. Дворец был окружен пандусами для колесниц, пленных и трофеев.

    Дворец как бы вписан в город, доминировал над ним, выходя в него фасадом. Широкая городская стена с бойницами, высотой вровень с террасой, подходила с 2 сторон ко дворцу. Часть дворца, где находились жилые помещения царя, выступала огромным бастионом за пределами городских стен. С этой стороны дворец был отлично укреплен крутым обрывом холма.

    Из царских покоев открывался вид на реку, один из притоков Тигра, и на холмистые степные просторы.

    Жилое помещение делится три части: сераль - парадная часть с приемными комнатами (селямлик ), гарем - личное помещение царя и его семьи, и хан - служебные помещения. Так же рядом с покоями дворца находился храм - зиккурат . Налево от входа в большой двор находилась часть дворца, полностью изолированная от других помещений, с небольшим числом ходов и необычным даже для этого дворца пышностью убранства, который оказался комплексом святилищ 6 божеств, а альковы являлись целлами , где стояли изображения божеств.

    Низ стены центрального двора этого святилища был облицован глазурованными кирпичами: по синему фону были даны изображения символов плодородия (смоковница с зелеными листьями и желтыми плодами, плуг, бык). В некоторых частях двора несущими опорами были колонны с каменными базами и деревянными стволами.

    Так же было 2 парадных входа - один в глубине обширного двора, на который выходили царские покои, другой - по фасаду дворца, обращенного к городу, с широким центральным проездом, предназначенным для царя и 2 боковыми. Фасад был украшен 6 гениями, а так же у центрального проезда стояли 2 гигантские фигуры Гильгамеша, побеждающего льва.

    Так же впечатление величественности придавала арка входных ворот, характерная форма ассирийского, еще тростникового, жилища.

    Сераль имел 10 дворов и более 60 помещений и переходов. А сам дворец занимал пространство в 10га и был одним из наиболее величественных построек Ассирии.

    Одним из важнейших мотивов рельефов во дворце был мотив взятия Лакеша.

    Некоторые комнаты дворца Саргона 2 помимо рельефов имели росписи, основными сюжетами которых были процессии, в которых царь являлся в сопровождении евнухов.

    РОСПИСИ ДВОРЦА В ТИЛЬ-БАРСИБЕ

    Благодаря раскопкам дворца в Тиль-Барсибе, были найдены наиболее интересные росписи, которые были разделены стилистически на 2 большие группы: более ранние восходят ко времени между серединой 9 и первой четвертью 8 вв. до н.э., наиболее поздние датируются временем Ашшурнасирапала. Фоном росписей является белая известковая обмазка, тонким слоем наложенная на сырцовую стену, предварительно покрытую слоем глины с рубленой соломой. Любопытно, что изначально дворец принадлежал царю, поэтому росписи показывали процессию царя с евнухами. Однако, когда дворец перешел во владение полководца - туртана, свита должна была изображать воинов. Мастер замазал бритые подбородки и пририсовал бороды, хотя все остальное убранство евнухов, кроме нескольких мелочей, художник оставил нетронутым.

    По наброскам всадников стало понятно, что художник первоначально рисовал контур черной краской, а затем накладывал другие цвета, набор которых был небогат: красновато-коричневая, ультрамариново-синяя, черная, белая, иногда встречается розовая и голубая, последняя легко распыляется и пропадает.

    В росписях никогда не встречается ни желтый ни зеленый цвета, однако во дворце Саргона2 они встречаются в цветной глазури. Роспись всегда плоскостная, без светотени, все изображения можно считать условно раскрашенными рисунками - лошади могут быть розовыми а быки голубыми.

    Преобладает мотив геометрического орнамента.

    Дворец Синахериба в Ниневии

    Новые черты дает дворец наследника Саргона 2 Синаххериба в Ниневии, где двери были расположены по прямой оси, созданы анфилады залов, облицованных каменными плитами с изображением сцен охоты, войн и дворцовой жизни. Фасады были украшены изображениями Ламаша, но впервые перестала высекаться 5 нога, вероятно под влиянием более реалистического стиля в искусстве. Синаххериб перестал бояться врагов и наемных убийц. Синаххериб, по представлению историков, был первым императором на ассирийском троне Ниневии, которая стала центром цивилизации, так же, например, Нерон в Риме. Ниневия стала символом убийства, грабежей, угнетения, насилия над слабым, войны, кровавой смены правителей, которые держались на троне только за счет террора и которым почти никогда не удавалось уйти своей смертью.

    Про стены Ниневии говорили, что она «та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов». Она стояла на фундаменте из 4 плит, стоявших по ее углам. В ширину имела 40 кирпичей (10м), в высоту - 24 м. в ней было 15 ворот, вокруг - был ров шириной 42 м. настоящим чудом архитектуры того времени был мост через реку, ведущий от Садовых ворот.

    В западной части города располагался дворец Синаххериба. Он приказал срыть старые постройки, мешавшие строительству, так как его обуревала строительная горячка. Это особенно сказалось в Ашшуре при строительстве храма главного божества города. Вокруг храма на площади в 16 тыс.м² в скалах были пробиты огромные ямы, соединенные между собой подземными каналами. Ямы были наполнены землей, так как царь хотел видеть здесь сад.

    Так же изменения произошли и в каноне изображения. На рельефах Синаххериба фигуры становятся меньше, мастер от фризового построения переходит к объединению ландшафтом всей настенной композиции, что отличает его от ранних колоссальных рельефов, хотя и теперь отдельный человек их не интересует.

    Дворец Ашшурбанипала

    Временем последнего расцвета Ассирийского царства становится время правления Ашшурбанапала (668-633гг. до н.э.), который был не только типичным восточным тираном, но в то же время был интеллектуалом, покровителем искусств и просто просвещенным человеком. Он был страстным собирателем глиняных книг, за которыми он посылал своих приближенных покупать где только возможно, или копировать, если была такая необходимость. С другой стороны Ниневия - логово львов, что во многом связано с тем, что во дворце Ашшурбанипала, страстного любителя охоты, было множество изображений его схваток во львами, о чем будет сказано позднее.

    Так же он продолжил завоевательную политику своих предшественников, несмотря на то, что ему много труда стоила борьба за поддержания единства в государстве. Все восстания были подавлены с жестокостью.

    Когда был открыт дворец Ашшурбанапала с его обширной библиотекой, несистематичность раскопок не позволила восстановить план и детали дворца, поэтому наиболее полное исследование можно провести произведениями станкового искусства - рельефами, скульптурами.

    Обширная библиотека Ашшурбанапала была перевезена в Британский музей. Большая часть табличек была разбита, поэтому Лейярд, обнаруживший библиотеку, предположил, что она находились на 2 этаже, который обрушился. Было найдено в общей сложности более 30 тыс. табличек, которые ассирийские цари заставляли копировать во всех знаменитых центрах - в Уруке, в Сиппаре, Вавилоне. В этих табличках содержатся все труды, сводки познаний предыдущих времен. «Книги» были систематизированы, существовали словари и предметные указатели, отдельные серии хранились в деревянных ящиках - доказательство высокой ценности и заботы о трудах. Есть текст, ставящий книгу под охрану божества: «Копия такого-то. Тот, кто боится бога Набу, да не повредит и да не унесет ее».

    В Британском музее шла активная работа по расшифровке библиотеки Ашшурнасирапала. Особенно интересен был расшифрованный текст «О Все Видевшем», где рассказывалась история потопа, открытый молодым ученым Дж. Смитом. Благодаря широкому интересу общественности Смит смог отправиться в Персию и в 1873г. нашел недостающие части «книги», которая была признана великим памятником литературы и поэзии. Героя повести зовут Утнапиштим. Первые 10 таблиц посвящены Гильгамешу, который встречает в странствия бессмертного Утнапиштима и спрашивает его о бессмертии, тот же говорит о близящемся потопе. Утнапиштима предупреждают о потопе, и бог разума и морской бездны Эа советует ему построить корабль. Когда же начался потоп, первыми пожалели о нем сами же боги. Корабль пристал к вершине горы Нисир, к юго-востоку от Ниневии, за Тигром и Нижним Забом. На седьмой день был выпущен голубь, но тот вернулся, затем - ласточка, последним был послан ворон: «Пустившись же ворон спад воды увидел, не вернулся: каркает, ест и гадит». Там был поставлен жертвенник, поставив 7 и 7 курильниц с кедром, тростником и миртом. Боги пришли к приносящему жертву. Однако глава богов Бэл-Энлиль возмутился тем, что кто-либо из людей остался жив, так как никто из смертных не должен был остаться в живых. Но Эа, бог разума, отстоял Утнапиштима, после чего сам он и его жена стали богоподобны. Сказание о потопе есть и у других народов, но наиболее выразительно именно сказание «О Все Видевшем». То, что потоп был реален говорит и тот факт, что вавилонское летоисчисление делится на «до потопа» и «после потопа». библейский же миф появился гораздо позже, является перепевом вавилонского.

    Ашшурбанапал был страстным любителем охоты, поэтому важно ознакомиться с рельефами, изображающими охоту, так как они дают наилучшее представление об ассирийском искусстве.

    Мы можем выделить несколько значительных шагов по сравнению со временем Ашшурнасирапала.

    1. Реализм в изображении животных был доведен до высокого совершенства, в изображении львов больше человечности, чем у человека;

    2. Необычайно богато разработан прием повествовательного развертывания сюжета (например изображение льва, выпущенного из клетки);

    С большим искусством построена сцена охоты всадников на льва. Центральное место - Ашшурбанапал верхом на коне и его запасная лошадь. С двух сторон их окружают львы, но участь их уже решена - Ашшурбанапал вонзает копье в пасть первого льва, второй пронзен несколькими стрелами. Таким образом, даны последовательные моменты действия.

    Необычайно выразительны отдельные фигуры животных на разных рельефах (умирающая львица, собаки, стадо газелей в степи и т.д.)

    РАНЕНАЯ ЛЬВИЦА

    Этот рельеф был найден в Куюнджике. В тело львицы вонзились стрелы, у нее перебит позвоночник, но, волоча парализованные задние ноги, она в последнем усилии приподняла верхнюю часть туловища и, вытянув морду, застыла в предсмертном рывке. Этот рельеф по глубине экспрессии и проникновенности можно смело поставить рядом с лучшими произведениями мирового искусства.

    ПИР В САДУ

    Здесь есть изображение женщины - жены Ашшурбанипала. А на дереве весит голова эламского царя Теолама.

    После смерти Ашшурбанапала в Ассирии началось огромное восстание, в июле 612 г. до н.э. Ниневия была взята царем Вавилона Набопаласаром в союзе с царем Мидии и подвергнута полному разрушению. Описание разрушения Ниневии есть в Библии, данное современником событий - Наумом: «Поднимается на тебя, Ниневия, рушительный молот, - охраняй твердыни, стереги дороги, опояшься, укрепись всеми силами…щит ратников его (ассирийского царя) окровавлен; воины его в одеждах багровых (...); Горе кровожадному городу, не прекращается в нем разбой. Только и слышишь хлопанье бича и стук крутящихся колес…». Разграблена и сожжена Ниневия, однако ассирийцев до такой степени ненавидели все окружающие их народы, что уничтожили город без остатка. Это было связано с тем, что ассирийцы уводили плененные народы, сажая на своих землях и обрекая на пожизненное рабство. Это находит свое отражение в рельефах с изображениями войн и грабежей ассирийских царей.

    Страна была опустошена, завоеватели уничтожили ассирийских жрецов и писцов. С ними вместе погибла и клинопись в Ассиирии, в практику вошло финикийско-арамейское письмо. Однако период 2 расцвета Вавилона был не долог. В 538 г. до.э. Вавилон был взят персидским царем, одержавшим победу над Валтасаром - последним вавилонским царем, Киром 2.

    Собственный вклад Ассирии в культуру Древнего мира был все же незначительным. Известно, что в литературе ей не принадлежит ничего собственного, кроме военных царских анналов, хотя даже они представляли собой замечательные, яркие своей выразительностью ритмического языка произведения с удивительной системой образов.

    Характерной чертой их было то, что они всегда писались не на родном для ассирийцев диалекте, а на аккадском литературном языке - вавилонском.

    На довольно высоком уровне развития находились военная техника и смежные ей отрасли- строительство мостов, дорог, акведуков, крепостей и т.д.

    Архитекторы добились небывалых успехов. Здания имели глухие стены, комнаты открывались во внутренний двор. Свет проникал в помещение через небольшие отверстия, сделанные либо прямо в потолке, либо в стенах над потолком. Так как здания возводились из сырцового кирпича, который не допускает сложных архитектурных форм, то зодчие пользовались прямыми линиями, чередованием выступов и ниш, открытым портиком со столбами и 2 башнями по бокам - «хеттские бит-хилани».
    Как уже говорилось раньше, зиккурат обычно имел ступенчатую конструкцию.

    Однако, несмотря на то, что достижения ассирийского искусства были сравнительно невелики, оно все же в значительной степени повлияло на официальное искусство следующей великой державы - Персии, при котором были только усилены элементы трафаретности и декоративности изображений.

    Содержание статьи

    ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКОЕ ИСКУССТВО. В истории искусства и археологии понятие «вавилоно-ассирийское искусство» часто применяется к культуре народов, населявших в древности Месопотамию – территорию всей южной части современного Ирака , от приблизительно 34° с.ш. до Персидского залива и от Сирийской пустыни до Загросских гор. Время существования вавилоно-ассирийской культуры – примерно с 5000 до 539 до н.э., когда Вавилон пал под натиском персов.

    В археологических раскопках первой половины 20 в., особенно после Первой мировой войны, было обнаружено множество предметов, представляющих почти все виды художественного творчества: от грубой росписи и насечек на глиняных изделиях до великолепных декоративных настенных композиций, от первых резных цилиндрических печатей до сложных барельефов, от глиняных фигурок людей и животных до колоссальных статуй, часто имеющих хорошие пропорции, от почти бесформенных литых металлических безделушек до искусно выделанных золотых и серебряных украшений и инкрустаций.

    Развитие вавилоно-ассирийского искусства можно разделить на следующие пять периодов.

    1. Древнейший период – доисторический и шумерский, продолжавшийся до воцарения Аккадской династии ок. 2400 до н.э.

    2. От Аккадской династии до конца 1-й Вавилонской династии, 1595 до н.э.

    3. Касситский период, примерно до 1100 до н.э.

    4. 9–7 вв., расцвет ассирийского искусства.

    5. Искусство Нововавилонского царства, 626–539 до н.э.

    ИСКУССТВО ШУМЕРА, АККАДА И ВАВИЛОНИИ

    Отсутствие камня и дерева на аллювиальной равнине Южной Месопотамии уже в самый ранний период привело к использованию находившейся там в изобилии глины в качестве материала для строительства и мелкой пластики. На протяжении всей истории этой культуры обычным строительным материалом был сырцовый или обожженный кирпич, а связующим раствором служил битум. Дворцы и храмы колоссальных размеров воздвигались на громадных кирпичных платформах, что позволяло защитить здания от периодических наводнений. Древнейшими постройками были хижины обитателей болот, стены которых сооружались из связанных вместе пучков тростника, обмазанных глинистым илом.

    В период развития первой из трех четко определяемых первобытных культур Южной Месопотамии – убейдской (названной по археологическим находкам на городище Телль-эль-Убейд, датированных концом 5 – серединой 4 тыс. до н.э.) – вошли в употребление глиняные кирпичи и появились крупные здания. Стены этих зданий, обмазанные штукатуркой из глины, украшались покрытием, напоминающим мозаику : в стену вдавливались с определенными интервалами удлиненные, конической формы глиняные «гвозди» с плоскими головками, окрашенные в черный и красный цвета. Также в этой культуре появилась прекрасная гончарная посуда изящных форм, часто с довольно тонкими стенками, украшенная росписью или процарапанными геометрическими узорами, и грубо вылепленные фигурки людей и животных.

    В период развития урукской культуры (конец 4 тыс. до н.э.), названной по находкам в раскопках древнего шумерского города Урук (современный Варка), храмовые постройки стали более сложными. В Уруке был воздвигнут первый зиккурат – храм в форме пирамидальной башни из нескольких ярусов уменьшающегося размера, увенчанной святилищем, к которому поднимались по пандусам. С этого времени зиккурат стал наиболее характерным типом храмовой архитектуры Месопотамии. В Уруке также появились самые ранние из известных цилиндрические печати – небольшого размера, из твердого камня с глубоко врезанными изображениями людей и животных, мифологических сюжетов и ритуальных сцен, а также эпизодов из повседневной жизни. Цилиндрические печати использовали для нанесения на различные предметы знака их владельца; когда эти печати прокатывали по мягкой поверхности глины, получался миниатюрный барельеф, который можно было превратить в фриз любой длины. В дальнейшем техника изготовления печатей достигла совершенства и оказалась наиболее оригинальным вкладом Месопотамии в развитие декоративного искусства.

    Третья первобытная культура – Джемдет-Наср, названная по находкам в одноименном холме близ древнего города Киша (конец 4 – начало 3 тыс. до н.э.), – во многом уступает предшествующей, но демонстрирует значительные достижения в области скульптуры из камня, как в изготовлении барельефов, так и круглой скульптуры. Об уровне развития последней свидетельствует великолепно выполненная фигура дикого кабана.

    В раннединастический период (ок. 2800 до н.э.) большое значение приобрела художественная обработка металла, о чем можно судить по сохранившимся гравированным металлическим вазам, украшенным сценами охоты и изображениями религиозных обрядов с участием людей и божеств. Животные иногда изображались в барельефе, а иногда делались скульптурные головы с инкрустированными цветными камнями глазами и языками и рогами из золота. Большинство произведений круглой скульптуры этого времени – приземистые человеческие фигурки, отличающиеся плохими пропорциями. Изображения на больших барельефных фризах начала 3 тыс. до н.э из Телль-эль-Убейда выполнены с замечательным реализмом и живостью, например сцена доения коровы и другие домашние работы. Один из самых интересных памятников этой эпохи – знаменитая Стела коршунов правителя Лагаша Эаннатума, покрытая рельефами с различными сценами: Эаннатум нападает на врагов, побеждает их, хоронит мертвых. В относящихся к этому же времени царских гробницах в Уре были найдены замечательные образцы ювелирного искусства – изысканные золотые и серебряные украшения, филиграни, ножны кинжалов, золотые кубки и чаши; среди них – пара великолепно исполненных инкрустированных пластин, известных как Штандарт войны и мира , каждая с тремя рядами фигурок людей и животных, выложенных пластинами перламутра на лазуритовом фоне.

    С воцарением семитской Аккадской династии, основателем которой был царь города Аккада Саргон Древний, искусство барельефа достигло значительных успехов. Самым ярким примером является победная стела Нарам-Сина (ок. 2400 до н.э.), предположительно – сына Саргона. На стеле изображены изящные человеческие фигуры с хорошими пропорциями; движения и действия умело переданы, заметно тонкое чувство равновесия в композиции. Прогресс в круглой скульптуре проявился в тщательности трактовки мускулатуры и объема фигур, черт лица и других деталей. Расцвет искусства в этот период оказал значительное влияние на его развитие в дальнейшем.

    С приходом к власти Гудеа, царя Лагаша (ок. 2350 до н.э.), и III династии Ура наступил краткий период возрождения шумерских традиций. Наиболее замечательные памятники искусства этой эпохи – многочисленные статуи Гудеа, выполненные из черного диорита, довольно жесткие и тяжелые по форме, но с тщательно переданными чертами лица и мускулатурой, а также другие статуи мужчин и женщин, рельефы и украшенные резьбой вазы. Сохранившаяся от этого времени прекрасная женская головка из слоновой кости демонстрирует весьма высокий уровень художественного ремесла.

    На стеле Ур-Намму (ок. 2200 до н.э.), царя III династии Ура, в 5 ярусах рельефных композиций представлено строительство знаменитого зиккурата в Уре, наиболее замечательного из известных зданий этого типа в Месопотамии. Среди других фигур на этой стеле есть древнейшее из сохранившихся изображений ангелов. Продольные стороны урского зиккурата были, по-видимому, слегка искривлены для того, чтобы это колоссальное сооружение производило впечатление более легкого.

    Наступившая затем эпоха I династии Вавилона была отмечена общим упадком художественного творчества. Династия Хаммурапи (ок. 1800 до н.э.) оставила единственный выдающийся памятник – знаменитую стелу Хаммурапи , содержащую свод законов, в верхней части которой находится барельеф с изображением самого царя, получающего законы от бога солнца Шамаша; этот рельеф достаточно жесткий и неуклюжий по исполнению. Другие художественные произведения этого периода также свидетельствуют о снижении уровня мастерства; статуи отличаются нарушением пропорций, росписи на керамических сосудах, рельефы и печати сделаны неумело и грубо, их композиции часто перегружены фигурами.

    Господство Касситской династии (ок. 1600 до н.э.), племен варваров-захватчиков, пришедших из района Загросских гор, отбросило культуру и искусство Вавилонии более чем на 5 столетий назад. В эту эпоху не появляется ничего оригинального и творческого, преобладает повторение более древних образцов, причем на крайне низком уровне. Качество резных цилиндрических печатей заметно снизилось, контуры рисунка стали невыразительными; к изображениям на печатях часто добавлялись магические заклинания и молитвы, а также изображения оберегов – лягушек, ящериц и тому подобных существ, указывающие на более низкий уровень религиозного сознания в этот период. Барельефы помещались главным образом на межевых камнях, где боги, цари или другие персонажи изображались вместе с символами, которые должны были уберечь эти камни от повреждения или разрушения.

    ИСКУССТВО АССИРИИ

    Ассирийское искусство ведет свое происхождение от искусства Вавилонии, что особенно очевидно в архитектуре. Ассирийцы продолжали подражать южным соседям, широко применяя для сооружения зданий обожженный кирпич, несмотря на то, что имели камень.

    Ассирийские цари были заняты в основном завоевательными войнами, что влияло на характер и тематику искусства. В скульптуре и других видах пластических искусств главное место заняли изображения военных подвигов царей или сцены, иллюстрирующие другое их излюбленное занятие – охоту; изображения простых людей и женщин были почти полностью исключены. В периоды затишья между войнами и усмирением непокорных многие ассирийские монархи занимались возведением храмов и грандиозных дворцов. Лучшим примером такой деятельности является новый царский город Саргона II, Дур-Шаррукин (в переводе – город Саргона, современный Хорсабад), построенный к северу от старой столицы Ниневии в 707 до н.э. Дворцовый комплекс занимал территорию площадью ок. 25 акров и состоял из почти тысячи помещений, многочисленных больших дворов, длинных, оформленных скульптурой коридоров и примыкающего к дворцу 7-ярусного храма-зиккурата. Снаружи главные ворота охраняли изваянные из известняка фигуры львов и гигантских крылатых быков с человеческими головами. Их туловища вырезаны в высоком рельефе, а голова полностью объемна, т.е. выполнена как круглая скульптура. Уникальная особенность этих «защитников ворот» – ламассу –заключается в том, что при взгляде сбоку все четыре ноги видны в положении шага, в то время как при взгляде спереди добавленная пятая нога придает фигуре вид неподвижно стоящего животного. Эти стражи ворот ставились в дверных проходах дворцов и храмов.

    Раскопки столицы Саргона свидетельствуют о том, что ассирийские архитекторы знали и использовали конструкции полуциркульной и стрельчатой арки, цилиндрического свода, купола и (судя по изображениям на печатях и барельефах) колонны.

    Истоки истории Ассирии восходят к III тыс. до н.э., однако из произведений искусства лишь немногие датируются временем ранее 1000 до н.э., а большинство их относится к 9–7 вв. до н.э. – эпохе расцвета Ассирийского царства. Произведения круглой скульптуры очень редки; лучший и едва ли не единственный из сохранившихся образцов – статуя Ашшурнасирпала II (884–859 до н.э.). Ассирийские художники явно предпочитали рельеф свободно стоящей скульптуре. Часто встречаются стелы с округлым верхом и изображением фигуры царя или божества; многие из них найдены в отдаленных районах, где цари устанавливали их для того, чтобы заявить о присоединении завоеванных территорий. Сходным образом цари отмечали свои победы, воздвигая во дворцах обелиски с барельефными изображениями различных походов. Лучший из этих монументов – Черный обелиск Салманасара III (859–825 до н.э.), на каждой из 4 граней которого в 5 регистрах запечатлены церемонии оказания почестей царю пятью завоеванными народами.

    Однако наиболее многочисленны те барельефы, которые, подобно «каменным гобеленам», изнутри украшали стены царских дворцов изображениями военных кампаний, охоты, обрядов и других сцен из жизни царя и его народа. Иногда отдельные детали этих рельефов выделялись красками неярких оттенков – красной, голубой, черной и белой.

    Характерное отличие всех этих настенных рельефов – однообразие и скупость изображений людей и все более совершенная трактовка фигур животных. Человеческие фигуры энергично моделированы и величественны, однако скованы в движениях, неизящны и невыразительны, с условно трактованными завитыми волосами и бородами, подчеркнутыми мускулами и тяжелыми одеждами. Лица почти одинаковы на всех рельефах, из чего явствует, что ассирийских художников не занимала передача индивидуальных черт. Как и у египетских художников, у них отсутствует интерес к перспективному сокращению фигур, изображенных в ракурсе; в результате ноги, нижняя часть тела и голова изображены в профиль, глаза – полностью в фас, и грудь развернута фронтально так, что видны оба плеча.

    Однако в образах животных ассирийские художники достигли высочайшего мастерства в реалистической и выразительной трактовке формы и действия, особенно в охотничьих сценах, изображая боль, ужас и ярость раненых диких зверей. Возможно, во всем древнем искусстве нет ничего, что могло бы сравниться с двумя рельефами из дворца Ашшурбанипала в Ниневии с изображениями умирающего льва и пронзенной стрелами львицы. На втором из них львица изображена в предсмертной судороге, задняя половина ее туловища парализована, ноги беспомощно волочатся, однако она пытается удержаться, опираясь на передние лапы; из приоткрытой пасти с поднятой верхней губой словно раздается рычание, выражающее страдание и угрозу. Этот рельеф – подлинно великое творение гения. Ассирийское искусство достигло своего расцвета незадолго до гибели державы, в царствование Ашшурбанипала (669–626 до н.э.), последнего из великих ассирийских монархов.

    Из произведений монументально-декоративного искусства следует отметить чеканные рельефы бронзовой обшивки ворот Балавата, воздвигнутых Салманасаром III (859–825 до н.э.) к юго-востоку от Ниневии. Здесь с поразительным мастерством и четкостью изображены эпизоды девяти первых лет правления этого царя.

    В искусстве малых форм – ювелирных украшениях, резьбе по слоновой кости, глазурованной керамике, вышивке, мебели – ассирийцы проявили себя искусными ремесленниками; они продолжали изготавливать изящные геммы и цилиндрические печати с тем же разнообразием мотивов, что и в монументальных барельефах.

    ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА

    Искусство Нововавилонского царства может быть почти полностью отнесено ко времени царствования Навуходоносора II (605–562 до н.э.). При нем Вавилон достиг невиданного ранее великолепия, украсился огромными храмами, дворцами, знаменитыми висячими садами и широкой триумфальной дорогой, стены по сторонам которой были облицованы цветным глазурованным кирпичом и украшены изображениями животных и драконов, выполненными в красных и желтых тонах на ярко-синем фоне. Еще более красочные изразцовые рельефы украшали большие городские ворота, посвященные богине Иштар, а тронный зал царя был оформлен панелями со стилизованными бордюрами из цветов лотоса и пальметт. Применение глазурованных плиток или кирпичей для создания барельефа, по-видимому, вошло в практику именно в этот период и стало столь популярным, что постепенно вытеснило все другие техники барельефа. От этой эпохи последнего расцвета Вавилона сохранилось только одно произведение монументальной круглой скульптуры – огромная незавершенная статуя льва (из долерита), попирающего тело придавленного его лапами человека, что, по-видимому, символизировало победу над врагом.

    Декоративно-прикладное искусство продолжало развиваться и в более позднее время, почти до начала нашей эры, в периоды персидского, греческого и римского господства, однако не претерпело сколько-нибудь значительных изменений.

    От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности. Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах. Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников. На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

    Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

    Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя. Искусство времени правления ассирийского царя Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий. Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г.Мусаир в 714 году до Р.Х., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе. Вообще самые большие удачи ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора. Ассирийские рельефы IX - VII в.в. до Р.Х., найденные при раскопках древних столиц Ассирии, заняли почетное место в крупнейших музеях мира - Англии, Франции, Германии, Ирака, США, России и других странах.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Советы по строительству и ремонту