Советы по строительству и ремонту

Теории эмоций человека

24.06.2017

Снежана Иванова

Психологические теории эмоций каждая по-своему интерпретируют возникновение эмоций на том или ином временном промежутке.

Эмоции являются важной составляющей нашей повседневной реальности. С их помощью человек имеет возможность реагировать на происходящие события соответственно своему внутреннему состоянию. Известно, что подчас эмоции руководят нашими повседневными поступками и действиями. Существует несколько теорий эмоций, которые объясняют происхождение данного феномена. Психологические теории эмоций каждая по-своему интерпретируют их возникновение на том или ином временном промежутке. Рассмотрим их подробнее.

Теории возникновения эмоций

Эволюционная теория

Данная теория эмоций базируется на известной концепции Чарльза Дарвина. Постепенно возрастание присутствует во всем. Она свойственна и природе эмоций, а не только животному миру. Согласно этой концепции, возникновение эмоций обусловлено выходом человека на качественно иной уровень развития. Этот уровень и определяет его дальнейшее развитие. Эмоции помогают индивиду выражать свои чувства, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, добиваться поставленных целей. Мы все живем в обществе и для того, чтобы чувствовать себя востребованными, нам постоянно необходимо взаимодействовать с представителями своего вида. Эволюционная концепция настаивает на том, что эмоции человека развивались постепенно, с течением времени, начиная от низших уровней и заканчивая более высокими. Данная теория основывается на концепции о том, что чувства отдельно взятой личности развиваются с годами. То есть, взрослый человек способен испытывать целую гамму эмоций разной степени и может распознавать у самого себя самые разные чувства. Дети же зачастую не могут объяснить себе, что с ними происходит, они не умеют управлять собственным эмоциональным состоянием и потому оказываются ведомыми чувствами.

Рудиментарная теория

Данная психологическая теория эмоций по-своему тоже достаточно интересна. Рудиментарная концепция направлена на анализ чувств с точки зрения развития общественного сознания. Она рассматривает возникновение эмоций как поведенческую реакцию, сформировавшуюся под влиянием элементарных инстинктов. Аффективные реакции обусловлены природой, их практически невозможно контролировать внешними усилиями. Рудиментарная теория говорит о том, что эмоции появились у человека под влиянием аффективных реакций, то есть были заложены изначально. Аффективные реакции, в свою очередь, рассматриваются как остаточные явления, данные нам самой природой. Они свидетельствуют о неразрывной связи человека с животными. У каждого живого существа наблюдается целый комплекс реакций на те или иные раздражители, и люди никак здесь не являются исключением.

Психоаналитическая теория

Психоаналитическая теория эмоций получила широкое распространение благодаря исследовательским работам Зигмунда Фрейда. Данная концепция рассматривает феномен возникновения эмоций через призму психологической составляющей. То есть, человек тратит определенное количество энергии, чтобы воспринимать информацию, происходящие события или взаимодействовать с разными людьми. Психологическая составляющая здесь очень важна, поскольку затрагивает чувства человека, помогает ему понимать себя и окружающий мир. Она позволяет отслеживать реакцию людей и свою собственную на сказанные слова или совершенные поступки. Психологическая теория рассматривает эмоции как неотъемлемую составляющую обыденной жизни. Без эмоций человек не смог бы полноценно существовать и развиваться. Лишь прибегнув к психоанализу, можно попытаться объяснить некоторые поступки людей и их индивидуальные особенности поведения. Анализ чувств позволяет вовремя обнаружить насущную проблему, которая и создает трудные ситуации.

Большая роль в определении эмоциональной составляющей принадлежит бессознательному. Зигмунд Фрейд, говоря о теории бессознательного, отмечал необходимость заглядывать за рамки собственных возможностей. По его мнению, любые психологические затруднения базируются на нерешенных проблемах прошлого. Только обратившись к своим истокам, можно на самом деле победить страхи, сомнения, неуверенность и иные психологические сложности. Человек содержит в себе большой потенциал, но не может использовать его в полной мере по причине существования сдерживающих факторов. Что относится к таким факторам? Неуверенность в себе, страх показаться глупым, боязнь нового, другие поведенческие реакции.

Двухфакторная теория

Ее основателем является ученый Стенли Шехтер. Он разработал учение о том, что эмоция человека имеет две основные оставляющие, которые, по сути, и управляют сферой чувств: физиологическое возбуждение и когнитивная интерпретация. Первый компонент, как правило, обусловливает второй. Говоря иными словами, вначале мы поддаемся какой-то реакции, возникающей в недрах нашего бессознательного, а затем пытается головой домыслить и объяснить себе то, что же на самом деле произошло. С помощью когнитивного компонента человек может делать конкретные выводы, приходить к сложным умозаключениям, совершать открытия. Психологическая направленность теории эмоций говорит о том, что индивид обычно пропускает через себя все происходящие с ним события. Эмоциональные переживания имеют глубокий смысл: они позволяют выйти на совершенно новый уровень понимания сути вещей. Не всегда человек может себе сознательно что-то объяснить, и вот тогда возникает проблема: начинается внутриличностный конфликт, поскольку чувства продолжают им управлять.

Потребностно-информационная теория

Автором этой теории является отечественный ученый Павел Васильевич Симонов. Он исследовал проблему взаимосвязи эмоций с психологическими факторами и выявил между ними тесную закономерность. В чем она выражается? Дело в том, что в каждом человеке заложена потребность к познанию окружающего мира, а также к самопознанию. Стремление обладать информацией обусловлено природой человека и его индивидуальными потребностями. Изучая что-либо, личность испытывает определенные чувства, именно они и побуждают его развиваться дальше, узнавать что-то новое. Эмоции позволяют быстро и легко усваивать сложную информацию. Теория доказывает, что если знание прошло через эмоциональную сферу, то оно уже не забудется. Все, что человек переживает посредством своих чувств, остается с ним.

Теория когнитивного диссонанса

Теории эмоций были бы неполными без этой замечательной концепции. Основателем ее является Леон Фестингер. Согласно данной концепции, во все, чем человек занимается, он вкладывает свои чувства. Положительные чувства подкрепляют веру в себя, а отрицательные помогают добиваться своих целей вопреки сложившимся обстоятельствам. Теория когнитивного диссонанса показывает, что когда возникает некое несоответствие между чувствами и реальностью, то человек старается усовершенствовать условия, при которых он мог бы себя чувствовать более комфортно. Возникновение чувств здесь связано с негативным фактором, хотя это и ведет к развитию. Данная теория раскрывает психологические особенности личности, выявляет уровень ее потребностей и реакций.

Таким образом, говоря о теориях возникновения эмоций, важно помнить о том, что каждая концепция заслуживает уважения. У всякой концепции имеется свое, неоспоримое право на существование. Выбор личности в повседневной реальности заключается в том, чтобы придерживаться одной из теорий возникновения эмоций, отвергая при этом другие, или признавать существование всех концепций сразу. Все потому, что каждый человек имеет право на собственное мнение и свою собственную реальность, в которой он живет постоянно. Психологические аспекты каждой концепции относительно сферы чувств можно назвать правильными, поскольку они затрагивают разные составляющие одного сложного вопроса.

Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) - это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой - особенностями внешней ситуации.

Свойства эмоций:

    1. Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).
    2. Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение - неудовлетворение, грусть - веселье…).
    3. Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения - разрядки и возбуждение - успокоение.

Классификация эмоций

В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект - сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).

Эмоции - это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Чувства (высшие эмоции) - особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:

    1. Моральные (нравственно-этические).
    2. Интеллектуальные, практические.

Психологические теории эмоций

В XVIII - XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)

    1. «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.
    2. «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.
    3. Круг Папеса и теории активации. Эмоция - это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».

Когнитивные теории эмоций. Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют ког-нитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин - Ис). П - актуальная потребность. (Ин - Ис) - оценка вероятности.

Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций.

    1. Джемс-Ланге. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.
    2. Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения - рассогласованность желаемой ситуации с действительной.
    3. Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).
    4. Когнитивная психология - есть нормальная экспериментальная база.
      • Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.
      • Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу - эмоции отсутствуют.
    5. Рубинштейн. Эмоция - это нечто связанное с определенным возбуждением опреде-ленных участков в подкорковых структурах - реакция на стимул, чувства - до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции - психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции - конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью - «+» или «-».
    6. Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив - это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

Психофизиологические механизмы

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражатель-ной функции мозга - эмоции (от лат. возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражается в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент - переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Житейское понимание слова «чувства» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений (боль), возвращение сознания после обморока («прийти в чувство») и т.п. Нередко и эмоции называют чувствами. В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене - радость, а при провале - разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства - это не одно и то же.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

И те и другие могут быть положительными и отрицательными.

Первые попытки объяснить природу эмоций появились еще в древнем Китае. Психическая составляющая человека выражалась в древнем Китае в понятии синь - «сердце». Однако китайцы не держались строгой сердцецентрической концепции психики. Бытовало также представление, что сердце - один из органов в целостном организме, которым соответствуют те или иные психические корреляты. Сердце только наиболее важный из них, в нем, как в «сердцевине» организма, сосредоточена результирующая психических взаимодействий, определяющая их общую направленность и структуру. Поэтому в китайском языке многие иероглифы, обозначающие эмоциональные категории, содержат в своем составе иероглиф «сердце». Человеческое существо рассматривалось китайцами как часть космоса, как организм в организме. Полагалось, что психическое устройство человеческого организма имеет такое же количество структурных уровней, как и целостный космос, внутренние состояния человека определяются его взаимоотношениями с внешним миром.

Более поздняя и научно обоснованная теория принадлежит Ч. Дарвину. Опубликовав в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

Биологические теории эмоций

Понятие «эмоции» появилось в психологии в начале XIX века. Теория эмоций была предложена независимо друг от друга американским философом и психологом У. Джеймсом и датским медиком Я.Г. Ланге. Эта теория гласит о том, что возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. По Джеймсу: «Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся».

Если Джеймс связывал эмоции с широким кругом периферических изменений, то Ланге - только с сосудистодвигательной системой: состоянием иннервации и просветом сосудов. Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, объявлялись их причиной. Теория эмоций Джеймса - Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению. Однако, связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, лишала эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции. Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась при этом упрощенно, считалось, что нежелательные эмоции, например, гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций.

Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джемса и Ланге была шагом назад по сравнению с работами Дарвина и тем направлением, которое непосредственно от него развилось.

Основные возражения против теории эмоций Джеймса - Ланге, выдвигаемые в психологии, относятся к механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика теории эмоций Джеймса - Ланге физиологами (Ч.С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных. Л.С. Выготский подверг эту теорию критике за противопоставление «низших», элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, «высшим», истинно человеческим переживаниям (эстетическим, интеллектуальным, нравственным и др.), будто бы не имеющим никаких материальных оснований.

Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса-Ланге) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях: - Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с деятельностью ретикулярной формации. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Психоаналитическая теория

Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических процессов, рассматривая в этом плане и эмоциональную сферу. Несмотря на то, что предлагаемый отвлеченный вариант истолкования эмоций был мало привязан к организации мозга, он в дальнейшем привлек внимание многих исследователей, занимавшихся данной проблемой. Согласно мнению Зигмунда Фрейда, бессознательное является источником избытка энергии, который он определяет как либидо. Структурное содержание либидо обусловлено конфликтной ситуацией, которая имела место в прошлом и зашифрована на инстинктивном уровне. Надо отметить что факты, свидетельствующие о выраженной пластичности нервной системы, плохо согласуются с идеей «законсервированного» конфликта, не говоря уже о том, что в данной гипотезе плохо просматривается биологический смысл. Со временем психоанализ пришёл к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

Активационная теория

Теория основана на работах Джузеппе Моруцци и Хораса Мэгоуна, которые показали наличие в стволе мозга неспецифической системы, способной активировать кору больших полушарий. Более поздние исследования установили наличие неспецифической активирующей системы в таламусе и участие стриопаллидарной системы к регуляции уровня активности. Поскольку данные образования обеспечивают силу и интенсивность протекающих в мозге процессов, помогают организму адаптироваться в среде обитания, а отдельные участки данной системы находятся в реципрокных отношениях, было сделано предположение, что эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга. Дональд Олдинг Хебб произвел анализ электроэнцефалографической картины работы мозга в связи с деятельностью ретикулярной формации и показал, что её активность коррелируется с силой, продолжительностью и качеством эмоционального переживания. Свои идеи Хебб выразил графически и показал, что для достижения успешного результата деятельности, человеку необходим оптимальный, средний уровень эмоционального возбуждения. Данная теория дополнила существующие представления о связи эмоций с поведением и вегетативными реакциями, показав их связь с активирующей системой мозга.

Двухфакторная теория

Двухфакторную теорию эмоций связывают с именем американского социального психолога Стенли Шехтера (1962), она гласит, что возникновение чувств можно представить как функцию физиологического возбуждения (количественный компонент эмоции) и «соответствующей» интерпретации этого возбуждения (качественный компонент). Согласно теории «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события». Несмотря на тот факт, что уже в 1924 году была напечатана «Двухкомпонентная теория эмоции» Грегория Маранона, а после этого еще до Шехтера были опубликованы подобные модели возникновения эмоций, например, Расселя (1927) и Даффи(1941), все-таки это была теория Шехтера, которая оказала огромное влияние на психологию последующих 20 лет в силу того, что была основана на экспериментальных проектах (что служит и как доказательство каузальной атрибуции), и тем самым снова и снова подталкивала на попытки проведения полного повторного исследования.

Впоследствии исследование Шехтера-Сингера все чаще систематически подвергалось критике, что дало повод для целого ряда последующих экспериментов (преимущественно по каузальной атрибуции) и полных повторных исследований (в том числе Маршала и Филиппа Зимбардо, Валинса), которые тем не менее даже все вместе не смогли воспроизвести результаты, полученные в исследовании Шехтера-Сингера.

Двухфакторная теория внесла важный вклад в психологию эмоций, даже если тезис о том, что для возникновения эмоции достаточно физиологического возбуждения, больше не может оставаться в силе. Она предоставила модели объяснения в том числе для приступов паники, и побудила ученых ориентироваться на когнитивно-физиологическую парадигму исследования. В 1966 году психолог Стюарт Валинс модифицировал Двухфакторную теорию эмоций. Он провел исследование об ощущении осознаваемых физиологических изменений при актуализации эмоциональной реакции (известное как эффект Валинса).

Биологическая теория эмоций, разработанная П.К. Анохиным, объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.

Потребностно-информационная теория эмоций

Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «…эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта» . Это утверждение можно представить в виде формулы:

Э = П (Ис - Ин),

где Э - эмоция (её сила, качество и знак); П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Из формулы хорошо видно, что при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин - отрицательный.

Теория когнитивного диссонанса

В контексте теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера эмоция рассматривается как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется тогда, когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий. Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом. Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности, предполагает существование двух основных эмоциональных состояний, которые напрямую связаны с эффективностью когнитивной деятельности, построением планов активности и их реализацией. Такое понимание эмоций, ограниченное объяснением их положительного или отрицательного компонента, несколько односторонне показывает природу эмоций, как сигнальной системы реагирующей на качество программ поведения и вуалирует активную, энергетическую сторону эмоций, а также их качественное многообразие. В то же время, данная теория подчеркивает зависимость знака эмоций, от качества программы действия, а не от качества эмоционального ощущения.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии


Курсовая работа

«Теории эмоций»


Проверил:

преподаватель кафедры психологии

майор полиции

Аникеева Н.В.Выполнил:

курсант 123 учебного взвода

факультета подготовки психологов

рядовой полиции

курсант Муравьева Д. Д.


Москва 2014



Введение

Глава 1. Теории эмоций

Теория "Здравого смысла"

Теория эмоций Джемса-Ланге (физиологические проявления причина эмоциональных ощущений)

Теория Дарвина

Теория Кеннона

Теория Симонова

Теория Гербарта

Глава 2. Функции эмоций

Переключающая функция эмоций

Подкрепляющая функция эмоций.

Глава 3.Теория лжи

Общее понятие лжи

Неудачи лжи.

Мимика обмана

Заключение

Приложение №1

Приложение №2


Введение


«Эмоции человека - состояния человека, которые представляют собой совокупность как физиологических изменений, так и психических» - такое определение дала бы я этому понятию, так как любая эмоция вызывается внешним фактором, воздействующим на физиологию человека, это влечет за собой разнообразные состояния человека. Более научное определение можно сформулировать следующим образом: эмоции - древние, развившиеся в результате эволюции состояния человека, своеобразные формы отражения окружающего мира. Эмоции - это процесс, направленный на удовлетворение актуальных потребностей.

Раскрытие темы теории эмоций - это весьма увлекательный процесс, который позволяет помимо того, что познакомиться с абсолютно различными точками зрения о процессе формирования эмоций, так и понять, какая из существующих на сегодняшний день теорий наиболее актуальна, и принимаете ли вы ее. Эмоции человека собственно и являются объектом данной курсовой работы.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что имеется возможность изучить не только конкретные теории, но и некоторые данныео их создателях, а так же функциями эмоций. Имеется возможность проследить за процессом становления одной теории и замены ее другой, более модернизированной и актуальной для современного общества.

Предметом курсовой работы являются теории эмоций различных авторов, функции эмоций, физиологические изменения, вызываемые эмоциональным состоянием. Каждый, из рассмотренных мною авторов, предлагает свою абсолютно уникальную теорию эмоций, которая дает свое объяснение по вопросам причин возникновения эмоций, их видов (эмоций) особенностей их проявления. Авторами эмоциональных теорий активно ведется поиск закономерностей между возникшей эмоцией и физиологическими изменениями в организме. Однако многие исследователи приходят в логичному выводу, что абсолютно различным эмоциям могут соответствовать одинаковые физиологические изменения, начиная с таких явления, как дрожь и частое дыхание с выбросом адреналина в кровькак ответ на сильную радость или же, напротив, страх.

Что касаемо функций эмоций, то я в своей курсовой работе выделила те, которые на мой взгляд являются наиболее яркими: подкрепляющую, переключающая и замещающую. Подкрепляющая функция говорит о том, что положительный опыт подкрепляется положительной эмоцией и становится более устойчивым, противоположный процесс складывается в результате сопровождения действия отрицательными эмоциями, когда опыт уже не фиксируется в памяти, данный процесс тормозится. Переключающая функция характеризует как процесс минимизации отрицательной или же максимизации положительной эмоции. Замещающая функция - функция, связанная с вегетативной нервной системой (гормональной регуляцией реакции на тот или иной раздражитель).

Отдельной главой мною была рассмотрена тема лжи. На примере книги Пола Экмана «Теория лжи» удалось раскрыть понятие лжи, его основные характеристики, особенности проявления ее у различных людей, а в частности у лжецов. Помимо этого был сделан акцент на мимике лжи. В частности были рассмотрены опыты ученых о реакциях людей на проявления лжи, на их способность разоблачать и выявлять ее. Стоит заметить, что в основном процесс выявления лжи сию минутно, именно в данный момент как правило не проявляется у людей. Нам как правило свойственно заблуждаться и воспринимать эмоции, которые являются более явными и убедительными, какой и представляется нам ложь. Человек способен скрывать эмоции за так называемыми мимолетными выражениями, которые под силу распознать только профессионалам или же очень внимательным людям. Автор относительно данной темы также демонстрирует некоторые опыты, проведенные с определенными лицами и тем самым доказывает редкую возможность распознавать верно человеческую психику. Так же, основываясь на книгу, я выяснила, что у человека имеются определенные мышцы на лице, которыми он не способен управлять, что и является причиной невозможности полностью скрыть свое состояние человеком.

Таким образом можно подвести итог перед ознакомлением с данной работой. Эмоции - обширный спектр реагирования человеком на проявления окружающего мира. Многообразие эмоций - причина, почему уже на протяжении долгих лет эмоции изучаются и не теряют своей актуальности в науке.


Глава 1. Теории эмоций


Теория "Здравого смысла"


Логичная на первый взгляд теория, но впоследствии опровергнутая другой теорией Джеймса - Ланге, говорит о сопровождении любого эмоционального состояния физиологическими изменениями. Будь то страх или спокойствие, ненависть или радость, человек будет чувствовать изменения, происходящие с его телом. Спокойное состояние будет сопровождаться умеренным сердцебиением, дыханием, нормальным давлением. Ненависть напротив вызовет противоположные указанным выше симптомы, примерно схожие с теми, которые вызовет и страх.

Увидев льва, прогуливаясь в лесу, человек испытает чувство страха. Проявление данной эмоции повлечет за собой такие проявления, как дрожь, частый пульс, нарушение дыхания, скачка давления. Помимо этого, страх спровоцирует желание уйти от опасности бегством. Помимо указанных изменений возникнет такое физиологическое изменение как выброс адреналина в кровь, что повлечет повешение работоспособности и выносливости организма, например, при преодолении препятствий и больших расстояний при беге.

То есть, формула данной теории такова:


ЭмоцияàФизиологические изменения


Теория эмоций Джемса-Ланге(физиологические проявления причина эмоциональных ощущений)


Эмоции являются одной из самых неразработанных сфер психологии. Не подчинённость никаким законам логики - причина невозможности классифицировать их, описывать, членить на виды.

На внешние изменения, которыми сопровождаются эмоции, впервые обратили внимание Джеймс и Ланге. Оба ученых отвергали прежнее понимание процесса эмоций, основанное на различных реакциях, происходящих в организме. Они выделяли три основных момента в понимании эмоций:

А - восприятие какого-либо предмета;

В - вызываемое этим чувство;

С - телесные выражения этого чувства.

Джемс выдвинул следующую теорию - если обычная схема чувства устанавливает последовательность АВС, то Джемс полагает, больше соответствует другой формуле - АСВ:


восприятие - мимика - чувство.


Обычно говорят: мы плачем, потому что мы огорчены, мы бьем, оттого что мы раздражены, мы дрожим, потому что мы испуганы. Но Джеймс утверждает, что правильнее было бы сказать: мы огорчены, потому что мы плачем, мы раздражены, потому что мы бьем, мы испуганы, потому что мы дрожим. (Джемс, 1912)

Всякое чувство при его внимательном рассмотрении имеет свое индивидуальное, физиологическое выражение. Такие чувства, как, например, радость, гнев, благодушие, испуг, то есть сильные в своем проявлении, можно определить по мимике человека.

Объяснить данный факт можно следующим образом - искусственно вызвав то или иное чувство, оно незамедлительно проявится в реальное ощущаемое. Например, проснувшись утром, примите настроение меланхолика и вы почувствуете, как к вечеру вами овладеет тоска.

Так же данный факт доказывается обратной закономерностью. Например, если подавить в себе чувство опустошения, неуверенности, разочарованности в окружающем мире, придать лицу счастливый вид, увидеть положительные моменты в происходящем, меланхолик постепенно отойдет от чувства вечной дисгармонии и подобно сангвинику научится испытывать комфорт, позитив и радость.

Физиологические изменения, сопровождающие эмоции согласно Джеймсу и Ланге делятся на три группы:

1.Мимические изменения (глаз, рта, корпуса);

2.Соматические изменения (сердцебиение, дыхание);

3.Секреторные изменения (пот, слезы, потоотделение).


Схема эмоций Джеймса:

Раздражитель (внешний или внутренний)àЧувство (эмоций)


Чувство или эмоции не возникают сами по себе. Любому чувству предшествует раздражитель, причина. То, что заставляет нас радоваться или грустить - это и есть раздражитель.

Субъективизм эмоций заключается в том, что человек, испытывающий его, и человек, смотрящий на проявление определенного чувства, воспринимают его совершенно по-разному. Смотрящий воспринимает телесные проявления эмоций, а сам человек - вызванные эмоциями чувства.

Из данной теории можно сделать противоречивый вывод, что физиологические изменения ведут к возникновению эмоции. Но с данным фактом могу согласиться лишь частично. Безусловно, причинив человеку боль, ударив его, мы вызовем изначально физиологические изменения в виде ощущения этой боли и только после эмоции в виде плача. Но приведенный пример в теории здравого смысла про встречу со львом говорит об обратом. Изначально человек испытает эмоциональное состояние в виде страха и только после дрожь, сухость во рту и т.п.


Теория мимической (обратной) связи

эмоция ложь мимика теория

Теория мимической обратной связи - современный вариант теории эмоций Джеймса и Ланге. Автором данной теории является СильванТомкинс.

Теория заключается в том, что не только чувства вызывают непроизвольную реакцию, но и произвольная мимика вызывает проявление эмоций - обратная связь. Пытаясь изобразить ту или иную эмоцию, человек неосознанно начинает испытывать ее. Томкинс говорит, что обратная связь от внешней мимики трансформируется в ощущения и осознание эмоций. Сильвин Томкинс называл мимические комплексы одним из важных составляющий эмоциональных компонентов.

Однако, часто внешнее проявление мимики не затрагивает сознание человека, не вызывает эмоций. Также, преобладающая эмоция угнетает действие другой менее интенсивной. Например, интерес побуждает в человеке активную деятельность, не давая проявиться такому чувству, как пессимизм и пассивность.

Таким образом, можно не согласиться с данной теорией, но только частично, так как нельзя утверждать, что искусственно вызываемые эмоции все таки не войдут в сознание и не станут реальным состоянием человека.


Теория Дарвина


Книга Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» объяснила взаимосвязь организма и эмоций. Наблюдая за поведением, эмоциональным состоянием человека и человекоподобных обезьян, Дарвин заметил их явное сходство. Теория эмоций Дарвина иначе называется эволюционной. Согласно данной теории, эмоции - жизненно важные механизмы существования организма. Объясняется данный факт тем, что человек, испытывающий состояние гнева, краснеет, часто и глубоко дышит, у него учащается сердцебиение, а все эти проявления вызывают мышечную работу, которая необходима в драке. Дело в том, что разъяренный первобытный человек переживал данное состояние исключительно через выплеск энергии (драку). Вспотевшие руки Дарвин также связывал с особенностями реакции предков человека в стрессовой ситуации: вспотевшие ладони способствовали лучшему схватыванию за ветки деревьев.

Таким образом, Дарвин показал неразрывность развития человека и его предков (человекообразных обезьян), а именно он выявил изначальную первопричину возникновения тех или иных эмоций. Дарвин говорил о том, что человеческие эмоции, которые стали ему частично подконтрольны, изначально имелись у его предков только на уровне рефлексов.


Теория Кеннона


Согласно теории УолтонаКеннона эмоции напрямую зависят от физиологического состояния человека. Благодаря многочисленным экспериментам, изучениям головного мозга, учеными была вдвинута гипотеза о роли гипоталамуса в формировании эмоций. Гипоталамус, считали ученые, является функциональным центром эмоций.

Эксперимент Кеннона.

Эксперимент ученого заключался в опровержении теории Джеймса - Ланге, основанной на физиологическом объяснении эмоций. Напомню, что изначально, согласно теории Джеймса - Ланге, возникает какое либо физиологическое изменение (человек плачет), из-за чего человек испытывает определенную эмоцию (чувство грусти). Во-первых, он утверждал, что физиологические изменения, вызываемые разными эмоциями, могут быть похожими. Также, Кеннон говорил, что эмоции проявляются быстрее физиологических проявлений. В-третьих, вызывая искусственно те или иные физиологические изменения, он доказал, что они редко вызывают соответствующие эмоциональные сдвиги.

Следующий эксперимент заключался в опровержении теории Джеймса -Ланге о действии адреналина на состояние человека. Согласно их теории (Джеймса - Ланге) при выделении адреналина в кровь, человек ощущает страх и сильное волнение. Но действие данного гормона известно фактически каждому. В случае опасности, адреналин способствует поддержанию организма в состоянии готовности действовать, например, при преодолении высокой стены при побеге от собаки. Кеннон экспериментальным образом доказал противоречивость их теории. Он, вводив адреналин определенным людям, доказал, что кроме небольшого чувства волнения адреналин ничего не вызывает.

Учение Кеннона о таламусе или о зрительном бугре.

УолтонКеннон, доказав ошибки теории Джеймса - Лангеоб физиологической первооснове эмоции, создал свою теорию, которую приняли и используют и сегодня. Он обнаружил в головном мозге эмоциональную зону - таламус. Его основной функцией является распределение информации от органов чувств. Свой эксперимент Кеннон построил на наблюдении за субъектом с таламусом без повреждений (реакции были нормальные) и с поврежденным таламусом (реакции отходили от нормы). Таким образом, Кеннон сделал вывод, что эмоция - результат работы мозга. Эмоции - связь таламуса с корой больших полушарий и внутренними органами. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)


Теория Симонова


Согласно теории Симонова недостаток сведений или их переизбыток ведет к неудовлетворению потребностей и, как следствие, появлению эмоций. Причиной отрицательных эмоций является отсутствие полноценной информации для удовлетворения собственных потребностей. То есть, при возникновении ситуации опасности, отрицательные эмоции возникают при недостатке информации о способе защиты.

П. В. Симонов выступает против теории западных психологов о том, что живые организмы стремятся уменьшить количество своих потребностей с целью получения большего числа положительных эмоций.


Потребностно-информационная теория П. В. Симонова


Вновь предложенная Симоновым теория эмоций, в которой говорится о том, что эмоция - производная мозга и связана с удовлетворением потребности. То есть, эмоции рассматриваются как реакция организма на информационный дефицит. Эмоции, согласно этой теории, подразделяются на отрицательные и положительные. Положительные способствуют уменьшению информационного дефицита. Отрицательные напротив - этот дефицит не ликвидируют, а усугубляют, увеличивают. Впервые именно в теории Симонова эмоции приобретают позитивный характер.

Данную теорию можно представить следующим образом:


Э = fП(Ин - Ис)


Где Э - эмоция, П - качество актуальной потребности, Ин - информация о средствах, необходимых для удовлетворения эмоций, Ис - информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Из данной формулы следует вывод о том, средства удовлетворения в совокупности с потребностью ведут к возникновению эмоции.


Теория Гербарта


Теорию Гербарта иначе называют интеллектуалистической. Теория Гербарта основана на представлениях человека, от которых и зависит эмоциональное состояние человека. Задержка представлений человека от его развития приводит к формированию отрицательных эмоций, и напротив, соответствие представлений и развития ведет к проявлению положительных. Так, например, маленький ребенок искренне не понимает и обижается на родителей, которые почему то не позволяют ему есть много сладкого, что свидетельствует о задержке развития его представлений по сравнению со взрослыми его окружающими. Примером совпадения развития и представлений могут служить подростки, которые быстро и без особой сложности осваивают новые технологии (компьютерную технику).

Учение Гербарта получило свое распространение в Германии, но в настоящее время не имеет многочисленных последователей.


Глава 2. Функции эмоций


Переключающая функция эмоций


Переключающая функция эмоций заключается в том, что эмоция, есть состояние, основой которого является стремление к минимизации или максимизации определенного состояния. Положительные эмоции субъект старается максимизировать, так как они свидетельствуют о приближении удовлетворения потребностей. Отрицательные, напротив, минимизировать, так как они не удовлетворяют человеческих нужд.

Переключающая функция эмоций проявляется как в условных рефлексах, так и врожденных. То есть, потребности удовлетворяются не только осознанным образом, но и на подсознании. Например, интуиция о приближении к цели объясняется предчувствием, в последствии ведущим к анализу ситуации. Также переключающая функция заключается в том, что наиболее достижимая цель, пусть и менее важная, становится приоритетнее.

Также, данную теорию можно раскрыть на следующем примере. Человек, находясь на необитаемом острове, переключает свои социальные потребности (в общении, культурном развитии и досуге, образовании и т.п) на естественные (в еде, одежде, жилье). Состояние успеха - неупеха в различных ситуациях побуждают человека переключаться с менее удачного действия на более перспективное.


Подкрепляющая функция эмоций


Данная функция проявляетсявтом, что поведение, сопровождающееся положительной эмоцией закрепляетсябыстрее и отличается стойкостью. Поведение закрепляется по принципу механизмоусловного рефлекса, где основным подкреплением служит положительная эмоция, а неподкреплением - эмоция с отрицательным знаком.

Например, ребенок с явными способностями к танцам будет с удовольствием посещать уроки без мотивации к прогуливанию. При этом, если ребенка, не имеющего явного таланта к рисованию, родители принудительно отдали на школьный кружок «Умелые ручки», то они вряд ли получат ожидаемый результат.

Данная функция эмоций имеет важное правило - положительная мотивация ведет к действию. Только в данном случае возможно достичь нужного результата.


Компенсаторная (замещающая) функция эмоций


Эмоции оказывают влияние на системы, влияющие на поведение, способствуют процессу закрепления в памяти отдельных моментов (звуков, сигналов и т.п.). Наглядно замещающая функция отражается в вегетативных функциях организма. Во время эмоционального подъема происходит учащение сердцебиения, дыхания, подъем давления, активация гормонов. Объяснятся данный факт тем, что в определенный момент не известно сколько потребуется затратить энергии, поэтому лучше пойти на излишние энергетическое затраты, что будет более предсказуемо в любой ситуации.Одной из важных свойств замещающей функции является способность реагирования объектом на широкий круг раздражителей одинаковой реакцией.

Примером для данной теории может служить реакция человека на страх и радостную новость. Процессы, возникающие в организме в такие моменты примерно одинаковы: частый пульс, давление, мокрые ладони, сбитое дыхание. И несмотря на то, что радость и страх полностью друг другу противоположны, они идентичны как по способу проявления, так и по количеству и качеству вспомогательных процессов в организме.


Глава 3.Теория лжи


Общее понятие лжи


Особое внимание при написании мною курсовой работы было обращено на актуальную тему - лжи. При подготовке данного материала, мною была прочитана книга Пола Экмана «Психология лжи». Автор данного издания рассматривает тему лжи в разных ее проявлениях, а именно: признаки лжи, поведение в моменты лжи, лживые чувства, страх разоблачения и т.п. Главным образом интерес для меня вызывали проявления лжи (мимика, жесты, последствия лжи).

Особенность данной книги заключатся в том, что автор рассказывает об особенностях человеческого поведения на примерах реальных исторических личностей, литературных героев и своих современников.

Пол Экман дает определение лжи (обмана) как умышленного действия по введению кого - либо в заблуждение без предупреждения. Автор определяет ложь следующей формулой:



Где У - умолчание, И - искажение и соответственно Л - ложь. Таким образомУмолчание в совокупности с Искажением порождает Ложь.

Одной из исторических личностей, которую рассматриваетавтор является Ричард Никсон. Президент Соединенных Штатов говорил, что замалчивание правды и есть ложь. Что касаемо самого пребывания его на посту главы государства, то Никсон говорил, что ложь необходима для удержания своего поста.

Пол Экман, говоря о внешности человека, заметил, что не всегда она выдает реальное состояние людей. Так, человек с внешностью обманщика не обязательно является лжецом. И наоборот, люди с нейтральной внешностью могут представлять собой реальную «опасность». Например, богомол, который становится похожим на травинку в силу своих инстинктов, лжет не более, чем высоколобый человек с якобы невероятным умом и сообразительностью.


Неудачи лжи


Не всегда лжец способен адекватно оценить ситуацию, то есть оценить своего оппонента и найти правильный и логичный подход к нему. Не каждая «жертва» поддается воздействию и не воспринимает лживую информацию. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Данная «неподатливость» в первую очередь объясняется тем, что лжец не всегда является убедительным в своих утверждениях и тем самым не вызывает доверия. В частности, человек в силу своей беспокойности как правило не способен создать образ уверенной в себе личности, что вновь не позволит ему вести собственную линию убеждения. Еще одной причиной неудачной лжи являются непредвиденно меняющиеся обстоятельства. И в данной ситуации сможет сориентировать только человек, который держит ситуацию под контролем, то есть лжец, которому раньше приходилось выходить из таких ситуаций. Пол Экман приводит следующий пример для данного вердикта: Фред Базхарт (советник президента Никсона), дававший показания на суде по поводу пробелов в аудиозаписях встречи Президента с определенной личностью, сначала сослался на неисправность прибора, что собственно и стало причиной выборочной записи, после на нехватку места на пленке. Таким образом, автор демонстрирует влияние обстановки на человека.

Чтобы, например, избегать влияния ситуации на результат деятельности лжеца, ему необходимо иметь реалистичную историю, которой он может воспользоваться любой момент. Лжец вредней руки таких историй имеет множество, так как в силу своей неопытности не имеет способности формулировать их сиюминутно. Лжец - профессионал действует точно в противоположном направлении. Он может воспроизвести абсолютно несуществующую ситуацию и все окружающие поверят в ее правдивость, а при необходимости лжец неизменно повторит ее.

Начинающие «жулики», в отличии от опытных сталкиваются еще с одной проблемой, мешающей воплощению лжи в реальность. Нахлынувшие чувства - вот еще одна из наиболее важных причин, которая мешает воздействию на окружающих. Эмоции, берущие верх над разумом как правило не позволяют скрыть многие их проявления (смущение, страх, смятение и т.п.). Но, когда эмоция проявляется медленно, без резких подвижек, лжецу (как собственно и самому обычному человеку) легче справиться с ее проявлениями и, соответственно контролировать свои эмоции.


Мимика обмана


Лицо человека - весьма неординарный объект проявления эмоций. С одной стороны оно является самым явным показателем внутреннего состояния человека, с другой - самым непредсказуемым, так как фактически каждый умеет скрывать те или иные эмоции за мимической маской.

Наши чувства самым неизменным образом проявляются в мимике в том случае, если она является непроизвольной, но умение контролировать данный процесс вынуждает окружающих принимать ложь за правду.

Особенность мимики человека - способность передавать такие тонкости эмоций, которые не поддаются словестному описанию:

.Абсолютно любой эмоции (страху или спокойствию, грусти или радости, удивлению и т.п.) соответствует свое выражение лица;

.Довольно часто человек испытывает несколько эмоций одновременно (радость и возбуждение), которые не являются противоположными друг другу и проявляются вместе;

.Эмоции могут взаимоподавляться, так как проявление одной намного интенсивнее другой.

В книге описывается интересный эксперимент: двум студенткам были поставлены задачи, чтобы одна из них говорила правду об определенном факте, а другая лгала. Когда в эксперимент были включены незаинтересованные лица, которые должны были определить кто же из девушек не лжет, больший процент приглашенных указывали именно на девушку, основной задачей которой было ввести их в заблуждение. Из данного опыта сделан следующий вывод - лживая мимика так или иначе более убедительнее, чем правдивая, что и вводит в заблуждение окружающих.

Мимика лжи крайне разнообразна по одной из причин, что лгать человек может, используя разнообразные приемы: будь то грусть, скрывающая абсолютное безразличие, радость маскирующая грусть или же спокойствие скрывающее страх. Но, главной особенностью данной маскировки эмоций является то, что так или иначе скрываемое чувство все таки проявляется. Автор называет такие проявления микровыражениями. Данный факт выяснился после проведения следующего опыта: испытуемым показывали запись, на которой человек старался скрыть свое смятение радостью. На первый взгляд ни одному из присутствующих не показалось, что данный человек что-либо скрывает, но после замедленного просмотра они все таки смогли выявить проявления скрываемой эмоции, но оно было настолько кратковременным, что в нормальном режиме просмотра заметить это было нереально.

Следующей проблемой, с которой сталкивается лжец связана с проблемой невозможности управлять определенными лицевыми мышцами, которые в свою очередь и отвечают за эмоции. Данный факт можно было отнести к ранее рассмотренному материалу о неудачах лжи, но так как данная тема связана именно с мимикой, ей тут самое место. И снова мы знакомимся с опытом, когда людей просили изобразить те или иные эмоции, которые как оказалось можно изобразить не все, а мешал этому именно тот факт, что не все мышцы подконтрольны человеку. Легче всего испытуемым удавалось изобразить удивление или гнев, другие эмоции выглядели искусственно и натянуто.

Пол Экман не прошел мимо судебной практики. Им был рассмотрен вопрос о том, как реагирует человек на обвинения в двух случаях: когда он виновен и невиновен. Выяснился следующий факт: в обоих случаях наблюдается проявления волнения, и что не менее интересно, в случае, когда человек невиновен, волнение проявляется сильнее. Как же тогда, основываясь на наблюдении за эмоциональным состоянием, понять правоту человека? В данной ситуации на помощь приходит полиграф (детектор лжи), без которого даже профессионалу не удастся убедиться в истинности показаний человека.

Мимика - весьма яркая сторона человеческих эмоций. Основываясь на особенностях ее проявления, фактически каждый может утверждать, что именно чувствует человек в данный момент. Но не стоит быть уверенным, что мимика с абсолютной точностью передаст все аспекты состояния человека.


Заключение


Поводя итог выше изложенному, можно сделать следующий вывод: знания об особенностях эмоций человека формируются относительно долгий период (примерно с середины 19 века по настоящее время), и нельзя утверждать, что их изучение закончилось, напротив, оно продолжается и сегодня. Безусловно, есть определенные открытия, сделанные годами ранее и используемые сегодня как официально признанные и актуальные на сегодняшний день (Теория Кеннона). Остальные открытия, рассматриваемые уже в историческом контексте и в свое время опровергнутые другими более модернизированными теориями, не являются бесполезными и впустую созданными, напротив, они дали толчок на пересмотр ранее известных фактов, их переосмысление и создание новых теорий. Так, теория Джеймса - Ланге, которая гласила, что физиологические проявления опережают эмоции, была преобразована в следующую теорию Кеннона, которая принята и используется и на сегодняшний день, гласит, что эмоции являются причиной физиологических изменений в организме.

Огромное количество литературы в виде научных статей, обучающих программ, книг создавались и продолжают активно издаваться и на сегодняшний день, что и дает возможность осознать актуальность изучения эмоциональных особенностей человека.

Важным аспектом изучения эмоций является практическое подкрепление знаний, поэтому необходимо проведение опытов для точного утверждения того или иного факта. Об этой необходимости задумываются многие авторы, в частности Пол Экман, в книге которого представлены многие эксперименты, касающиеся именно темы эмоций человека.

Не стоит забыватьо том факте, что эмоции - это результат эволюции (Теория Ч. Дарвина), поэтому не стоит путать эмоции человека с инстинктами животных, хотя многие ученые, не согласившиеся с данным фактом, ведут активную научную деятельность, чтобы доказать свою правоту.

Теории эмоций различных ученых позволяют нам разнопланово взглянуть на тему эмоций человека: что является причинами их проявлений, какие физиологические реакции соответствуют им. Безусловно, в данной работе рассмотрено самое малое число работ ученых, которые посвятили свои труды эмоциям человека, но даже рассматривая выше изложенные можно сформировать точное понимание данной темы.


Список литературы


1.Пол Экман. Психология лжи. - М: Питер, 2010;

.Подход Дж. Гросса к изучению эмоциональной регуляции: примеры кроскультурных исследований/А. А. Панкратова//Вопрос психологии - 2014 - №1 - с.147 - 156;

.Изард К. Э. Эмоции человека под редакцией Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. - М: Издательство МГУ, Москва, 2005.

.Головин С. Ю. Словарь практического психолога, Минск - М: Харвест, 1998;

.Изард К. Э. Психология эмоций. - М: Питер, 2006;

.Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности. - М: Минск, 1999;

.Марищук В. М. Роль эмоций в накоплении негативного опыта и формы его актуализации//Психология, 2008

8.<#"justify">13.#"justify">Приложение №1


Причины неудачной лжи и пути их решения.


Приложение №2


Некоторые факты об ученых

Джеймс Уильям (1842 - 1910) - американский философ, психолог. Обучался медицине, но от карьеры медика отказался. Являлся профессором психологии в Гарвардском университете. 1892 - основал лабораторию прикладной психологии в США. 1884 - создание теории эмоций.

Карл Ланге (1834 - 1900) - датский медик, философ. Создал периферическую теорию эмоций - сосудодвигательную теорию эмоций.

СильванТомкинс (1911) - психолог. Потомок российских иммигрантов. Описывал первичные эмоции. Описал теорию мимической обратной связи.

Чарльз Дарвин (1809 - 1882) - английский естествоиспытатель, разработал теорию происхождения видов путем естественного отбора. Примерно в 1872 году опубликовал свою книгу «Выражение эмоций у человека и животных».

Уолтер Бредфорд Кеннон(1871-1945) - физиолог. Разработал теорию саморегуляции организма - гомеостаза. 1884 - разработал свою теорию эмоций.

Симонов Павел Васильевич (1926 - 2002) -психофизиолог, психолог. Доктор медицинских наук. 1964 - информационная теория эмоций.

Генрих Иоганн Фридрих (1776 - 1841) - немецкий психолог. Первым попытался построить психологию как систематизированную науку.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин) постулирует: положительные эмоции возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий.

Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: "Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.

Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу- чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.

По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.

Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей - сигнал.

В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении соответственно - понятие и знак.

Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных операционных процедур.

Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.

Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач.

Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.

В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: 1) наглядно- действенное (сенсомоторное) ; 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-теоретическое.

Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое мышление индивида.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту