FIRO - «Fundamental Interpersonal Relations Orientation» («Базовые ориентации межличностных отношений»). Эта система была впервые описана Шутцем в 1958 году. На основании анализа многочисленных исследований межличностного поведения, проведенных в области детского развития, социально-психологических и клинических сферах, Шутц сделал вывод о том, что основные межличностные потребности - это контроль, включенность и привязанность, а все остальные могут быть описаны в рамках этих трех. Используя эти три потребности, может быть создан межличностный профиль индивида. Стремится ли он контролировать других, быть контролируемым или же довольно равнодушно относится к этому? Хочет ли быть включенным в общественную деятельность или нет? Стремится ли к близости или избегает ее? Информацию получают из самоотчетного опросника FIRO - B ("В" - от англ. «Behavior» - поведение. - Прим. пер.), состоящего из 54 вопросов, на каждый из которых нужно отвечать по шестибальной шкале и на выполнение которого требуется примерно пятнадцать - двадцать минут. Вопросы также поверхностные и без конца повторяющиеся, поэтому неудивительно, если искушенные пациенты будут раздражены и оскорблены.
Кажется, автор стремится охватить такие незначительные аспекты человеческого существования, какие мы обычно упускаем из вида, но тем не менее, существует много различных исследований, свидетельствующих о валидности этого теста.
Одна из таких работ - это изучение выбора соседей по комнате среди членов студенческой организации колледжа. Теория FIRO - B позволяет спрогнозировать количество аттракций между двумя индивидами. Например, между тем, кто стремится контролировать, и тем, кто хочет быть контролируемым (если две другие их потребности тоже пересекутся). Выбор соседей по комнате студентами колледжа был в значительной мере предсказан этой оценкой совместимости.
Инструмент сфокусирован на измерении поведенческих проявлений в трех областях межличностных отношений: «Включенность» - интенсивность контактов, «Контроль» - степень зависимости, «Эмоции» (в более поздней версии этот концепт заменили на «Открытость») - степень готовности делиться чувствами. Эти три измерения соответствуют трем шкалам опросника FIRO-B . С его помощью можно измерять, оценивать и предсказывать поведение человека в межличностных взаимодействиях: что он реально делает и что он хочет делать , соответственно - как другие люди реально поступают по отношению к нему, и как он хотел бы , чтобы они поступали.
Включенность - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми (психологически приемлемые), на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. Отношения устанавливаются по двум направлениям:
Потребность во включенности понимается как желание нравиться, привлекать внимание, вызывать интерес. На эмоциональном уровне - это потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса в общении. С точки зрения самооценки, потребность включенности проявляется в желании человека чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее этой потребности, направлено на установление связей между людьми. Быть непохожим на других, т. е. быть индивидуальностью, - другой аспект потребности во включенности: человек стремится быть замеченным, отличаться от других людей.
Контроль - потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. Отношения устанавливаются по двум направлениям:
На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетентность и ответственность. На уровне самопонимания потребность в контроле проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное потребностью в контроле, относится к процессу принятия решения, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Выраженность потребности в контроле варьируется в диапазоне от стремления к власти, авторитету и контролю над другими до желания быть контролируемым, избавиться от ответственности.
Аффект - потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на эмоциональные отношения. Отношения устанавливаются по двум направлениям:
На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. На уровне самопонимания - как потребность индивида чувствовать, что он достоин любви.
Включенность относится, прежде всего, к формированию отношений, тогда как контроль и аффекция касаются уже сформированных отношений. Включенность можно проиллюстрировать как отношения «внутри-снаружи», контроль - «вверху-внизу», а аффекцию - «близко-далеко».
Опросник FIRO-B был разработан для того, чтобы помочь человеку понять собственное поведение и поведение других людей, объяснить, как потребности личности влияют на межличностные взаимоотношения. Его валидность и надежность подтверждены многочисленными исследованиями. Русскоязычный адаптированный вариант FIRO-B известен как опросник межличностных отношений (ОМО). С его помощью измеряются личностные характеристики и оцениваются отношения между людьми. Тип поведения диагностируется в трех областях - включение (I), контроль (С), и аффект (А), по шести шкалам:
Включенность
Контроль
Аффект
Опросник ОМО содержит 54 утверждения. При тестировании рекомендуется соблюдать принцип добровольности. Давление на испытуемого повышает вероятность искажения результатов. Время на ответы не ограничивается (в среднем, заполнение бланка занимает 15 минут).
Опросник межличностных отношений (ОМО)
Инструкция:
Опросник предназначен для определения типичных способов Вашего отношения к людям. Здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.
Иногда люди стремятся отвечать так, как, по их мнению, они должны себя вести. Но сейчас нас интересует то, как Вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга, но все же они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, по каждому пункту опросника отдельно, без оглядки на другие утверждения. Время для ответа не ограничено, но не стоит размышлять слишком долго.
Для каждого утверждения выберите вариант ответа, который кажется Вам самым подходящим.
Бланк для ответов (ОМО)
__________________________________________
Фамилия, имя, отчество
№ п/п |
Утверждение |
Ответ |
|||||
Обычно |
Часто |
Иногда |
По случаю |
Редко |
Никогда |
||
Стремлюсь быть вместе со всеми | |||||||
Становлюсь членом различных групп | |||||||
Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп | |||||||
Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций | |||||||
Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность | |||||||
Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь | |||||||
Стремлюсь задействовать других в своих планах | |||||||
Стараюсь быть среди людей | |||||||
Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения | |||||||
Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно | |||||||
Легко подчиняюсь другим | |||||||
Стараюсь избегать одиночества | |||||||
Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях | |||||||
Стремлюсь относиться к другим по-приятельски | |||||||
Предоставляю право другим решать вопрос о том, что необходимо сделать | |||||||
Мое личное отношение к окружающим - холодное и безразличное | |||||||
Предоставляю право другим руководить ходом событий | |||||||
Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными | |||||||
Допускаю, чтобы другие оказывали большое влияние на мою деятельность | |||||||
Стремлюсь установить близкие и сердечные отношения с другими | |||||||
Позволяю другим судить о том, что я делаю | |||||||
С другими веду себя холодно и безразлично | |||||||
Легко подчиняюсь другим | |||||||
Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими | |||||||
Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь | |||||||
Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других | |||||||
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в их деятельности | |||||||
В обществе других стремлюсь руководить ходом событий | |||||||
Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности | |||||||
Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно | |||||||
Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу | |||||||
Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дискуссиях | |||||||
Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски | |||||||
Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно | |||||||
В обществе стараюсь играть главенствующую роль | |||||||
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь | |||||||
Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно | |||||||
Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу | |||||||
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности | |||||||
Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно | |||||||
Стремлюсь сильно влиять на деятельность других | |||||||
Мне нравится, когда другие подключают меня к их деятельности | |||||||
Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно | |||||||
В обществе стараюсь руководить ходом событий | |||||||
Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности | |||||||
Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно | |||||||
Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу | |||||||
В обществе руковожу ходом событий |
Обработка результатов
Результаты (в баллах) подсчитываются в соответствии с ключом к опроснику.
Ключи к опроснику
Для подсчета результатов лучше воспользоваться Бланком подсчета результатов . Ответ оценивается в 1 балл при совпадении с одним из ответов ключа, при несовпадении - в 0 баллов. Диапазон итоговых оценок по каждой шкале - от 0 до 9 баллов.
Бланк подсчета результатов
Нажмите на изображение для увеличения
Шкалы опросника
Нажмите на изображение для увеличения
Результаты тестирования можно представить в виде таблицы :
или диаграммы :
Шкалы |
Баллы |
||||||||
Интерпретация полученных результатов
Ниже приводится описание типичных тенденций поведения человека, соответствующих разным показателям значений по шкалам ОМО:
Включенность
Контроль
Аффект
Чем больше оценки приближаются к крайним значениям диапазона, тем вероятнее ожидать от испытуемого описанного поведения (в общих чертах). Величина полученной оценки определяет степень применимости приведенных выше описаний:
Все оценки лучше интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений по конкретной выборке.
Для гармоничного взаимодействия человека с другими людьми необходимо равновесие в трех областях межличностных потребностей.
Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим. Два доминантных человека могут различаться в том, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный начальник отдела может с удовольствием подчиняться приказам руководителя (или жене), а лидер дворовой группы подростков - постоянно перечить своим родителям.
Опросник межличностных отношений широко используется в практике менеджеров по персоналу многих стран. Результаты тестирования применяется в следующих областях:
Полученная с помощью опросника межличностных отношений информация может помочь повысить удовлетворенность человека работой, увеличить результативность его деятельности. Лучше понимая свои потребности в общении с другими людьми, особенности своего поведения и поведения других людей, человек сможет использовать более эффективные способы коммуникации, искать альтернативные методы достижения своих целей. Склонность работать автономно или непереносимость одиночества, подчиняться или активно принимать на себя ответственность - эти и другие особенности поведения человека, его взаимоотношений с коллегами очень важно учитывать при адаптации новых работников, при подборе рабочих групп, в профконсультировании.
В прикрепленном файле, файл для расчетов в Excel
______________
* Компульсивность
- повторяющееся, целенаправленное и намеренное поведение, возникающее как реакция на навязчивость с целью нейтрализовать или предотвратить психологический дискомфорт. Человек чувствует себя вынужденным совершать иррациональные действия, чтобы уменьшить напряжение. Эта форма поведения может быть обусловлена болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, вызывающей внутреннюю тревогу, дискомфорт. Компульсивные действия, поступки совершаются под влиянием непреодолимого побуждения. Сознательный контроль компульсивного поведения затруднен.
Эта теория представлена в работе Шутца, относящейся к 1958 г., под аналогичным названием. Она еще известна под сокращенным названием ФИРО, что означает «Фундаментальная ориентация межличностных отношений». Принципиальной основой теории Шутца является положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Эта теория разрабатывалась на протяжении ряда лет и становилась «все более формальной, но необязательно более точной» .
Существо теории раскрывается в четырех постулатах, в свою очередь, связанных с соответствующими теоремами. Во-первых, Шутц постулирует наличие трех межличностных потребностей, характерных для каждого индивида. Это потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. По мнению Шутца, межличностные потребности во многих отношениях аналогичны биологическим потребностям. Если биологические потребности регулируют отношения организма с физическим окружением, то межличностные устанавливают связь личности с ее человеческим окружением.
В том и в другом случае возможен оптимальный вариант удовлетворения потребности и возможны отклонения в сторону «больше» или «меньше», что может приводить к соответствующим негативным последствиям. Так, болезнь организма или его смерть оказываются результатом неадекватного удовлетворения биологических потребностей, а психическое расстройство, иногда смерть, - результатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей. Правда, организм способен на какое-то время адаптироваться к ситуациям неполного удовлетворения и тех и других потребностей. Например, ребенок, лишенный в детстве адекватных форм удовлетворения межличностных потребностей, развивает определенные образцы адаптации. Эти сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют, по мнению Шутца, способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. В этом, собственно, состоит существо второго постулата его теории - постулата «относительной преемственности и непрерывности».
Для каждой области описано также патологическое поведение. Характерные способы поведения двух индивидов в межличностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. В.Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей.
Социально дефициентный тип. Боязнь недружелюбия, соединенная с чувством, что остальные его не понимают, может сопровождаться недостатком мотивации к жизни, снижением энтузиазма, упорства в достижении целей и т.п.
Социально чрезмерный тип - экстраверт, личность, которая находится в постоянном поиске контактов, стремится к людям, активно добивается внимания и расположения. Бессознательно такой человек также испытывает страх быть отвергнутым, но на уровне поведения он делает все, чтобы любыми путями сконцентрировать на себе внимание (даже прямым навязыванием себя группе), сделать так, чтобы его заметили, достичь известности.
Социально выровненный тип - индивид, у которого взаимоотношения в сфере включения были успешными с детства; установление контактов с людьми не представляет для него трудностей. Он уверенно чувствует себя и в одиночестве, и с людьми, способен на риск и вхождение в различные группы, но может и воздерживаться от риска и взаимодействий, если считает это неуместным. Он ощущает себя ценной и значимой личностью, способен сам искренне интересоваться другими.
Патология. Неуспешное установление отношений в области включения ведет к отчуждению и замкнутости, к попыткам человека создать свой собственный искусственный мир. Вероятно развитие функциональных психозов, аутизма, шизофрении.
Потребность "включения" - это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. С точки зрения самооценки данная потребность проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью, нравиться, привлекать внимание и интерес, в стремлении добиться признания, извести истиц одобрения. Быть человеком, непохожим на других, т.е. быть индивидуальностью - другой аспект потребности "включения". Оспенным в этом выделении из массы других является то, что для достижения полноценных взаимоотношений с людьми нужно добиться понимания, почувствовать, что окружающие видят присущие лишь индивиду черты и особенности.
Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения "родитель-ребенок" могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родителя игнорируют ребенка, их контакты минимальны). В последнем случае ребенок испытывает чувство того, что он незначительная личность, переживает страх, который пытается подавить либо устранить.
Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу, как необходимость чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное этой потребностью, относится к процессу принятия решений, а также затрагивает области силы, влияния, авторитета. Оно может варьировать от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до желания быть контролируемым, быть избавленным от любой ответственности. Важно отметить, что не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке:
Люди, которые доминируют лад другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Поведение в этой области кроме прямых форм имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.
замкнутостью, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы. В зрелом возрасте появляются следующие типы межличностного поведения.
Социально дефициентный тип - человек, у которого уровень включения невысок. Его можно назвать необщительным, избегающим контактов с людьми. Сознательно он, как правило хочет сохранять дистанцию между собой и окружающими, мотивируя это тем, что стремится сохранить свою индивидуальность и не раствориться в толпе. На бессознательном же уровне определенно имеет место страх быть отвергнутым, страх одиночества и изоляции, человек чувствует себя бесполезным, не способным вызвать интерес и внимание окружающих.
В отношениях "родитель-ребенок" может быть два экстремальных варианта. От сильно ограниченного, регламентированного поведения (родитель полностью контролирует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель позволяет, чтобы ребенок все решал самостоятельно). В обоих случаях ребенок чувствует страх, что он не способен справиться с ситуацией в критический момент и стремится преодолевать этот страх либо доминированием над остальными притом подчиняясь правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над собой. В зрелом возрасте диагностируются следующие типы поведения в области контроля.
Абдикрат - это личность с тенденцией к подчинению,отказ от власти ("абдикрации") и отказу от влияния в поведении. Для таких людей характерно стремление к подчиненному положению, нерешительность в принятии решений, стремление переложить ответственность на других. Обычно - последователь кого-либо или лояльный заместитель, но редко человек, который берет ответственность за принятие окончательного решения. Для таких людей наиболее характерной реакцией является попытка избегать, уходить от ситуаций, в которых они чувствуют себя беспомощными, некомпетентными, безответственными. Враждебность обычно выражается как пассивное сопротивление. Бессознательно индивид с таким типом поведения ощущает, что мало способен вести себя как взрослый человек с чувством ответственности, испытывает страх, что такую ответственность на него могут возложить. Как правило, у него отсутствует доверие к людям, которые могут отказать ему в помощи.
Автократ - это личность со склонностью к доминантному межличностному поведению. Она - искатель власти, конкурент стремиться владеть другими людьми предпочитает иерархическую систему отношений, в которой сама стоит на вершине. Обычно потребность в контроле распространяется на самые разные области: интеллектуальное или физическое превосходство также могут служить прямыми средствами достижения власти, установления контроля над поведением и решениями окружающих людей. Скрытые, бессознательные чувства у автократа такие же, как и у абдикрата: ощущение собственной неспособности принимать ответственные решения, постоянное подозрение, что ему не доверяют, что его пытаются контролировать и принимать за нею решения. Но все поведение направлено на то, чтобы любыми способами опровергнуть это чувство, как у других, так и у самого себя
Демократ - это человек, который успешно определил свои отношения в области контроля еще в детстве, для которого власть и контроль не являются проблемой. Он чувствует себя в равной мере уверенно, отдавая или не отдавая приказы, принимая или не принимая их - в зависимости от конкретной ситуации. Бессознательно он ощущает себя способным человеком с чувством ответственности, которого уважают окружающие, доверяют ему, и следовательно, не испытывает потребности постоянно доказывать свою компетентность или увиливать от принятия решений.
Патология. Неспособность индивида к контролю или влиянию ведет к развитию психопатической личности.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Каждый человек реализует свою социальную сущность в межличностных отношениях. Взаимодействуя с другими, люди стремятся удовлетворять различные потребности, зависящие от множества факторов; биологических, личностных, ситуационных и т.д. Наше исследование фокусируется на выяснении личностных особенностей, связанных с мотивационными аспектами межличностных отношений. Особое внимание, мы считаем, должно быть уделено при этом толерантности к неопределенности, по-скольку именно отношение к неопределенности начинает осознаваться в последнее время как одна из фундаментальных характеристик человека. Психологи, философы, социологи и другие ученые отмечают, что отношение к неопределенности лежит в основе взаимодействия человека с окружающим миром и - тем самым - с другими людьми (Frenkel-brunswik Е., 1949; Badner S., 1962; Norton R., 1975; Kahneman D., 1982; Луковицкая Е.Г., 1998). Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выяснить существует ли связь межличностных потребностей с психологическими детерминантами и есть ли гендерные различия этих связей. Поэтому мы предположили, что должна существовать зависимость между толерантностью к неопределенности и потребностями, реализуемыми в межличностных отношениях.
С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее потребности включения, направлено на установление связей между людьми, которые можно обрисовать понятиями исключения или включения, принадлежности, сотрудничества. Потребность быть включенным трактуется, как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. Хулиган в классе, который бросается ластиками, делает это из-за недостатка внимания к нему. Даже если это внимание к нему отрицательно, он частично удовлетворен, т.к. наконец кто-то обратил на него внимание.
Быть человеком, не похожим на других, т.е. быть индивидуальностью, это другой аспект потребности включения. Большая часть стремлений направлена на то, чтобы быть замеченным, т.е. обратить на себя внимание. К этому человек стремится для того, чтобы отличаться от других людей. Он должен быть индивидуальностью. Основным в этом выделении из массы других является то, что нужно добиться понимания. Человек считает себя понятым, когда им кто-либо интересуется, видит присущие лишь ему особенности. Однако это не значит, что его должны почитать и любить.
Проблемой, возникающей часто в начале межличностных отношений, является решение, быть ли вовлеченным в данное отношение или нет. Обычно при первоначальном установлении взаимоотношений люди пытаются представиться друг другу, часто стараясь найти в себе ту черту, которая могла бы заинтересовать других. Часто человек первоначально молчалив, т.к. он не уверен в том, что интересен другим людям; это все касается проблемы включения.
Включение подразумевает такие понятия, как взаимоотношения между людьми, внимание, признание, известность, одобрение, индивидуальность и интерес. От аффекта оно отличается тем, что не включает в себя сильных эмоциональных привязанностей к отдельным людям; а от контроля тем, что его сущностью является занятие видного положения, но никогда - доминирование.
Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения «родитель-ребенок» могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родители игнорируют ребенка, и контакт минимальный). В последнем случае ребенок испытывает страх, чувство того, что он незначительная личность, чувствует сильную потребность быть принятым группой. Если же включение неадекватное, то он пытается подавить этот страх либо устранением и замкнуться, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы.
Поведение, вызванное потребностью контроля, относится к процессу принятия решения людьми, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Потребность в контроле варьируется в континууме от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до необходимости быть контролируемым, т.е. быть избавленным от ответственности. Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке. Два человека, которые доминируют над другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный сержант может подчиняться приказам своего лейтенанта с удовольствием, в то время как хулиган может постоянно перечить своим родителям. Поведение в этой области, кроме прямых форм, имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.
Отличие поведения контроля от поведения включения состоит в том, что не предполагает известность. «Власть вне трона» - прекрасный пример высокого уровня потребности в контроле и низкого уровня включения. «Остряк» - яркий пример большой необходимости во включении и малой - в контроле. Поведение контроля от поведения аффекта отличается тем, что оно имеет дело больше с отношениями власти, чем с эмоциональной близостью.
В отношении «родитель-ребенок» может быть два экстремума: от сильно ограниченного; регламентированного поведения (родитель полностью контролирует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель позволяет, чтобы ребенок решал все самостоятельно). В обоих случаях ребенок чувствует страх, что он будет не способен справиться с ситуацией в критический момент. Идеальные отношения между родителем и ребенком редуцируют этот страх, тем не менее, слишком сильный или слишком слабый, контроль ведет к формированию оборонительного поведения. Ребенок стремится преодолеть страх либо доминированием над остальными и при том подчиняться правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над собой.
Потребность в аффекте на уровне самопонимания определяется как потребность индивида чувствовать, что он достоин любви. Она обычно касается близких личных эмоциональных отношений между двумя людьми. Эмоциональное отношение является отношением, которое может существовать, как правило, между двумя людьми, тогда как отношения в области включения и контроля могут существовать как в паре, так и между индивидом и группой лиц. Потребность в аффекте ведет к поведению, целью которого является эмоциональное сближение с партнером или партнерами.
Поведение, соответствующее потребности в эмоциональных связях в группах, свидетельствует об установлении дружеских отношений и дифференциации между членами группы. Если такая потребность отсутствует, то индивид, как правило, избегает близкой связи. Общим методом избегания близкой связи с каким-либо одним человеком является дружеское отношение со всеми членами группы.
По отношению к межличностным взаимодействиям включение считается, прежде всего, формированием отношения, тогда как контроль и аффекция касаются отношений, которые уже сформировались. Среди существующих отношений контроль касается тех людей, которые отдают приказы и решают что-либо за кого-то, а аффекция касается того, каким становится отношение - эмоционально близким или далеким.
Короче говоря, включение можно охарактеризовать словами «внутри-снаружи», контроль - «вверху-внизу», а аффекцию - «близко-далеко». Дальнейшую дифференциацию можно вести на уровне количества людей, включенных в отношения. Аффекция - это всегда отношения в паре, включение - это обычно отношение индивида ко многим людям, контроль же может быть как отношением к паре, так и отношением ко многим людям.
Отношения между родителями и ребенком внутри каждой области межличностных потребностей могут быть оптимальными или же малоудовлетворительными. Шутц описывает три типа нормального межличностного поведения внутри каждой области, которые соответствуют разным ступеням удовлетворения потребностей. Для каждой области также описано патологическое поведение.
Типы межличностного поведения как адаптивные механизмы возникли, как утверждает Шутц, определенным способом: слишком большое включение ведет к социально чрезмерному, а слишком маленькое - к социально дефициентному поведению; слишком много контроля - к автократическому, слишком мало - к абдикратическому; слишком сильная аффекция ведет к чувственному чрезмерному; а слишком слабая - к чувственно дефициентному поведению. Позже Шутц пришел к мнению, что слишкомбольшое или, наоборот, недостаточное удовлетворение потребности может перейти в любой тип поведения.
Генри Мюррей предположил, что людей можно охарактеризовать, используя ограниченный набор потребностей. Индивидуальные различия он объяснил через различия силы потребностей у отдельно взятых людей, составив оппозицию представлению о том, что причины индивидуальных различий связаны с научением. Перечень базовых потребностей человека, составленный Мюрреем.
Абрахам Маслоу утверждал, что базовые физиологические потребности соотносятся с некоторым дефицитом, а потребности более выс окого порядка - с личностным ростом. Данное предположение хорошо сочетается с различением мотивации достижения (ориентированной на достижение) и мотивации избегания (ориентированной на избегание). По мнению Маслоу, потребности могут быть сгруппированы по отдельным категориям, располагающимся в иерархическом порядке, при этом в основании этой иерархии находятся базовые или первичные потребности. Лишь после удовлетворения потребностей низшего базового уровня может быть осуществлен переход к следующему набору потребностей.
Ранее многие психологи полагали, что люди рождаются с определенным набором базовых потребностей, эти потребности могут быть интенсифицированы посредством использования системы вознаграждений. Они считали, что потребности, которыми мы рождаемся, -- это что-то вроде предрасположенности к действиям, система вознаграждений может усилить такие предрасположенности и обратить к в устойчивые и стабильные потребности. Таким образом, сопоставление двух концепций -- концепции потребностей и концепции системы вознаграждений - способствовало принятию идей о том, что окружающая среда оказывается фактором, достаточно сильно влияющим на формирование мотивации человека. Эту идею охотно разделяли психологи, полагавшие, что научение играет важную роль в процессе развития потребностей.
Некоторые психологи, выдвигали предположение о существовании потребностей, которые практически полностью обусловлены влияниями окружающей среды. Работа Давида Мак-Клелланда (МсClеlland,1985), посвященная изучению мотива достижения, была построена на основе данного предположения. Помимо всего прочего он утверждал, что дети, получающие вознаграждения за свои достижения, вырастают с сильно развитым мотивом достижения. В своем исследовании Мак-Клелланду удалось показать, что есть такие стили родительского воспита-ния, применение которых по сравнению с другими увеличивает вероятность фор-мирования сильной потребности достижения; эти данные полностью сочетаются с идеей о том, что вознаграждения играют важную роль в процессе формирования и интенсификации потребностей .
Распространенным является взгляд на потребность как на отражение в сознании человека того предмета, который может удовлетворить (устранить) нужду. В. Г. Лежнев (1939) писал, что если потребность не предполагает наличие того, что ее может удовлетворить, то просто нет и самой потребности как психологической реальности. Многими потребностью считается не только образ предмета, но и сам предмет. При таком толковании, потребность как бы выносится за пределы субъекта. Эта точка зрения отражает бытовое, обыденное понимание потребности. Например, когда человек говорит «хочу хлеба». Взгляд на потребность как на предмет приводит некоторых психологов к тому, что именно предметы рассматриваются ими как средство развития потребностей. Это свидетельствует о том, что развитие потребностной сферы человека не осуществляется по принципу «стимул--реакция» (предмет--потребность) из-за предъявления ему новых предметов. Это не приводит к желанию иметь их именно потому, что у человека отсутствует соответствующая этим предметам потребность. Почему в бытовом сознании и даже в сознании психологов предмет отождествляется с потребностью? Дело в том, что с приобретением жизненного опыта человек начинает понимать, каким образом, с помощью чего может быть удовлетворена возникшая потребность. До своего первого удовлетворения потребность, как отмечал А. Н. Леонтьев (1971), еще «не знает» своего предмета, он еще должен быть найден, и, добавим, его еще необходимо запомнить. Поэтому потребности младенцев первоначально с предметами не связаны. Наличие потребности они выражают общим беспокойством, плачем. Со временем дети узнают те предметы, которые помогают избавиться от неприятных ощущений или получить удовольствие. Постепенно образуется и закрепляется условно-рефлекторная связь между потребностью и объектом ее удовлетворения, его образом (как первичным, так и вторичным представлением). Образуются своеобразные потребностно-целевые комплексы «опредмеченные потребности», по А. Н. Леонтьеву, в которых потребность конкретна, а цель -- часто абстрактна (нужна еда, жидкость и пр.). Поэтому во многих стереотипных ситуациях вслед за появлением нужды и ее осознанием у человека сразу же, по механизму ассоциации, всплывают образы предметов, удовлетворявших эту потребность ранее, а заодно и необходимые для этого действия. Ребенок не говорит, что у него появилось ощущение голода, жажды, а говорит: «хочу есть».
Таким образом, в сознании ребенка, а затем и взрослого предметы становятся эквивалентами потребностей, наподобие того, как ксилит заменяет диабетикам сахар, не являясь таковым. Однако в ряде случаев даже у взрослых ассоциативная связь потребности с предметом ее удовлетворения может отсутствовать. Это бывает, например, когда человек попадает в неопределенную ситуацию или чувствует, что ему чего-то недостает, но не понимает, чего именно, или же неправильно представляет предмет потребности. Не могут быть сущностью потребности предметы ее удовлетворения. Для социологов потребности выступают как ценности, и характерно, что многие не отождествляют ценности и потребности.
В. С. Магун полагает, что экономическая традиция, объединяющая промежуточные и конечные потребности (блага) в рамках общего ряда, является более конструктивной, чем психологическая. Но не значит, что потребность не относится к психологической области. «Экономический» подход, по мнению В. С. Магуна, позволит понять механизмы взаимодействия собственных потребностей индивида с потребностями других людей и социальных систем. В основу своего подхода В. С. Магун положил понятия сохранения и развития (совершенствования) субъекта, научным и обыденным сознанием воспринимающиеся как проявления благополучия человека. В. С. Магун обозначает состояния и процессы субъекта и его внешней среды, которые являются причинами (правильнее было бы сказать факторами, условиями) сохранения и развития этого субъекта. В. С. Магун вслед за экономистами вводит понятие порядков. При этом под благом первого порядка он понимает, например состояние сытости, под благом второго порядка -- хлеб, затем -- зерно, мельницу поле на котором выращивают зерно, и так до бесконечности. Состояние отсутствия блага автор принимает за потребность. Находясь в таком состоянии, субъект как бы требует восстановления своей нарушенной целостности (сохранности), или развития, или появления условий, обеспечивающих эти результаты. Отсутствующее благо В. С. Магун называет предметом потребности. Таким образом, потребность в благе X -- это состояние отсутствия блага X, а наличие блага X означает отсутствие потребности в нем.
Видя причины изменения состояний субъекта (появления потребности) вне человека, он вводит термин «внешняя потребность», хотя и понимает, что это звучит непривычно. Он выделяет также потенциальные потребности, под которыми понимается все, из-за отсутствия чего могут нарушиться процессы сохранения и развития индивида. Здесь он снова вступает в противоречие с самим собой, так как потребностью становится уже само благо, а не его отсутствие и связанное с этим состояние субъекта. Кроме того, рассуждения типа: раз у меня этого нет, значит, у меня в этом есть потребность, -- далеки от реальности.
В.С. Магун делает вывод о том, что, удовлетворенность влияет на потребность двояко по мере роста удовлетворенности потребность в соответствующем благе может как ослабевать, так и усиливаться. Вызывает сомнение обратное положение: чем больше у человека удовлетворенность, тем сильнее у него будет потребность в соответствующем благе. Если не ввести уточнение, что речь идет о знаемой потребности, ставшей для человека ценностью, а не о реальной, испытываемой в данный момент потребности, то согласиться с В. С. Магуном трудно.
Между удовлетворенностью (как отношением) и значимостью той или иной ценности выявляются положительные связи (корреляции). Чем большая удовлетворенность формируется у данного человека от конкретного фактора, тем большей ценностью этот фактор становится для него. Но это не имеет прямого отношения к реально переживаемой потребности, что пытается доказать В.С. Магун. Его идея о том, что чем сильнее удовлетворенность каким-то фактором, тем сильнее выражена у человека актуальная потребность в нем, могла бы быть реализована при рассмотрении переживания потребности как предвкушения чего-то.
Б.Ф. Ломов (1984) определяет потребность как объективную необходимость. Потребность может отражать не только внешнюю объективную необходимость, но и внутреннюю, субъективную. Необходимость чего-либо (ее осознание) может быть одной из побудителей активности человека, не являясь в собственном смысле слова потребностью, а отражая либо долженствование, чувство долга, либо превентивную целесообразность, либо надобность. Но не только полезное является необходимостью и потребностью. Необходимость может отражать и зависимость организма и личности от конкретных условий существования, от факторов внешней среды, существенных для собственного сохранения и развития. Некоторые авторы именно так понимают потребность, как зависимость от чего-то. Леонтьев определил, что потребность есть и требование от себя определенной производительной деятельности (созидания); организм и личность активны не только потому, что им надо что-то потребить, но и потому, что надо что-то произвести. Б. И. Додонов к «теоретическим» потребностям относит убеждения, идеалы, интересы; в качестве потребности у него выступает все влияющее на мотивационный процесс. С точки зрения Д.А. Леонтьева потребность есть объективное отношение между объектом и миром.
Среди них потребности в ухаживании совпадают с потребностями из концепции В. Шутца в близких, интимных отношениях. Потребность в общении с потребностью индивида принадлежать к различным группам. Потребность в доминировании связана с потребностью контролировать и влиять на других. Потребность в подчинении тесно граничит с потребностью человека в том, чтобы другие контролировали его.
Г. Мюррей (Н. Murrey, 1938) выделяет следующие психогенные потребности: агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.
Э. Фромм (1998) считает, что у человека имеются следующие социальные потребности: в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегании (одиночества); в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости) для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности, привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в животных - иначе апатия и отвращение к жизни); в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам). В этой классификации потребность в человеческих связях совпадает с потребностью во включении, потребность в самоуважении с потребностью в контроле, потребность в привязанности с потребностью в аффекте.
Только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их группы: физиологические потребности, потребности, в безопасности, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации. Потребности низших уровней он называет нуждами, а высших -- потребностями роста. При этом он считает, что эти группы потребностей находятся в иерархической зависимости от первой к последней
Диагностика потребности включения, потребности контроля и потребности в аффекте осуществлялась при помощи опросника межлично-стных отношений ОМО, адаптированным А.А. Рукавишниковым . Лич-ностные особенности диагностировались при помощи опросника FРI (форма В), адаптированным в СПбГУ. Толерантность к неопределенности измерялась шкалой толерантности к неопределенности Баднера , со-стоящей из трех субшкал: новизны, сложности и неразрешимости. При этом толерантность к неопределённости понимается как тенденция вос-принимать неопределенные ситуаций в качестве желаемых и, следователь-но, стремиться к ним.
Результаты статистического анализа указывают на многочисленные значимые взаимосвязи толерантности к неопределенности с межличност-ными потребностями, но я рассмотрела наиболее значимые. В частности, чем ниже толерантность человека к сложным ситуациям, тем выше его потребность быть включенным в социальную группу (г s =0,47). По-видимому, членство в группе является одним из механизмов, с помощью которого человек редуцирует неопределённость ситуации. Установленные взаимоотношения, знание норм и правил поведения в различных ситуациях позволяют человеку реагировать на внешний мир стереотипно, а стабильность окружения выступает гарантом определенности (корреляционная матрица приведена в приложении 2).
Интересной является следующая взаимосвязь: чем более человек толерантен к неопределённости, тем более у него выражено стремление кон-тролировать и влиять на окружающих, брать в свои руки руководство и принятие решений за себя и других (г s =-0,43). На наш взгляд, этот факт указывает на тесную взаимосвязь лидерства и способности человека активно взаимодействовать с неопределённостью. В качестве дополнительной догадки можно отметить, что у людей, нетолерантных к неопределённости, возможно, возникает потребность в руководстве со стороны человека, не теряющего в такой ситуации уверенности и способности принимать решения (см. приложение 2).
Нельзя не отметить и следующее: чем ниже у человека толерантность к неопределённости, тем выше у него потребность в интимных отношениях (г s =0,39). Возможно, человек, нетолерантный к ситуации неопределенности, стремится к близким, интимным отношениям потому, что ему комфортно в них, так как он может спрогнозировать дальнейшее развитие событий и тем самым избежать неопределенности (см. приложение 2).
Что касается взаимосвязей межличностных потребностей с другими личностными характеристиками, то мы бы хотели отметить следующее. Чем выше потребность человека в контроле со стороны других, тем ниже его раздражительность (г s =-0,66). Предположительно, спокойным и урав-новешенным людям другие охотнее оказывают помощь, чем раздражительным (корреляционная матрица приведена в приложении 1).
Если говорить о гендерных различиях, то мы обнаружили следующее. У мужчин потребность в контроле и руководстве со стороны других больше, чем у женщин (р=0,018). Этот факт противоречит общепринятым убе-ждениям. Вполне возможно, что он, может быть, объясним тем, что в со-временном обществе постепенно стираются различия между полами, то есть женщины становятся более маскулинными, а мужчины приобретают черты, которые традиционно считаются женскими. Не стоит сбрасывать со счетов и возрастные особенности выборки, которые также могли повлиять на обнаруженное различие (см. приложение 4).
Женщины менее толерантны к трудноразрешимым проблемам, чем мужчины (р=0,039). Быть может, это связано с психологическими разли-чиями между мужчинами и женщинами (см. приложение 4). Как показывают исследования, проведённые в рамках эволюционной психологии, идеальный мужчина умен, креативен и легко приспосабливается . Все эти характеристики связаны с высокой толерантностью к неопределённости. При этом хотелось бы отметить, что - вполне возможно - мужчины, участвовавшие в исследовании, не обладают подобными характеристиками, но лишь отвечают на вопросы так, чтобы выдать желаемое за действительное. Иными словами, в этом случае искажающую роль может сыграть фактор социальной желательности.
Стремление первых греческих философов построить гармоничные отношения человека с миром. Возникновение мировоззренческих проблем при формировании потребностей. Демокрит и Аристотель. Классификация человеческих потребностей Эпикура. Школа софистов.
реферат , добавлен 21.01.2009
Деятельность как универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей, теоретические аспекты понятий, их взаимосвязь, анализ, классификация. Деятельность, труд, и поведение: структура акта. Потребности - предпосылки и продукт деятельности.
курсовая работа , добавлен 01.09.2011
Полемика о природе человека, путях эволюции общества. Идея исторического развития потребностей. Точка зрения Гегеля на человеческие потребности. Положение человека в мире, его "всеобщность", "универсальность". Мнение Карла Маркса о потребностях человека.
реферат , добавлен 26.02.2009
Основные понятия теории потребностей и их связь с мировоззрением и системой ценностей. Социальные, биологические и человеческие потребности личности. Представления о человеке и его разносторонних потребностях в период Возрождения и Нового времени.
реферат , добавлен 06.05.2008
Философская антропология – учение о человеке, ее соотношение с комплексом современных наук о человеке и философскими дисциплинами. Западная философская мысль. Государство как инструмент осуществления справедливости и удовлетворения потребностей человека.
презентация , добавлен 13.05.2012
Проблема возникновения и развития человека, ее сущность и характеристика взглядов. Различные взгляды на происхождение человека. Последователи Чарльза Дарвина, их взгляды на проблему происхождения человечества. Характеристика их мировоззрения и сущность.
реферат , добавлен 22.02.2009
Особенности философии Нового времени, ее направления и представители. Т. Гоббс глазами исследователей его социологического наследия. Характеристика взглядов Ж.-Ж. Руссо. Идея общего блага в социальной философской традиции эпохи Гоббса и Ж.-Ж. Руссо.
реферат , добавлен 10.02.2013
Философская, социальная и культурная ситуация в начале ХХ века. Антропологические, гносеологические и онтологические взгляды Н. Бердяева. Проблема свободы и её соотношение с благодатью и нравственным законом. Зло как необходимый элемент свободы.
реферат , добавлен 01.01.2017
Предмет социальной философии, законы жизни и развития общества, существенные связи между людьми, определяющие структуру общества. Главные условия, тенденции и перспективы общественного развития. Проблемы теории познания, ценности духовной культуры.
реферат , добавлен 30.10.2011
Предмет, структура и функции философии. Основные этапы развития философии: ранний эллинизм, Средневековье, эпоха Возрождения и Новое время. Характеристика немецкой классической философии. Онтология, гносеология, социальная философия, учение о развитии.
Направленность деятельности человека, его замыслов и желаний связана с его потребностями, которые призваны обеспечить ему комфортное существование. Конечно, потребности проходят через фильтр я-концепции человека, его ценностных убеждений и установок. тем не менее потребности являются пусковым механизмом для активности индивида. Много энергии заложено внутри человека и связана эта энергия с потребностями. В первую очередь. активность будет обусловлена биологическими, так называемыми первичными потребностями (поисковая активность, безопасность, пища, сон и т.д.). Но кроме этих существуют и социальные (вторичные) потребности, которые могут быть как явными, так и латентными (скрытыми). Именно такие непроявленные потребности являются источником личностных, межличностных и социальных проблем человека. Ученые с давних времен пытаются классифицировать потребности и таких классификаций существует предостаточно, чтобы понять их важность для жизни. Один из таких психологов был Генри Мюррей, известный тем, что разработал ТАТ (Тематический апперцептивный тест). Целью методики явилось изучение внутриличностных конфликтов человека, связанных с влечениями, интересами и мотивами. Прочитайте 32 потребности по Мюррею и прислушайтесь к себе, проанализируйте, как в вашей жизни проявляются эти потребности или им не дано проявиться в открытую и они действуют автоматически, заставляя сознание сдаваться перед их движущей силой.
Перечень потребностей по Г.Мюррею
1. Автономия - потребность независимости - стремление освободиться или бегство от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации тяжелой работы. Освобождаться от уз и ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать. Пренебрегать условностями. Упрямство, нонконформизм, конфликтность, анархичность так же порождаются потребностью в превосходстве над людьми и социальными условиями которым необходимо подчиняться. А кроме того, стремление к независимости может быть обусловлено и материально – практическими интересами.
2. Агрессия - потребность агрессии - стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть, унизить, уничтожить противника. Силой преодолевать противостояние. Сражаться. Мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать. Противостоять насилием или наказывать. Склонность к агрессии). Агрессивность может быть обусловлена как необходимостью отстаивать свои материально – практические интересы (возможно даже и незаконные), так и той же потребностью в превосходстве, то есть гипертрофированным честолюбием, реагирующим даже на малейшие, а порой и мнимые, проявления чужого превосходства.
3. Аффилиация (от англ. affiliation - соединение, связь) - потребность близости , стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатия к другим людям, страдание при отсутствии дружеских отношений, желание убрать препятствия в отношениях, желание сблизить людей. Тесно контактировать и взаимодействовать с близкими (или теми, кто похож на самого субъекта или любит его). Доставлять удовольствие катектируемому объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе. Потребность социальной дружественности, (стремление к объединению, общению).
4. Бережливость - потребность бережливости, сохранения.
5. Внимание — потребность в раскрытии, потребность быть в центре внимания - желание «завоевать» других, привлекать внимание к себе, удивлять своими достижениями и качествами личности. Производить впечатление. Быть увиденным и услышанным. Возбуждать, удивлять, очаровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять. Потребность демонстративности, стремление проявляться, показывать себя. Нет возражений, но для большей ясности: данная потребность иногда определяется здесь, как потребность быть объектом внимания.
6. Доминантность - потребность контроля — стремление и способность занимать в группе главенствующее положение и оказывать преобладающее влияние на других, диктовать другим свою волю, стремление контролировать, препятствовать, оказывать влияние, направлять поведение словом, приказом, убеждать, ограничивать других. Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других – внушением, соблазном, убеждением. указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать. Господствовать. Возражений нет, но в дальнейшем данная потребность будет определяться как потребность в превосходстве.
7. Достижение - потребность быть первым — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;желание преодолеть, побороть, опередить других; сделать что-то быстро и хорошо, достичь высот в каком либо деле. Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать – в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Соперничать и опережать других. Осуществлять таланты и тем повышать самоуважение. Потребность успеха. Не бывает «склонности к преодолению», если в приложении усилий нет ни какой цели. «Потребность противодействия» заключена не в самом процессе преодоления, а в цели этих усилий, то есть в том же «достижении успеха». Стремление же к успеху может быть мотивировано как потребностями самоутверждения (потребность в превосходстве, уважении, потребность быть объектом внимания), так и материально – практическими интересами.
8. Защита — потребность поиска покровителя- ожидание совета, помощи, беспомощность, поиск утешения, совета, мягкого обращения. Удовлетворять потребности благодаря сочувственной помощи близкого. Быть тем, кого опекают, поддерживают, окружают заботой, защищают, любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну. Всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку, поиска помощи (зависимости). Потребность помощи (желание получать помощь).
9. Игра - потребность в игре, предпочтение игры всякой серьезной деятельности, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью; желание развлечений, кутежей, страсть к спорту. Действовать «забавы ради» – без иных целей, вести себя бесцельно. Смеяться, шутить. Искать расслабления после стресса в удовольствиях. Желание играть. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх.
10. Избегание неудач - потребность избегания неудач, потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежания наказания, осуждения, потребность считаться с общественным мнением. В избегании позора. Избегать унижений. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение, насмешка, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи, потребность в терпении. Потребность защищённости, желание избежать ответственности.
11. Избегание обвинений — потребность избегания обвинений.
12. Обучение — потребность разъяснения, обучения
13. Опасность — потребность избегания опасности — страх, тревога, ужас, паника, чрезмерная осторожность, отсутствие инициативы, уклонение от борьбы.
14. Отвержение - потребность отвержения других, стремление отвергнуть попытки сближения; критичность, уединенность, беззастенчивость. Избавиться от негативно катектируемого объекта. Избавляться, отказываться, изгонять или игнорировать нижестоящего. Пренебрегать объектом или обманывать его. Неприятие. Потребность избегания, отталкивание неприятного и нежелательного человека).Эмоциональная потребность требует не только насыщения, но и комфорта. Эмоциональный же дискомфорт порождается гораздо более широким спектром причин, нежели одни только неприятные люди.
15. Познание - потребность познания.
16. Покорность - потребность покорности — пассивное повиновение - интрапунитивность, пассивное подчинение силе,принятие судьбы, признание собственной неполноценности. В самоунижении. Пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинения, критику, наказание. Готовность сдаться. Подчиниться судьбе. Допустить собственную «второсортность», признать свои заблуждения, ошибки, поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде. Искать боли, наказания, болезни, несчастья и радоваться им. Потребность понижения, унижения, желание быть «ниже» кого либо, потребность подчиняться. Отнесём эти пункты к потребности в безопасности, проявляющейся гораздо более многообразно. Странная же «потребность подчиняться» вероятно означает необходимость пренебрегать своими амбициями в угоду той силе, которая обеспечивает безопасность личности.
17. Покровитель - потребность быть покровителем, потребность оказания помощи, быть утешителем, заботиться, оказывать материальную помощь, предоставить убежище. В опеке.
Проявлять сочувствие и помогать беззащитным в удовлетворении их потребностей – ребенку или кому-то, кто слаб, обессилен, устал, неопытен, немощен, потерпел поражение, унижен, одинок, удручен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, защищать, опекать, лечить. Всеобщий утешитель и друг «скорбящих».
18. Понимание - потребность понимания, быть понятым, принятым.
19. Порядок — п отребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте. Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности. Учёный стремится к системности, потому что знает, что истина имеет стройную форму. Мастер избегает бардака, потому что порядок гораздо практичней. Для домохозяйки, порядок – предмет гордости. Для холостяка это тягостная необходимость. У педанта стремление к порядку может приобрести болезненные и бессмысленные формы. Для эстета, порядок – предмет эстетического удовольствия. Для техника – условие, обеспечивающее безопасность работы. Для командира, порядок – это требование устава.20.
20. Признание — потребность признания.
21 . Приобретение - потребность приобретения. Желание приобретать, коллекционировать, собирать. Иметь.
22. Противодействие — потребность преодоления поражения, неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельность в действиях. Основные черты - сила воли, упорство, бесстрашие. В борьбе овладевать ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действиями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Искать препятствия и трудности. Уважать себя и гордиться собой. Cклонность к преодолению поражений, неудач.
23. Риск — потребность избегания риска.
24. Самосохранение — потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок; потребность избегания опасности, чрезмерная осторожность, отсутствие инициативы, уклонение от борьбы. В защите. Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения. Отстаивать Я. Избегания вреда. Склонность защищаться, оправдываться. Самозащита как самооправдание, так же бывает обусловлена как потребностью в превосходстве (своей правоты), так и защитой своих материально – практических интересов.
25. Секс — cексуальная потребность создавать и развивать эротические взаимоотношения. Иметь половые отношения с индивидом другого пола. Эротическое, сексуальное влечение.
26 . Созидание — потребность созидания
27. Статус — потребность статуса, желание работать под руководством более сильного, умного, талантливого, стремится стать чьим-то последователем. Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближних. Иметь пример для подражания. Подчиняться обычаю. Потребность уважать, восхищаться, желание признавать превосходство других. Желание покровительства над собой, в содействии со стороны покровителя.
28. Суждение - потребность суждения, стремление ставить общие вопросы или отвечать на них, склонность к абстрактным формулам, страсть к обобщениям, увлеченность вечными вопросами о смысле жизни, добре и зле и т. п. Интересоваться теорией. Размышлять, формулировать, анализировать, обобщать. Стремление к осмыслению и к внутреннем анализу. Потребность понимания (интеллектуальная направленность, стремление понять). Но ведь никто не будет разбираться в том, что ему совершенно неинтересно. «Потребность понимания» движима или эмоциональной потребностью, получающей в открытии неведомого удовольствие от игры ума, или материально-практическими интересами, для которых осведомлённость бывает весьма полезна.
29. Уважение - потребность в уважении и поддержке- социальность (социофилия) - забвение собственных интересов группы во имя интересов группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других.Потребность заботиться, стремление помогать. Отнесём эти пункты к проявлениям эмпатической потребности.
30. Ущерб — потребность избегать вреда, ущерба, защита от физического ущерба. В избегании боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать предупредительные меры.
31. Чувственность - потребность в чувственных впечатлениях. И скать чувственные впечатления и радоваться им. Потребность чувствовать, желание испытывать ощущения.
32. Эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира, часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении.
Иван Котва, психолог