Преподобный Трифон, наиболее почитаемый святой Вятской земли, родился и провел юные годы на Пинежье, в селе Малая Немнюшка (по другим сведениям, он родился близ города Мезени (52, 388). Родители его, Димитрий и Пелагия, были зажиточными крестьянами. Они имели несколько сыновей, Трофим (так звали преподобного Трифона в миру) был самым младшим. Детство будущего угодника Божия прошло в атмосфере глубокой веры и благочестия. Димитрий и Пелагия часто посещали Божий храм (в настоящее время храма в Малой Немнюшке нет), помогали бедным людям. Маленький Трифон стал «благочестивой отраслью» своих праведных родителей. С детства он полюбил молиться Богу и соблюдать посты, был вежлив и кроток со всеми. Особенно почитал он родителей и старших братьев, которых слушался во всем.
Когда Трофим повзрослел, старшие братья решили женить его. Однако именно здесь их смиренный младший брат в первый и единственный раз проявил непослушание: он желал стать монахом или остаться в миру, пребывая ради Господа в безбрачии. Братья попытались соблазнить его, подослав к нему красивую служанку. Однако юноша остался непреклонен, и братья прекратили свои попытки устроить жизнь Трофима по своей, а не по Божией воле.
Однажды, придя в храм, Трофим услышал проповедь местного священника. В ней были такие слова: «Храните измлада чистоту телесную и духовную. Ибо кто сохранит чистоту и восприемлет на себя ангельский, иноческий образ, Господь Бог сопричислит того к Своим избранным» (8 , 202).
Эти слова глубоко запали в сердце богобоязненного юноши, и он решил посвятить себя служению Богу в иноческом чине. Трофим тайно покинул родительский дом и отправился в странствие по северным городам и селам, ища святой обители, в которой он мог бы остаться.
Странствия привели его на Вологодскую землю. Около года Трофим под видом нищего странника прожил в городке Орлове, претерпевая ради Христа голод, холод и обиды от людей. Его добровольное страдание было вознаграждено Господом, который прославил Своего угодника даром чудотворений.
У боярина Якова Строганова тяжело заболел единственный сын Максим. Когда по просьбе отчаявшегося отца Трофим помолился Богу об его выздоровлении, мальчик поправился. Избегая славы от людей, Трофим удалился из Орлова в село Никольское на реке Виледь. Там по его молитвам Господь даровал исцеление другому смертельно больному малышу – двухлетнему Тимофею, сыну приказного человека Максима Федорова. Однако когда родители младенца стали благодарить Трофима, он смиренно ответил им: «Не ради меня грешного получил исцеление сей отрок, но ради веры вашей Господь спас его».
После этого Трофим покинул и село Никольское. Странствия привели его в Спасо-Преображенский Пыскорский монастырь на берегу реки Камы. Здесь, по благословению настоятеля иеромонаха Варлаама, Трофим остался в качестве послушника. Позднее он был пострижен в монашество с именем Трифон. Несмотря на молодой возраст Трифона (к моменту принятия пострига преподобному Трифону исполнилось всего 22 года), его жизнь стала братии примером для подражания. Тяжелые монастырские послушания он выполнял с готовностью, без ропота; первым являлся в церковь на богослужения, строго постился, избегал праздного времяпрепровождения и разговоров. Спал молодой монах лежа на земле, а в летние ночи, обнажившись до пояса, отдавал свое тело на съедение комарам.
Однажды преподобный Трифон тяжело заболел. Сорок дней он находился между жизнью и смертью. Во время болезни Господь сподобил его видения: ему явился ангел-хранитель, чтобы по повелению Божию забрать его душу. Преподобный Трифон последовал за ангелом и при этом почувствовал в своем теле такую легкость, словно у него появились крылья. Внезапно он услышал голос, который сказал ангелу: «Ты поспешил взять его сюда, верни снова, где он был». Преподобный снова увидел себя лежащим на одре болезни. Рядом с ним стоял некий благообразный старец, в котором преподобный узнал святителя Николая Чудотворца. Он велел Трифону встать и идти. Когда же Трифон ответил, что не может этого сделать из-за крайней слабости, святитель Николай взял его за руки, поднял и благословил со словами «встань и ходи». После этого святой Трифон выздоровел. В память о своем исцелении он с тех пор особенно почитал святителя Николая Чудотворца.
За свои подвиги преподобный Трифон пользовался уважением со стороны братии. Оно еще более взросло, когда по его молитвам исцелились одержимая бесом девушка и больной младенец. За исцелением, за душеполезным словом к нему стали приходить люди. Однако у преподобного нашлись и завистники. В их числе были дьяк Василий и некоторые другие нерадивые иноки, оскорблявшие Трифона и распространявшие о нем всевозможные клеветнические слухи. Однако преподобный Трифон был равнодушен и к славе, и к поношениям. Он покинул Пыскорскую обитель и отправился вниз по реке на маленькой лодочке, найденной им на берегу Камы, моля Бога указать ему место, где можно было бы поселиться. Молитва его была услышана. Отплыв более чем на сто верст от Пыскорского монастыря и добравшись до устья реки Нижней Мулянки, он услышал голос: «Здесь подобает тебе пребывать». Этот призыв повторился трижды (52, 389). Преподобный Трифон понял, что Сам Господь велит ему поселиться в этом месте. Здесь он построил себе маленькую келью. Питался он травами, а также овощами, которые выращивал на небольшом огороде. Пустынное уединение преподобный скрашивал молитвой, трудом, а также чтением Божественных книг. Способность читать и понимать церковные книги Господь даровал преподобному Трифону после его усердных молитв: до этого святой Трифон был неграмотным.
Пустынное место, где поселился преподобный Трифон, пользовалось недоброй славой. По соседству обитали языческие племена остяков, а рядом с кельей преподобного находилось языческое капище и росла огромная ель, которой поклонялись местные язычники. На ветвях ели они развешивали свои дары – меха, полотенца, шелк, драгоценности. Язычники верили, что с человеком, дерзнувшим непочтительно отнестись к их заветному дереву, непременно произойдут неприятности. Демоны, жившие на месте капища, действительно устрашали и даже убивали тех, кто позволял себе посмеяться над почитаемым деревом или украсть что-нибудь из развешанных на его ветвях подношений. Поэтому остяки очень удивились тому, что рядом с капищем поселился какой-то бесстрашный пришелец. Вместе со своим старейшиной Зевендуком они пришли к преподобному Трифону, чтобы поглядеть на него и расспросить, как он осмелился устроить свое жилище в этом месте. На вопросы изумленных язычников преподобный Трифон ответил, что он – раб Господа Иисуса Христа, и рассказал им о Православной вере. Слушая преподобного Трифона, остяки несказанно дивились его словам. Их изумление достигло предела, когда преподобный Трифон уничтожил бесовское капище. Он готовился к этому подвигу четыре недели усиленной молитвой и постом. Затем, взяв с собой святую икону и повесив ее себе на грудь, он, как мужественный воин Христов, срубил посвященную бесам ель и сжег ее дотла вместе со всеми подношениями, висевшими на ее ветвях. Узнав об этом, местные языческие племена исповедали величие и силу христианского Бога и стали обращаться в Православие. Первыми приняли крещение дочери князя остяков Амбалы и князя вогулов Безяка (52, 389).
Пустынное уединение преподобного Трифона было прервано: братия Пыскорского монастыря, раскаиваясь в причиненных ему обидах, стала просить его вернуться в обитель. Преподобный Трифон, не помня обид, вернулся в монастырь. Здесь по его молитвам прекратились неполадки на монастырских соляных варницах. Преподобный исцелил своего недруга дьяка Василия, который тяжело заболел и слезно просил святого Трифона простить его.
Вскоре, тяготясь славой и известностью, преподобный ушел из Пыскорского монастыря и поселился на горе недалеко от реки Чусовой. Он устроил там часовню, на месте которой позднее возник монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой Трифон прожил там девять лет. Покинуть эти места его заставил следующий случай: когда он выжигал участок леса, чтобы устроить на нем огород, огонь распространился на дрова, заготовленные местными жителями. Разгневанные крестьяне решили убить преподобного. Они сбросили его вниз с высокой горы, а когда обнаружили, что он жив, погнались, чтобы расправиться с ним. За преподобного Трифона заступился пользовавшийся в тех краях огромными влиянием и властью купец и промышленник Григорий Строганов. Однако и он посоветовал преподобному уйти с Чусовой. После этого преподобный Трифон снова отправился странствовать. На этот раз Господь привел его на Вятскую землю, где ему было суждено основать монастырь. В вятских краях в ту пору не было ни одной обители.
18 января 1580 года преподобный Трифон в обличье убогого, никому неведомого странника пришел в город Хлынов (спустя два столетия он был переименован в Вятку). В Хлынове была церковь святителя Николая Мирликийского. Помня, как когда-то святитель Николай исцелил его от тяжкой болезни, преподобный Трифон часто приходил туда молиться. Дьякон Никольского храма отец Максим Мальцов обратил внимание на странника-монаха и дал ему приют в своем доме. Постепенно и другие жители Хлынова узнали и полюбили преподобного Трифона. Когда же они услышали от него, зачем и почему он прибыл в их края, обрадовались и написали в Москву челобитную грамоту, испрашивая разрешение царя и митрополита на открытие в городе Хлынове монастыря. Грамоту эту отвез в Москву сам преподобный Трифон. Поездка его увенчалась успехом – разрешение на строительство монастыря было получено. Строителем обители митрополит назначил самого преподобного Трифона, рукоположив его в священный сан, а царь Иван Грозный пожертвовал для строительства монастыря землю, деньги, богослужебные книги и колокола.
Тем временем жители Хлынова, которые поначалу загорелись желанием построить в своем городе монастырь, охладели к этому богоугодному делу. Строительство обители шло очень медленно. Однако Господь не попустил, чтобы возведение монастыря прекратилось. В наказание жителям Хлынова за их нерадение с праздника Успения Пресвятой Богородицы до праздника Ее Рождества ежедневно шел непрекращающийся сильный дождь. В самый праздник Рождества Богородицы местный крестьянин Никита Кучков в сонном видении увидел Пресвятую Богородицу с небесными силами и святым Иоанном Предтечей. Матерь Божия Сама указала место для строительства монастыря, а также сказала, что за нарушение обета возвести в Хлынове обитель город постигнут пожар, голод и мор. Никита, устрашенный видением, рассказал о нем горожанам. В тот же день была заложена церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Как только совершилась закладка храма, дождь сразу же прекратился. Так было положено начало монастырю в Вятке. Так как главный храм его был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь также был назван Успенским.
С течением времени обитель, основанная преподобным Трифоном, разрасталась. Однако часть ее насельников стала высказывать недовольство строгостью устава, который ввел в своей обители преподобный Трифон. Эти лжемонахи, позабыв об иноческих обетах послушания и нестяжания, устраивали в кельях веселые пирушки, ходили в гости. Когда преподобный Трифон призывал их к покаянию, они не слушали его слов. Среди этих своевольников находились даже такие, которые ставили своему настоятелю условия – либо он отказывается от строгого устава, либо уходит из монастыря куда хочет. В конце концов они решились на предательство. Когда преподобный Трифон отправился за сбором пожертвований для обители, они тайно избрали другого настоятеля. Им стал монах Иона Мамин, бывший московский дворянин, не расставшийся со своей дворянской гордыней и любовью к роскоши даже в монастырских стенах. Иона был одним из ближайших учеников преподобного Трифона и пользовался его доверием. Однако стремление к власти и желание беспечальной жизни оказались для него сильнее любви и преданности своему старцу. Иона отправился в Москву, где по ходатайству влиятельных родственников был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря в Хлынове. Новый настоятель стал насмехаться над преподобным Трифоном и всячески притеснять его, а его келейник Феодор позволял себе еще более дерзкое отношение к преподобному – не только бранил, но и бил его, заключал в темницу. В конце концов святой Трифон был изгнан из монастыря, который он сам некогда основал и обустроил.
Преподобный не впал в отчаяние от этой несправедливости. По словам современного подвижника старца Паисия Афонского, «где Бог, там и рай». Жизнь же святого Трифона была поистине «жизнью во Христе». Он снова отправился странствовать. В Сольвычегодске ему предложил приют Никита Строганов. По повелению этого влиятельного человека преподобного Трифона поселили в сольвычегодском Введенском монастыре, предоставили ему хорошую келью, щедро обеспечивали всем необходимым. Однако преподобный Трифон не искал бесскорбного жития. Он решил отправиться в паломничество на Соловки. Строганов дал ему для этой цели судно, припасы и слуг. Однако на полпути на Соловки преподобный Трифон отпустил людей, продал судно и все, что на нем было, и отдал вырученные деньги в Вятский Успенский монастырь. На Соловки он прибыл в привычном для него обличье нищего странника.
Во время своих странствий преподобный Трифон основал монастырь в городке Слободском. Некоторое время довелось ему прожить и в Коряжме, в монастыре в честь святителя Николая.
Соловецкую обитель преподобный Трифон посетил дважды, последний раз – в 1612 году. Тогда во время пребывания на Соловках он почувствовал, что близится конец его земной жизни, и решил вернуться на Вятку, в свой родной Успенский монастырь, чтобы умереть там. Соловецкие иноки уговаривали его остаться, ссылаясь на долготу и тяжесть пути, но преподобный Трифон был непреклонен в своем желании вернуться на Вятку, в обитель, из которой он был неправедно изгнан и которую, тем не менее, не переставал любить.
15 июля святой Трифон пришел в Хлынов. Он отправил келейника к архимандриту Ионе с просьбой дать ему пристанище, однако Иона отказался дать приют умирающему старцу. Это сделал другой человек – давний знакомый преподобного Трифона диакон Максим Мальцов, который приютил его и ухаживал за ним как за своим отцом. Около недели преподобный прожил в его доме. 23 сентября, предчувствуя близость кончины, он снова послал к архимандриту Ионе с просьбой о пристанище. В Ионе заговорила совесть: он не только разрешил преподобному Трифону вернуться в Успенскую обитель, но и вместе с другими братиями, упав ему в ноги, умолял простить его. «Чадо мое духовное, Иона! Господь да простит тебя, – отвечал покаявшемуся ученику преподобный Трифон, – ибо это дело старого врага нашего диавола» (8 , 224).
8 октября 1612 года преподобный Трифон почил о Господе. Перед смертью он оставил в назидание братии завещание «жить в любви, неопустительно являться к церковным службам, хранить монастырское имущество, не иметь частной собственности и не держать в монастыре хмельных напитков» (8, 224) и, самое главное, – иметь между собою братскую любовь: «Молю вас для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна перед Богом» (51, 390).
Монастырь, основанный в Вятке (в послереволюционные годы город был переименован в Киров) преподобным Трифоном, сохранился до наших дней. Монашеская жизнь в нем возобновлена. Главный монастырский храм, Успенский, сейчас является кафедральным собором Вятки. В нем почивают святые мощи преподобного Трифона, Вятского чудотворца.
Несмотря на то, что преподобный Трифон мощами своими почивает в Вятке, многое в его земном житии было связано с Архангельской землей. Здесь он родился и провел юные годы. Здесь, в городах Сольвычегодске и Коряжме, а также в Спасо-Преображенской Соловецкой обители, он встречал радушный прием у своих земляков и собратий. Поэтому можно считать, что он является одним из покровителей не только вятской, но и Архангельской земли.
Про-слав-ле-ние со-бо-ра Вят-ских свя-тых со-сто-я-лось в свя-зи с празд-но-ва-ни-ем 350-ле-тия Вят-ской епар-хии в день па-мя-ти пре-по-доб-но-го Три-фо-на Вят-ско-го, 21 ок-тяб-ря 2007 го-да, в Успен-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Три-фо-но-ва муж-ско-го мо-на-сты-ря мит-ро-по-ли-том Вят-ским Хри-сан-фом. Празд-но-ва-ние со-бо-ра бы-ло уста-нов-ле-но на тот же день. Сре-ди про-слав-ля-е-мых в нем угод-ни-ков Бо-жи-их:
Я́ко о́бразы доброде́телей/ и моли́твы плод богодарова́нный/ земля́ Вя́тская прино́сит Ти, Го́споди Бо́же наш,/ вся святы́я в той пожи́вшия и просия́вшия,/ тех моли́твами и предста́тельством Богоро́дицы// соблюди́ ненаве́тно оте́чество на́ше.
Перевод: Как примеры добродетелей и плод молитвы богодарованный земля Вятская приносит Тебе, Господи Боже, всех святых в ней живших и просиявших, по молитвам их и Богородицы сохрани в безопасности от ухищрений (вражеских) отечество наше.
Днесь земля́ Вя́тская лику́ет,/ прославля́ющи вся зде Бо́гу угоди́вшия,/ ти́и бо ны́не предстоя́т в Це́ркви/ и со все́ми святы́ми за ны мо́лятся Вы́шнему,// дарова́ти нам ве́лия ми́лости.
Перевод: Сегодня земля Вятская радуется, прославляя всех здесь Богу угодивших, которые сейчас предстоят в Церкви и со всеми святыми молятся о нас Всевышнему даровать нам великие милости.
О, всеблаже́ннии и богому́дрии уго́дницы Бо́жии по́двиги свои́ми зе́млю Вя́тскую освяти́вшии и телеса́ своя́ в ней оста́вльшии, душа́ми же свои́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́щии и непреста́нно о ней моля́щиися! Се ны́не в день о́бщаго торжества́ мы, гре́шнии, ме́ньшая бра́тия ва́ша, дерза́ем приноси́ти вам сие́ хвале́бное пе́ние. Велича́ем ва́ши по́двиги, ублажа́ем свято́е житие́, прославля́ем ди́вная чудеса́ и восхваля́ем богоподража́тельную любо́вь. О, сро́дницы на́ши, от дней Три́фона преподо́бнаго, архимандри́та Вя́тскаго, до после́дних време́н подвиза́вшияся и просия́вшия! Помяни́те не́мощь на́шу и испроси́те у Христа́ Бо́га ми́лости, да и мы, преплы́вше жите́йскую пучи́ну и невреди́мо соблю́дше сокро́вище ве́ры, в приста́нище ве́чнаго спасе́ния дости́гнем и в блаже́нных оби́телех Го́рняго Оте́чества вку́пе с ва́ми и со все́ми святы́ми водвори́мся благода́тию и человеколю́бием Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же со Преве́чным Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет непреста́нное славосло́вие и поклоне́ние от всех во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Про-слав-ле-ние со-бо-ра Вят-ских свя-тых со-сто-я-лось в свя-зи с празд-но-ва-ни-ем 350-ле-тия Вят-ской епар-хии в день па-мя-ти пре-по-доб-но-го Три-фо-на Вят-ско-го , 21 ок-тяб-ря 2007 го-да, в Успен-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Три-фо-но-ва муж-ско-го мо-на-сты-ря. Празд-но-ва-ние со-бо-ра бы-ло уста-нов-ле-но на тот же день. Сре-ди про-слав-ля-е-мых в нем угод-ни-ков Бо-жи-их:
Киров (Вятка) был основан в 1181 г. новгородцами. В одно время этот город являлся даже главной резиденцией Суздальских князей. В 15 веке в городе был возведён деревянный кремль, а бывшая Вятка переименована в Хлынов. В конце этого века город перешёл под власть государства Московского, а в начале 18 века был отнесён сперва к Сибирской губернии, а затем к Казанской. Обратно в Вятку город переименовали при Екатерине II, одновременно образовав Вятскую губернию. С тех пор он быстро развивался, и в 19 веке жизнь здесь уже била ключом. Революционные события и воцарение власти Советов в этом смысле мало повлияли на город; разве что в 1934 г. он получил новое — и последнее на сегодняшний день — имя. Да ещё иностранцев перестали сюда пускать: в Кирове вовсю работали предприятия оборонной промышленности, а также был открыт военно-биологический институт. В 1950-е и 1970-е гг. население Кирова резко возрастало и сегодня уверенно подбирается к полумиллиону человек .
С 1934 года город Киров носил имя С. М. Кирова, активного участника Октябрьской революции при этом сам Киров в этом городе (в то время называемым Вятка) ни разу не был.
12 декабря 1993 года, вместе с референдумом по принятию в России новой Конституции, в Кирове был проведён опрос населения по поводу возвращения городу названия Вятка. Большинством голосов решение о переименовании было отклонено . В 1997 году был организован повторный опрос горожан по этому же вопросу, показавший, что мнение горожан не изменилось.
Ещё один интересный революционный факт, большинство личного состава крейсера "Аврора" составляли уроженцы города Вятка.
Несмотря, что название города Киров существует с 1934 года, сам город старинный с огромным количеством достопримечательностей, с множеством музеев, с хорошо сохранившимся историческим центром. С 1970 г. Киров гордо носит звание исторического города России, что вполне понятно: здесь находится около 35 памятников одного только федерального значения. Лишь ради одного археологического памятника под Котельничем, где уже откопали (и продолжают откапывать) несметное количество костей динозавров, многочисленные туристы спешат в Киров.
Город Киров (Вятка), это ещё и город богатого духовного значения . Во-первых, здесь много прекрасных церквей и храмов.Отсюда берёт своё начало один из самых больших крестных ходов России, Великорецкий, начинается и заканчивается в Кирове , в Успенском соборе Свято-Успенского Трифонова монастыря. Он добирается до села Великорецкого и возвращается обратно, проходя полторы сотни километров.
Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца ежегодно с 3 по 8 июня.Сама история католиков Кирова очень трагическая. В 1937—1938 годах все активные вятские католики были репрессированы, священник с литовскими корнями Франциск Будрис расстрелян. Священника увезли в Уфу сильно били на допросах, требуя признания в том, что он французский шпион, и даже держали на снегу, так что он отморозил ноги и получил воспаление легких. Однако каждый раз, возвращаясь в камеру, о. Будрис постоянно молился, всячески поддерживал сокамерников, повторяя: «Бог нас не оставит"".В 2003 году начался сбор документов о канонизации священника Франциска Будриса в лике святых .
Только в 90е годы приход возобновил свою деятельность, но город отказывается передавать церковь общине.
Несколько раз католики получали возможность провести мессу в здании храма, несмотря на противодействие администрации концертного зала.
В городе очень много храмов. Одна из красивейших, это церковь Св. Пантелеймона.
Женский монастырь в Вятке был основан в 1624 году, однако на протяжении всей своей истории был второстепенным в тени главного Успенского мужского монастыря. После советского запустения монастырь сегодня больше похож на обычный старый квартал.
Киров, это ещё и духовный центр старообрядчества
, а потому в городе имеется молельный дом старообрядцев.
Ну и конечно же имеется Соборная мечеть и для мусульман
.
Собор Серафима Саровского
ЯРАНСК . Часовня на кладбище: преп. Матфей Яранский (ХХ в.).
ОРЛОВ
. Кладбище
: могила сщмч. Михаила Тихоницкого (ХХ в.).
Интересный факт, Главная башня Московского кремля , на которой установлены куранты — Спасская башня , была названа в честь вятской иконы Спаса Нерукотворного , доставленной из Хлынова в Москву крестным ходом в 1647 году , а один из приделов Храма Василия Блаженного — в честь другой вятской святыни — Великорецкого образа святителя Николая .
Киров — город большой, но достаточно зелёный. Здесь есть несколько прекрасных парков — тот же Кирова, или Александровский публичный сад с красивой ротондой, или парк им. Гагарина. Ещё есть интересный ботанический сад, где особенно понравится любителям лилий и пионов.
А ещё — горнолыжный центр практически в центре города.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в 1848-1855 годах отбывал в Вятке ссылку . Что стало прототипом города Глупова — Рязань и Тверь, где он был вице-губернатором, или Вятка, куда он попал не по своей воле, спорят до сих пор. Как бы то ни было, простенький деревянный домик в 1968 году стал музеем. Правда, личных вещей писателя не сохранилось, а интерьеры воссозданы — но вполне передают дух эпохи.
Яко образы добродетелей и молитвы плод богодарованный земля Вятская приносит Ти, Господи Боже, вся святыя в той пожившия и просиявшия, тех молитвами и Богородицы соблюди ненаветно отечество наше.
Днесь земля Вятская ликует, прославляя вся зде Богу угодившия, тии ныне предстоят в Церкви и со всеми святыми за ны молятся Вышнему, даровати нам велия милости.
О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии подвиги своими землю Вятскую освятившии и телеса своя в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне в день общего торжества мы грешнии меньшия братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваши великия подвиги, ублажаем ваше святое житие, прославляем ваша великия чудеса, восхваляем вашу богоподражательную любовь. Вси святии сродницы наши от дней великаго Трифона преподобнаго архимандрита Вятского до последних времен подвизавшияся и просиявшия, помяните немощь нашу и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего да и мы безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры в пристанище вечного спасения достигнем и в блаженных обителях горняго отечества вкупе с вами и со всеми святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Ему же со Превечным Отцем и Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех во веки веков. Аминь.
Собор Вятских святых
Преподобный Трифон Вятский
Преподобный Матфей Яранский
Преподобный Леонид Устьнедумский
Святой блаженный Прокопий Вятский
Преподобный Стефан Филейский
Исповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский
Священномученик Михаил Тихоницкий
Священномученик Николай Подьяков
Священномученик Прокопий Попов
Священномученик Виктор Усов
Архимандрит Александр (Уродов), исповедник
Мученица Нина Кузнецова
Священномученик
Анатолий Ивановский
Преподобный Леонид (Устьнедумский)
память 30 (17 июля)
Священномученик Михаил Тихоницкий
Память 20 (7) сентября
Священномученик Прокопий Попов
Память 13 октября (30 сентября)
Священномученик Анатолий Ивановский
Анатолий Дмитриевич Ивановский родился 16 февраля 1863 года в селе Пектубаево Яранского уезда Вятской губернии в семье священника церкви Рождества Христова того же села Димитрия Ивановича Ивановского. После окончания в июне 1883 года по 2 разряду Вятской Духовной семинарии в сентябре 1884 года он был назначен псаломщиком в Троицкую церковь села Салобеляк Яранского уезда Вятской губернии, а затем, с 14 апреля по 15 июля 1887 года, служил псаломщиком в кладбищенской церкви города Яранска В том же году, решив продолжить образование, Анатолий Ивановский поступил в Казанский университет, где проучился 3 года и был уволен по болезни согласно личному прошению 30 апреля 1890 года. В 1890-1892 годах он проживал поочередно в Казани, а затем в Елабуге и Чистополе, где пел в церковном хоре. Вскоре после этого А.Д.Ивановский перебрался в село Шулка Яранского уезда Вятской губернии, где проживали родители его супруги Юлии Михайловны, отец которой также был священником. 24 февраля 1895 года Анатолий Ивановский вновь поступил на епархиальную службу и был назначен псаломщиком в Предтеченскую церковь села Суводь Орловского уезда Вятской губернии, где прослужил до мая того же года. 11 ноября 1895 года он был поставлен псаломщиком в храм села Знаменское Яранского уезда Вятской губернии и нес это послушание до 17 февраля 1901 года, когда был рукоположен во диакона, а затем и во священника с назначением в Казанско-Богородицкую церковь села Салтак-Ял Уржумского уезда Вятской губернии, где прослужил 17 лет. Помимо священнических обязанностей отец Анатолий вел просветительскую работу нес послушание законоучителя в Шагаранурской школе грамотности с 23 февраля 1901-го по 1903 год, Аргаранурской церковно-приходской школе с 23 февраля 1901-го по август 1914 года, Шагаранурской церковно-приходской школе (с 1 сентября 1914 года), Салтак-Яльской земской школе с 22 октября 1901 года, Мокрушинской земской школе с 1 октября 1914 года. В первых трех из упомяну тых выше учебных заведений отец Анатолий был и заведующим, а кроме того, с 18 ноября 1902-го по 15 ноября 1906 года заведовал также Салтак-Яльской женской школой. Труды священника Анатолия Ивановского получили признание, батюшка имел несколько наград: набедренник (1905 год), скуфью (1913 год), юбилейный нагрудный знак в память 300-летия царствования дома Романовых, медаль в память 25-летия церковно-приходских школ. В сохранившихся клировых ведомостях вышеупомянутых церквей говорится, что отец Анатолий вел себя скромно, поведения был весьма хорошего. Семейство батюшки состояло из 9 человек: супруги Юлии Михайловны, сына Всеволода, дочерей Веры, Нины, Феофании, Ольги, Людмилы, Наталии, Александры. После революции 1917 года и прихода к власти большевиков начались гонения на Церковь. Советская власть использовала для этого и напряженную обстановку, сложившуюся в стране в ходе гражданской войны. В сентябре 1918 года в уездные города Поволжья из Чрезвычайной комиссии восточного фронта поступила телеграмма следующего содержания: "На чехословацком фронте по всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая необузданная агитация духовенства против советской власти. Ввиду этой явной контрреволюционной работы духовенства предписываю всем прифронтовым Чрезвычайкомам обратить особое внимание на духовенство, установив тщательный надзор за ними, и подвергать расстрелу каждого из них, несмотря на его сан, кто дерзнет выступить словом или делом против советской власти. Приказ этот разослать уездным агитационным и волостным советам". В Уржумской комиссии по борьбе с контрреволюцией 13 сентября 1918 года на это указание откликнулись так: "Уржумская комиссия по борьбе с контрреволюци ей предписывает всех попов, выступивших с контрреволюционными проповедями и агитациями, немедленно арестовывать и препровождать в комиссию с протоколами обвинения". 4 октября 1918 года подобное указание еще более ужесточилось: "Комиссия предлагает попов замеченных в противосоветской агитации немедленно арестовывать и доставлять в комиссию, при сопротивлении же расстреливать на месте". Такая директива, к сожалению, нашла отклик на местах. Ревностное служение отца Анатолия, его твердая вера в Бога, то уважение, которым он пользовался среди прихожан, вызывали неудовольствие. Опьяненные революционными "свободами" представители новой власти, ряд крестьян села Салтак-Ял стали добиваться смещения священника. На основании "сигнала" с мест 17 сентября 1918 года священник Анатолий Ивановский был арестован Уржумским уездным чрезвычайным следственным комитетом по борьбе с контрреволюцией "как белогвардеец, который ведет агитацию против Советов даже проповедями". На допросе 16 октября 1918 года отец Анатолий своей вины не признал, сказав: "Я населению своего прихода ничего на почве политической не говорил и агитации никогда не вел". А на вопрос как он смотрит на закон об отделении Церкви от государства прямо ответил, что это значит лишить государственную власть благословения Божьего. Батюшка сказал также, что признает советскую власть в гражданских делах, а в церковных нет. Верность Богу и Его Церкви, своему пастырскому долгу, была для отца Анатолия превыше всего. "Виновным себя ни в чем не признаю, в том и подписуюсь. Анатолий Дмитриев Ивановский", - такой фразой заканчивается протокол первого допроса. Об этом же самом батюшка говорил и на повторном допросе 18 октября, показав: "Против власти я лично не агитировал, а только читал воззвания Патриарха Тихона и Церковного Собора. Я предполагал, что я должен исполнять предписания высшей церковной власти и что советская власть не должна вмешиваться в церковные дела согласно декрета об отделении Церкви от государства. Я исполнял свои обязанности, а если это не исполнять, то должно уйти с должности. Советскую власть признаю как факт и исполняю ее распоряжения. Для меня безразлично, какая власть бы не была, лишь бы была она на христианских основах. Царское правительство для меня лучше в том, что Церковь не была отделена от государства. Вообще не задавался целью судить, какая власть лучше, какая хуже, лишь бы были между людьми братские отношения". Конечно же, никакой контрреволюционной деятельности батюшка не вел, а пострадал за веру, за то, что добросовестно выполнял свои обязанности и не скрывал своих убеждений. Отец Анатолий пользовался на приходе огромным уважением. Причт Салтак-Яльской церкви выступил в защиту своего пастыря. 23 сентября 1918 года диакон Иоанн Иванов и псаломщик Федот Ефремов направили в органы советской власти следующее прошение: "17 сентября 1918 года священник села Салтак-Ял Анатолий Ивановский был взят военной силой и увезен в Уржум на заключение в темницу, по какой причине, мы совершенно объяснить не можем, так как в поведении отца Анатолия Ивановского мы не замечали никаких противозаконных действий: проповедей на политические темы не произносил, а произносил лишь на религиозные темы поучения". Постановлением Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности при СНК на Чехословацком фронте от 18 октября 1918 года священник Анатолий Ивановский был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 30 октября 1918 года, близ города Уржума. А.Д. Ивановский реабилитирован 1 июля 1992 года Прокуратурой Кировской области согласно ст.3 и 5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года. 23 июня 2008 года определением Священного Синода Русской Православной церкви священник Анатолий Ивановский причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. По Благословению Митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа внесен в Собор Вятских святых .Преподобный Матфей Яранский
Родился 23 мая (4 июня) 1855 года в городе Вятке в семье ремесленника. Еще в юности, ища духовного окормления, он познакомился с иеромонахом Стефаном (Куртеевым), который подвизался в 6 верстах от Вятки близ села Филейки. Отец Стефан учил юношу сердечной умной молитве, рассудительности и покорности воле Божией. В это время, на месте подвига старца Стефана было решено построить мужскую обитель во имя благоверного князя Александра Невского. 16 сентября 1890 года состоялось открытие нового монастыря. А за месяц до этого в день Успения Божией Матери скончался духовный отец и любимый наставник отца Матфея иеромонах Стефан. Идя стопами своего учителя, отец Матфей в 1891 году поступил послушником в новый Филейский монастырь. 5 апреля 1897 года он был рукоположен в сан иеромонаха. К батюшке стали часто обращаться за советом и утешением, так как видели в нем духоносного старца, несмотря на его далеко не преклонный возраст. После десятилетнего послушания в Филейском Александро-Невском монастыре отец Матфей был отправлен в новосозданный Пророчинский монастырь близ города Яранска в помощь его строителю иеромонаху Нилу. В новом монастыре отцу Матфею пришлось много трудиться. Помимо совершения ежедневных богослужений он исполнял обязанности келейника настоятеля обители: топил печи и следил за чистотой, он же нес послушание эконома и казначея монастыря. Смирение его было удивительно. Он всегда ходил опустив голову, не обращая внимание ни на что, погруженный в молитву. Никогда не допускал пустых разговоров, всегда носил самую простую монашескую одежду. Любил негромкое молитвенное пение и был воздержен в пище.Переворот 1917 года положил начало великому гонению на Святую Церковь. В 1921 году монастырь закрыли, и отец Матфей переселился в деревню Ершово. Но слава прозорливого старца приводила к нему многих людей, ищущих совета, утешения и духовной помощи. Старец мирно скончался 16 (29) мая 1927 года. Вскоре его могилка стала местом благочестивого паломничества тысяч людей. Уже в то время был написан рукописный акафист преподобному Матфею. 27 ноября 1997 года состоялась канонизация отца Матфея в лике местночтимых святых Вятской епархии. Написана икона, составлено житие и акафист.
Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый,
Вятский чудотворец
Священномученик Николай Подьяков
Память 24 (11) сентября
Мученица Нина Кузнецова
Мученица Нина родилась 28 декабря 1887 года в селе Лальске Вологодской губернии в благочестивой семье урядника Алексея Кузнецова и жены его Анны. Нина с детства любила только молитву, монастыри и духовные книги.
После закрытия в начале революции Коряжемского монастыря братия его перебралась в Лальск. Настоятелем монастыря был игумен Павел (Хотемов). Отец Павел был большим подвижником. Нина взирая на подвиг отца Павла, стремилась ему подражать. Монастырский устав блаженная соблюдала строго. Спала она четыре часа в сутки и в два часа ночи неизменно становилась вместе с монахами на молитву.
После того как в 1928 году и этот монастырь в Лальске был властями закрыт, часть братии и среди них игумены Павел и Нифонт, который был в монастыре казначеем, нашли приют в доме блаженной Нины.
По молитвам и заступничеству блаженной Нины собор в Лальске долго не закрывался, хотя власти не раз принимали шаги к прекращению в нем богослужения. В начале тридцатых годов они все же распорядились закрыть собор, но блаженная тогда стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным.
В начале 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, послушника Андрея Мелентьева, старосту храма, певчих, многих прихожан и последних еще остававшихся на свободе священников. Все они были этапированы в Великий Устюг и заключены в храме Архангела Михаила, превращенном в тюрьму.
31 октября 1937 года сотрудники НКВД арестовали блаженную Нину, но обвинения против нее не нашли. Полмесяца продержали блаженную в Лальской тюрьме, ни о чем не спрашивая, не предъявляя обвинения. Власти принуждали к лжесвидетельству против блаженной многих людей, но согласился на это только один - заместитель председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что блаженная Нина является активной церковницей, которая не только противится закрытию храмов, но неустанно хлопочет об открытии новых.
В середине ноября блаженной Нине было предъявлено обвинение. Виновной себя перед советской властью блаженная не признала и была отправлена в тюрьму города Котласа. 23 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила блаженную Нину к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Блаженная Нина была отправлена в один из лагерей Архангельской области, но недолго пробыла здесь исповедница. Она умерла в концлагере 14 мая 1938 года.
Предмет Искусство (музыка) – 8 класс
Тема: «Святые земли Вятской».
Тип урока : урок изучения и закрепления нового материала, путешествие по родному краю.
Проблема : каких святых вятской земли мы знаем, какими качествами должен обладать святой человек.
Задачи : создать условия для формирования образа Святых земли Вятской, узнать какими качествами должны обладать святые, показать их неоценимую роль в формировании духовного облика вятской земли.
Понятия : икона,святые, преподобный, блаженный, святитель, язычество, христианство, мощи, заповедь, Великорецкий крестный ход, священноисповедник, священномученник, святой.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (беседа, сообщение, самостоятельная работа с текстом, пословицами, словом).
Используемая наглядность : компьютерная презентация
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
Предметные результаты:
Узнают понятия : святые, преподобный, блаженный, святитель, мощи, священноисповедник, священномученник, святой.
Научатся : узнавать образы святых, объяснять, что их объединяет и чем они отличаются друг от друга, эмоционально выражать свое отношение к святым, находить в тексте особенности жизненного пути святых, участвовать в коллективном воплощении образов святых, выражая свое мнение в общении со сверстниками, учителем, рассуждать о значении вятских святых в формировании духовного облика нашей малой родины.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные : выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективу в свою работу, анализировать результаты собственной и коллективной работы, выражать в словесной форме образ святого.
Познавательные : использовать общие приемы решения задач, осуществлять поиск необходимой информации, уметь давать характеристику образа святого, рассуждать о значении святых в формировании духовного облика вятской земли.
Коммуникативные : проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, работать в паре, группе, слушать собеседника, отвечать на вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению.
Личностные результаты:
Представлять образ святого, образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие Вятки, демонстрировать позицию активного слушателя, владеть навыками оценки и самооценки своей деятельности, проявлять познавательный интерес к вятским святым, понимать чувства вятских святых и сопереживать им, понимать связь духовно-нравственного содержания в жизни земли Вятской, проявлять устойчивое положительное отношение к урокам краеведения.
Домашнее задание (предварительное):
1ученик (сообщение): «Великорецкий крестный ход».
2 ученик (сообщение): «С вященноисповедник Виктор – епископ Вятский и Глазовский».
3 ученик (сообщение): «Священномученник Михаил Тихоницкий».
4 ученик: выучить стихотворение «Святой».
Ход урока
I . Организационный момент.
Приветствие. Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к уроку.
II . Целеполагание и мотивация.
Ребята, посмотрите на следующий слайд (слайд 1 ). Что на нём вы видите? (иконы)
А что такое икона? (изображение святого или события из священного писания)
А каких святых вы знаете? (Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Александр Невский, Ксения Петербургская, Прасковья Пятница, великомученик и целитель Пантелеймон и другие святые )
Молодцы. На Руси всегда понимали, ценили и почитали икону. Для православных людей икона в доме - главная святыня. Перед иконами совершаются все важнейшие события в жизни русской семьи. Освящённые, намоленные иконы берегут в доме мир и покой.
Невозможно представить православный храм или дом без икон. Только нужно помнить, что, когда мы молимся перед образом Спасителя, Божией Матери или святого мы молимся не иконе, а первообразу – Богу или святому, который на ней изображен.
Итак, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о святых )
А изучаете, вы какой предмет? (краеведение )
Поэтому как называется тема нашего урока? (Святые Вятки )
Итак, тема нашего урока – Святые земли Вятской – слайд 2 (учащиеся записывают тему в лист знаний, который вклеят в тетрадь дома).
III . Актуализация знаний.
- Как вы думаете, кто такие святые? (это люди, которые вели правильную жизнь, угодили Богу).
Правильно. Живя на земле, они угодили Богу своей праведной жизнью. Они любили Бога, любили людей, исполняли заповеди Божии. Вера преобразила этих людей и навсегда соединила с Богом. Им тоже можно молиться.
Самих же святых называют по-разному: преподобные, святители, блаженные. Называют их так потому, что у каждого из них была своя жизнь, свои подвиги (слайд 3 ).
А что означает слово преподобный? (очень подобный, подобный святым, Богу )
Правильно. Это люди, которые в монастырях и в пустынях проводили свою жизнь в посте и молитве. А блаженные? (безумные, юродивые; те, кто ведут праведный образ жизни, обладают даром прорицания; благо ищет, в мире горним живет, например Василий Блаженный).
- А что означает слово святитель? (просвещенный, несет свет людям, свет веры, правду, святой монах )
Когда же появились святые в нашей стране? Давайте вспомним историю (слайд 4 ). Какая религия была изначально на Руси? (язычество )
Что означает язычество? (люди поклонялись богам стихийных сил природы, воевали и враждовали друг с другом)
А каким образом возникло христианство? (князь Владимир (слайд 5 ) решил объединить всех людей, решил выбрать веру в единого Бога. Сначала князь Владимир был крещен сам, а затем и все жители русских сел и городов).
IV . Изучение нового материала.
Ну а сейчас я предлагаю вам узнать о вятских святых (слайд 6 ), выполнив таблицу. Для этого вы распределитесь по рядам: 1 ряд - Преподобный Трифон вятский; 2 ряд – Блаженный Прокопий; 3 ряд - Святитель Никола Великорецкий , в ходе работы будет заполнена таблица в листе знаний.
Таблица Святые земли вятской
Родина - село Малая Немнюжка
Родина – деревня Корякинская, около города Хлынова
Родина - Ликия (римская провинция) Малая Азия
Имя в миру - Трофим Подвизаев
Имя в миру – Прокопий Плушков
Имя в миру - Николай Марликийский
Событие - в юности, после проповеди священника решил посвятить себя служению Богу
Событие - на поле в него попала молния, и он повредился умом, исцеление Трифоном вятским,
Событие - был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь
основатель Трифонова монастыря
подвиг юродства - предугадывал выздоровление или смерть больных, предупреждал о пожарах
благотворительность, чудеса, умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных, покровитель земледельцев, моряков и путешествующих,
Великорецкий крестный ход
мощи в раке Успенского собора Трифонова монастыря
мощи в Успенском соборе Трифонова монастыря
мощи в базилике святого Николая в Барии (южная Италия)
Ребята зачитывают ответы в таблице – 1 группа (слайд 7-8 )
Молодцы. Бог наставил преподобного Трифона идти в Вятскую землю. Когда он достиг реки Вятки, то вся природа радовалась святому: вода, освященная молитвой, стала сладка, деревья склонялись, приветствуя его. Здесь он усердно молился перед Великорецким чудотворным образом Святителя Николая Мирликийского, помня о его помощи в начале своего пути, когда болел. Тогда ему было 22 года, он только принял постриг. Более 40 дней не мог он подняться, не спал и не ел. Однажды, когда он был в забытьи, ему явился старец в светлой одежде, с крестом в руках. Это был Святитель Николай Мирликийский. «Встань и ходи», - сказал великий Чудотворец, благословив больного крестом. И он встал.
Горожане полюбили незнакомого странника, и когда он обратился к ним с просьбой основать монастырь за рекой Засорою, согласились и послали преподобного за разрешением к Митрополиту Московскому и всея Руси Антонию. Преподобный в Москве был посвящен в сан священника, вернулся в Хлынов, с грамотой на землю для монастыря. Много препятствий было при строительстве обители. Когда собралось до 40 иноков и храм стал тесен, горожане помогли построить новую большую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный все передавал на нужды обители, которая росла и крепла.
Скажите, а чем знаменит Успенский собор Трифонова монастыря? (в соборе хранилась Евангелие, писанное прп. Трифоном, его вериги и посох из черного дерева, мощи преподобного)
Ребята, а что такое мощи? (кости ). Мощи – это нетленные останки святых, которые хранятся в специальных раках – ковчегах, мощные, сильные кости (слайд 9 ).
Мощи от слова мощь, т.е. сила. От святых мощей исходит большая исцеляющая сила. Но вот только исцеляет Господь молитвами святого далеко не каждого. Как вы думаете, почему? (человек грешен, плохо себя ведет, ненависть, воровство, зло )
По православному вероучению, причина болезней – нарушение Божьих заповедей: непочитание родителей, зависть, обиды, обман, клевета, злоба, ненависть, воровство, своеволие… Исцеление получают те люди, которые осознали причину своих болезней и поняли, что жить, творя зло, нельзя.
А теперь, я предлагаю перейти к святому Блаженному Прокопию (слайд 10 ).
Зачитывают ответы в таблице (слайд 11)
30 лет находился блаженный Прокопий Вятский в юродстве. Несомненно, что преподобный Трифон Вятский и блаженный Прокопий были связаны крепкими духовными узами. Блаженный Прокопий Вятский был с честью погребен в Вятском Трифоновом Успенском монастыре. В 17 в. одна девушка из Слободского уезда, Марфа Тимофеева, была сильно больна. После молитвы в Вятском Успенском монастыре ей было видение: два святых предстали перед ней, обещали исцеление; вскоре она выздоровела.
Правильно, он пр ославился многими подвигами и чудесами, много занимался благотворительностью. Почти семнадцать веков прошло после кончины Мирликийского чудотворца, но не ослабела народная любовь к нему, не померкла со временем его слава. Тысячи храмов посвящены святителю, написано множество икон с изображением святого, среди которых прославились чудотворные и особо чтимые образы.
А скажите ребята, как называется знаменитый крестный ход Вятской земли (великорецкий крестный ход, село Великорецкое).
Сообщение ученика 1.
С 3 по 8 июня в Кировской области проходит Великорецкий крестный ход. За 5 дней пути паломники проходят 150 км. Великорецкому крестному ходу более 600 лет. Он посвящен явлению образа Николая Чудотворца на берегу реки Великой.
Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая (слайд 13 ). Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма.
Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов. Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место её явления (слайд 14 ). Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли - Великорецкий крестный ход. Крестный ход изначально совершался по рекам Вятке и Великой в конце мая по старому стилю. В конце 18 века был утвержден (слайд 15 ) сухопутный маршрут. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское и др.
В 2013 году по подсчетам число паломников составило 32000 человек(слайд 16 ).
Молодцы ребята. В 20 веке у церкви, как и у представителей других религий России, была трудная судьба. В 1917 г. в России произошла революция, царь Николай 2 был свергнут. Власть в стране захватила партия большевиков, враждебно настроенная в отношении любой религии. Православные храмы закрывали и разрушали, иконы уничтожали, многие верующие, представители духовенства были сосланы и даже убиты.
А кого из священноисповедников вы знаете?
Сообщение ученика 2 (слайд 17).
Например, священноисповедник Виктор – епископ Вятский и Глазовский известен тем, что остался верен Богу не отказался от него в годы советской власти. Даже, когда находился на Соловках он был благодушен, с любовью относился к другим. Очень вятских людей любил и говорил: «Хоть бы мертвым меня мимо Вятки пронесли». В 1997 г. Его мощи в селе Нерице (Коми) обрели, и затем вспомнили, что он говорил – и привезли в Вятку. Сейчас его мощи находятся в Спасо-Преображенском женском монастыре. Над мощами та самая икона Спасителя, перед которой владыка молился до конца своих дней.
Так, что значит священноисповедник? (те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мученической смерти ).
Правильно, он трудностей не испугался, верным Богу остался. А теперь перейдем к священномученнику.
Сообщение ученика 3 (слайд 18).
Священномученник Михаил Тихоницкий за веру не только пострадал но и жизнь отдал. Почти 40 лет отслужил в Орлове. Один без матушки 6 детей поднял. 2 сына стали архиереями, третий - учителем в Прибалтике. 3 дочерей – талантливыми учителями. А убили его большевики в 1918 году за службу церковную.
- Так кто такие мученики? (христиане, которые за свою веру приняли мечение и смерть).
V . Осознание и осмысление учебной информации.
- Преподобный Леонид Устьнедумский (слайд 21) родом был из пошехонских крестьян с Новгорода в 50 лет монахом стал, Богородица ему во сне 4 раза приходила, велела на реке Лузе храм воздвигнуть. Так он и сделал. 103 года прожил. Все успел .
Как вы считаете, случайно ли Богородица к нему во сне приходила и что он так долго прожил? (не случайно, потому что Богу и людям служил, за чистоту души, за веру).
VI . Закрепление учебной информации.
А теперь я предлагаю вам выполнить работу с пословицами – слайд 22 .
Перед вами начала пословиц, подберите к ним окончания и объясните их смысл:
Жизнь дана… (на добрые дела)
Добро творить -… (себя веселить)
Доброе дело … (без награды не останется)
Добра желаешь, … (добро и делай)
Ребята, попробуйте подобрать однокоренные слова со словом святой? (Святой - , светлый, , делающий добро, свято, свят, свет, божественный свет)
А как вы считаете, какими качествами должен обладать святой? (доброта, честность, порядочность, чистота, любовь ко всему живому, вера в Бога) – слайд 23 .
VII . Подведение итогов.
Долгое время про святых в нашей стране не говорили, а за последнее двадцатилетие очень часто вспоминают, с чем это связано? (возрождением веры, святые испытывали те же чувства, что и мы, радость и разочарование, надежду и отчаяние, вдохновение и угасание. Их путь сопровождается с тяжелым внутренним подвигом: они очищали себя от плохих мыслей, помогали людям .)
= Как вы думаете, сколько на свете святых? (много)
В акафисте всем Святым (в песне святым мира) сказано: количество звёзд как и количество всех святых знает только Бог. Но Церковь знает и помнит имена многих святых. И если на том месте, где жил святой, зажечь свечу, то вся Россия покроется свечами.
На нашем уроке, ребята, мы сегодня старались разобрать кто такие святые? Какой можно сделать вывод по сегодняшней теме (Святые - это реально существовавшие люди, такие же люди, как и мы, только они победили свои грехи. Они знают, что такое добро, милосердие, сострадание, смирение, чистота и человеколюбие. Святые - образ для подражания, люди должны стремиться к этому образу.)
У каждого народа есть свои святые, которых любят, чтят и помнят. Их имена останутся на веках, Образ их с течением времени становится ярче и светлее. Мы должны с вами помнить о наших вятских святых. И в заключении урока давайте послушаем стихотворение «Святой» (сообщение 4 ученика):
От рожденья и до смертного порога
Мы бредём, блуждая в темноте,
Ощупью находим мы дорогу
К счастью, и к любви, и к красоте.
А святому Божий свет сияет,
Словно пламя яркое свечи;
Темноту ночную озаряют
Золотые, тёплые лучи.
Потому святому и подвластны
Наши судьбы, мысли и сердца
Он духовным зреньем видит ясно
Промысел Небесного Отца.
VIII . Домашнее задание (по выбору) - слайд 24:
В заключении вам предлагается домашнее задание.
II .
IX . Рефлексия
У вас в листе знаний в уголочке вы видите храм, если вам урок понравился раскрасьте его купол звездами. Спасибо, за внимание – слайд 25.
Тема урока:___________________________________________________
1. Таблица. Святые земли Вятской
Преподобный Трифон (1546-1612)
Блаженный Прокопий (1578- 1627)
Святитель Никола Великорецкий (240-345)
Родина -
Родина –
Родина –
Имя -
Имя –
Имя -
Событие -
Событие -
Событие -
Цель всей жизни -
Цель всей жизни -
Цель всей жизни –
мощи
мощи
мощи
2. Перед вами начала пословиц, подберите к ним окончания и объясните их смысл
(можно их соединить стрелочками):
Жизнь дана… себя веселить
Добро творить -… на добрые дела
Доброе дело … добро и делай
Добра желаешь, … без нарады не останется
3. П одберите однокоренные слова со словами:
Святой ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Какими качествами должен обладать святой? ___________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Домашнее задание (по выбору):
I . Есть ли в вашей семье чтимая икона, расскажите о ней.
II . В вашем семейном кругу вы сможете назвать кого-нибудь назвать святым, расскажите (напишите) о нем.
III . Какой храм расположен близко к месту вашего проживания, расскажите о нем.