Сегодня мы вам расскажем, кто такой Гавриил Николаевич Троепольский. Биография и основные произведения данного автора рассмотрены далее. Речь идет о лауреате Государственной премии Советского Союза.
Родился Гавриил 16 ноября 1905 г. в Ново-Спасском селе на Елани. Шестеро детей было в семье родителей будущего поэта. Далее расскажем, как получал образование Гавриил Николаевич Троепольский. Биография его свидетельствует, что будущий писатель появился на свет в семье священнослужителя. Звали его Николай Семёнович Троепольский. В 1924 г. будущий автор окончил сельскохозяйственное училище. Находилось оно в Борисоглебском уезде, селе Алешки. Далее рассмотрим, как делал свои первые профессиональные шаги Гавриил Николаевич Троепольский. Биография его упоминает, что сперва молодой человек был сельским учителем. С 1931 г. он работает в опорном пункте областной Воронежской опытной станции. С 1937 по 1953 год занимает должность заведующего Острогожского государственного сортоиспытательного участка зерновых культур. Занимался селекцией проса. Вывел 8 сортов этой культуры.
Троепольский Гавриил Николаевич в период оккупации области с 1942 по 1943 год выполнял задания от фронтовой советской разведки. Первый рассказ, написанный под творческим псевдонимом Лирваг, появился в средине 1937 года. После 1953 г. в журнале «Новый мир» были напечатаны рассказы автора. С того момента он посвятил себя литературной деятельности и переехал в Воронеж. С 1976 по 1987 год входил в редакционную коллегию журнала под названием «Наш современник». Являлся Членом правления Союза Писателей Советского Союза (с 1975 г. - СП РСФСР). Скончался в 1995 году, 30 июня. Похоронен писатель в Воронеже.
Теперь поговорим о том, как оценивала публика произведения, которые написал Гавриил Троепольский. Книги его были столь востребованы, что ко второй половине пятидесятых годов он получает признание в качестве одного из достойнейших авторов очерково-публицистической прозы, посвященной сельскохозяйственным темам. В своем труде писатель следовал по стопам Овечкина. Он обладал знаниями о том, что происходит в деревне, которые получил из собственного практического опыта. Кроме того, он стремился к абсолютной искренности, изображая отрицательные явления действительности. Среди его произведений - публицистика, пьесы, повести и рассказы.
В 1953 году в журнале «Новый мир» выходит произведение «Из записок агронома». Оно состоит из сатирических рассказов. На их основе С. Ростоцкий снял фильм под названием «Земля и люди». В 1955 году автор пишет сценарий для кино. Сатирическая повесть «Кандидат наук» появляется в 1958 году. Роман «Чернозём» был создан в период с 1958 по 1961 годы. В 1972 г. выходит в свет его переработанная редакция. Повесть «В камышах» появляется в 1963 г. Публицистический очерк «О реках, почвах и прочем» публикуется в то же время. Он содержит резкую критику и повествует о бесхозяйственном использовании водных ресурсов в Средней России. В 1966 году выходят статьи автора на страницах газеты «Правда», направленные на защиту природы. Пьеса «Постояльцы» появляется в 1971 г. Вслед за ней издается повесть «Белый Бим Чёрное ухо». Данное произведение вышло более чем на двадцати языках мира. «Здравый смысл» появляется в 1975 году. Книги писателя были изданы на 52 языках. В 1994 г. его произведения вышли в США, войдя в серию «Классики». За повесть под названием «Белый Бим Чёрное ухо» автор в 1975 году получил Государственную премию СССР. Также он является обладателем ордена Трудового Красного Знамени. Теперь вы знаете, кто такой Гавриил Николаевич Троепольский. Биография и основные труды писателя приведены выше.
, Российская империя
Гавриил Николаевич Троепо́льский (1905-1995) - русский советский писатель , драматург и сценарист. Лауреат Государственной премии СССР ().
Во второй половине 50-х гг. Троепольский получил признание как один из лучших представителей очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. В этом он следовал за Овечкиным , с которым у него были общими как знания о делах в деревне из собственного практического опыта, так и стремление к искренности при изображении отрицательных явлений действительности.
Среди произведений - рассказы, повести, пьесы , публицистика :
Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения изданы в США в серии «Классики».
– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.
– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.
Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча.
– Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.
– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.
Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.
Гавриил Троепольский, биография которого есть в этой статье, известный отечественный прозаик, драматург и сценарист. Пожалуй, самое популярное его произведение - повесть под названием "Белый Бим Черное Ухо". Она оказалась настолько популярной, что была экранизирована и переведена более чем на 20 мировых языков.
Биография Троепольского помогает лучше узнать этого автора, познакомиться с основными этапами его жизни и творческой карьеры. Автор родился в 1905 году в Тамбовской губернии. Он появился на свет в небольшом селе Ново-Спасское. Сейчас это территория Воронежской области. Его отец был священником.
Всего в семье было шестеро детей. Так сложилось, что герой нашей статьи учился в четырех учебных заведениях. Решающей для него стала встреча с преподавателем школы второй ступени в селе Новогольское Григорием Романовичем Ширмой.
В биографии Троепольского это было решающее знакомство. Сам он позже признавал, что вряд ли стал бы писателем, если бы не познакомился с этим учителем. Он работал над тем, чтобы его ученики обдумывали прочитанное.
Получив среднее образование, Троепольский начал работать учителем в селах Махровка и Питим. Тогда же он впервые начал пробовать писать. Это были охотничьи заметки и зарисовки крестьянского быта.
Большую роль в творческой биографии Троепольского сыграло знакомство с писателем Никандровым, который печатался еще до революции. Это был первый в его жизни профессиональный литератор, который дал много полезных советов.
В начале 30-х годов Троепольский стал агрономом, заведовал сортоиспытательным участком, курировал селекцию проса. Печатался в сельскохозяйственных журналах.
В Острогожске он прожил около 20 лет. Все это время принимал участие в работе литературной группы при газете "Новая жизнь".
В начале 50-х годов в журнале "Новый мир" вышла целая подборка его ироничных рассказов под общим названием "Из записок агронома". Эта публикация негативно отразилась на биографии Гавриила Троепольского. Областной комитет партии признал произведение злопыхательским и очернительским. Поддержал начинающего писателя Александр Твардовский. С тех пор практически все его рассказы, очерки и статьи стали публиковать на страницах этого толстого литературного журнала.
Троепольский часто приезжал к Твардовскому, обсуждал с ним новые замыслы, питался дополнительной творческой энергией.
Сборник "Из записок агронома" принес ему популярность. На его основе Троепольский даже написал сценарий, а кинорежиссер Станислав Ростоцкий снял фильм "Земля и люди".
В 1959 году в биографии Троепольского Гавриила Николаевича произошло знаковое событие - он переехал в Воронеж.
Во второй половине 20-го века герой нашей статьи стал одним из самых успешных и популярных авторов очерков и публицистики на тему сельского хозяйства. В 1965 году в "Новом мире" вышла серия очерков Троепольского под названием "О реках, почвах и прочем". Писатель на собственном "москвиче" исколесил все регионы Центрального Черноземья, собрав масштабный материал в защиту окружающей среды.
Также его заметные произведения того периода - ироничная повесть "Кандидат наук", повесть "В камышах", роман "Чернозем", рассказывающий о трагических последствиях коллективизации.
На протяжении полутора десятков лет Троепольский был членом в редколлегии авторитетного издания под названием "Наш современник", являлся членом руководства Союза писателей СССР.
Свое главное и самое популярное произведение герой нашей статьи создал в 1971 году. Это повесть под названием "Белый Бим Черное ухо". В биографии Троепольского она сыграла важную роль. Ее первым читателем стал сам Твардовский. Он собирался ее опубликовать в "Новом мире", но в 1970 году его сняли с поста главного редактора.
Тогда Троепольский отнес ее в журнал "Наш современник". Произведение сразу полюбилось миллионам. Стоит отметить, что оно было написано в иной манере, чем все предыдущие книги автора. Троепольский работал над ним 6 лет.
Поначалу в центре повествования должен был быть некий "идеальный человек". Он шел по жизни, встречался со всевозможными персонажами и типами. Но постоянно получалась какая-то надуманная фигура, некий ангел во плоти. Тогда и появилась идея построить сюжет вокруг собаки.
В повести рассказывается о шотландском сеттере Биме, который живет вместе со своим хозяином, пенсионером Иваном Ивановичем. Он фронтовик и бывший журналист, который сейчас увлекается охотой.
Однажды дает о себе знать осколок, оставшийся рядом с сердцем еще со времен войны. Ивана Ивановича отправляют на операцию в Москву, а забота о псе ложится на плечи соседки. Она за ним следит плохо, как-то он выбегает из квартиры и отправляется на поиски хозяина. На своем пути Бим встречает множество разных людей, к нему относятся с жалостью, состраданием, многие пытаются помочь, но приходится столкнуться и с жестокостью.
Бим почти дожидается возвращения хозяина, но в последний момент становится жертвой наговора со стороны соседки, его забирают в приют. Иван Иванович находит уже мертвое тело своего пса.
В краткой биографии Гавриила Троепольского, которая приведена в этой статье, отмечается, что книга была переведена на несколько десятков языков.
В 1975 году автор стал лауреатом государственной премии СССР, а также итальянской премии Монца, повесть была удостоена диплома и золотой медали фонда Леонардо да Винчи. Также получил орден Трудового Красного Знамени, почетное звание Заслуженного работника культуры РСФСР.
В 1977 году режиссер Ростоцкий снял одноименный фильм, который был даже номинирован на "Оскар". Но победителем в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" стала французская драма Моше Мизрахи "Вся жизнь впереди".
Был поставлен радиоспектакль. А в Воронежском кукольном театре уже много лет с успехом идет одноименный спектакль.
В конце 80-х годов Троепольский начал работу над собранием сочинений, которое уместилось в четырех томах. Правда, последний том так и не вышел. В него планировалось включить очерки, критические работы, фельетоны и публицистические статьи писателя.
При этом последнее заметное произведение автора - повесть "Здравый смысл", вышедшая в 1975 году.
В краткой биографии Троепольского, которую вы сейчас читаете, нужно отметить, что писатель умер в Воронеже в 1995 году. Ему было 89 лет. Похоронили его на аллее Славы на Коминтерновском кладбище. В честь него названы улицы в самом Воронеже и Острогожске, где он прожил около 20 лет.
Перед кукольным театром в Воронеже сегодня есть памятник его самому известному литературному персонажу - псу Белый Бим Черное ухо. В 2005 году в Воронеже широко отмечали столетний юбилей со дня рождения писателя, появилось большое количество исследований, посвященных творчеству прозаика.
Фигура Троепольского оказалась притягательной и для живописцев. Например, популярный создатель гравюр Масабих Ахунов сделал его портрет.
Есть портрет писателя, выполненный художником Иваном Лопатиным. Он его специально создал для галереи почетных и знаменитых граждан Воронежа. Виктор Митин написал портрет Троепольского маслом.
«Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни. Когда благородство души - само собой разумеющееся состояние».
29 ноября 1905 года родился автор книги «Белый Бим Черное ухо», писатель Гавриил Николаевич Троепольский.
Если писать только о добре, то для зла — это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.
Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы.
Доброта, безграничное доверие и ласка — чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное — и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество — подхалимаж.
Дружба и доверие не покупаются и не продаются.
так уж у собак заведено - никогда не забывать обратный путь. У людей этот инстинкт с веками пропал или почти пропал. А зря. Очень полезно не забывать обратный путь.
И ложь бывает святой, как правда… Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается.
В чужом подъезде глубокой ночью спала чужая собака. Бывает. Не обижайте такую собаку.
Гавриил Николаевич Троепольский, русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Автор трогательной повести про собачью верность своему хозяину.
«Белый Бим Чёрное ухо» — повесть, написанная в 1971 году была посвящена А. Т. Твардовскому, она приобрела успех сразу после выхода в свет. Книга выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 20 языков мира.
Бим, наделённый с рождения белым окрасом, не соответствующим стандарту породы, живёт в квартире вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Иванычем. Иван Иванович, бывший журналист, а ныне философствующий охотник, любит свою собаку, и систематически вывозит её на охоту в лес.
Неожиданно у хозяина случается сердечный приступ, его отвозят на операцию в Москву, а собака поручается соседке, но по недосмотру выскакивает из квартиры в поисках хозяина, и оказывается на улице. Путешествуя без надзора, Бим встречает множество людей — добрых и злых, старых и молодых, — все они описываются глазами собаки, сквозь призму её восприятия. Бим подвергается разному отношению, от жалости и попыток помочь до жестокости. В силу ряда разных причин, никому не удаётся приютить его у себя на постоянной основе. Пройдя многие испытания и почти уже дождавшись возвращения своего хозяина, Бим погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки, желающей избавиться от присутствия во дворе собаки. Хозяин успевает приехать за собакой в приют, куда она была забрана после отлова, но застаёт на месте уже только тело Бима.
В 1977 году Станислав Ростоцкий снял двухсерийный кинофильм, который также стал победителем многих кинофестивалей и получил номинацию на Оскар в категории «Лучший иностранный фильм». В 1998 году в Воронеже перед входом в местный Театр Кукол главному герою книги Биму был установлен памятник.
Вот уже 35 лет повесть «Белый Бим Чёрное ухо» не оставляет равнодушным ни одного читателя. Её читают и перечитываю, сопереживают Биму и ненавидят его врагов. А прочитав последние строки … плачут…
Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995), русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975).
Г. Н. Троепольский родился 16 (29) ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на Елани (ныне Новоспасовка (Грибановского района Воронежской области) в семье священника.
Окончил в 1924 году сельскохозяйственное училище, работал сельским учителем, с 1931 года- агрономом.
Первые произведения появились в 1937 году. В 1976 году работал в редколлегии журнала «Наш современник».
Среди произведений — рассказы, повести, пьесы, публицистика.
— Творчество
* «Из записок агронома» (1953 — журнал «Новый мир»; в 1954 году вошли в сборник «Прохор семнадцатый и другие»;
* сценарий фильма «Земля и люди» (1955)
* «Кандидат наук» (1958; повесть)
* «Чернозем» (1958-1961; роман)
* «В камышах» (1963; повесть)
* «О реках, почвах и прочем» (1963; публицистический очерк)
* статьи в газете «Правда» в защиту природы (1966)
* «Постояльцы» (1971; пьеса)
* «Белый Бим Чёрное ухо» (1971)
— Награды и премии
* Государственная премия СССР (1975) — за повесть «Белый Бим, чёрное ухо» (1971)
* орден Трудового Красного Знамени
Литература