Советы по строительству и ремонту

Заключительным этапом конституционного строительства стала Конституция 1918 г. Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля этого же года. В её состав вошли представители от партийных фракций и от ряда народных комиссариатов. Председателем комиссии стал Я. Ч. Свердлов. Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В ее ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций. Обсуждались следующие вопросы: О федеративном устройстве государства . Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства. Предлагалось предоставлять каждому субъекту федерации самые широкие права по самоопределению своей территории. О системе Советов . Левые эсеры предлагали, ликвидировав нижние звенья этой системы (в мелких деревнях и селах), заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы, лишив их политических функций. О Совете Народных Комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и слиянии его с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложение об изъятии у СНК законодательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК. О социально-экономических преобразованиях . Радикалы настаивали на тотальной специализации собственности, на максимальном внедрении трудовой повинности и т.п. Все предложения оппозиции были отвергнуты созданной в июле 1918 г. специальной комиссией во главе с В.И. Лениным. В проект в качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 10 июля 1918 г. на Пятом съезде Советов была принята первая Советская Конституция и избран новый состав ВЦИК в основном большевистский. Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 2. Общее положения Конституции РСФСР. 3. Конституция Coветской власти. 4. Активное и пассивное избирательное право. 5. Бюджетное право. 6. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась социальная основа новой государственности - диктатура пролетариата и её политическая основа - система Советов рабочих, крестьян солдатских депутатов. Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Органами власти на местах являлись областные, губернские, у и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали: изменения в Конституцию; принятие в состав РСФСР; объявление войны и заключение мира; общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой; устанавливали общегосударственные налоги и повинности и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры. Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Избирательная система, закреплённая Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признаку полу, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Комплекс провозглашённых конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным. Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было её воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования её структур, поло-основания новую идеологию. Конституция РСФСР 1918 г. - первая Российская конституция. Принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. и была опубликована в Собрании Узаконений РСФСР. Состояла из 6-ти разделов, 17 глав, 90 статей. Законодательно закрепила республику Советов, систему диктатуры пролетариата и ее основную цель- построение социализма; декларировались демократические права трудящихся и основные обязанности граждан; определялись федеральная форма государственного устройства.

Принцип всеобщего для трудящихся избирательного права был закреплен Основным законом . Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы. Конституция конкретизирует понятие «трудящийся», давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. К ним относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Это нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того лишается избирательных прав категория граждан не по их нынешней социальной принадлежности, а в связи с дореволюционной неблаговидной деятельностью - служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы - умалишенные и преступники. Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе - по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое преимущество было даже больше. Принцип многостепенности выборов был зафиксирован в Конституции. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов - городов и селений. Уже в волостных органах непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета I депутат на каждые 10 членов Совета (ст. 35). Здесь, таким образом, выборы двухстепенные.Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, т. е. здесь выборы тоже двухстепенные, но норма представительства исчисляется уже не по числу членов Совета, а по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов. Двухстепенными были выборы и на губернские съезды Советов, но здесь допустима третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде. Не менее трех ступеней нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они составляются, как правило, из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на нем.Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или наоборот, от областей (ст. 25), т. е. здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехстепенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные. Система многостепенных выборов имела своим историческим предшественником и образцом систему выборов в партийные органы. В условиях революции она была наиболее простой и доступной для трудящихся даже с технологической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну специфическую задачу - они служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства.

Порядок выбора и голосования. Конституция не фиксирует строго порядок выборов и голосования, оставляя его на усмотрение местных Советов и ВЦИК (ст. 70). Однако некоторые общие положения отражены в тексте Основного закона. Закон исходит из производственно-территориального принципа, сложившегося на практике.Такая система, очень простая по организации и очень дешевая, позволяла вместе с тем избирать депутата, хорошо известного избирателям, часто выдвигаемого из своей среды. Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами (ст. 66). Единого для всей страны, даже губернии, а порой - и уезда, дня выборов не устанавливалось, по сути дела, никакой избирательной кампании не проводилось.Голосование могло быть как тайным, так и открытым. На практике и после принятия Конституции применялись оба порядка голосования.Право отзыва. Конституция закрепила и право отзыва депутатов Советов. Ленин называл право отзыва демократическим правом, позволяющим народу наиболее полно осуществить свою волю. Оно также родилось еще до Октября. Уже в «Проекте Наказа при выборах делегатов в Совет рабочих и солдатских депутатов», опубликованном в газете «Правда» 7 мая 1917 г., говорилось о праве отзыва. Оно фактически и использовалось для изгнания из Советов соглашателей и замены их большевиками. Именно так поступили рабочие Сестрорецкого оружейного завода, завода Барановского, фабрики «Скороход».

Конституция 1918 года наделяла избирательными правами и мужчин, и женщин, достигших 18 лет ; даже иностранных граждан.Избирательными правами надеялись те, кто добывалсредства к жизни производительным иобщественно полезным трудом, а также солдаты советской армии ифлота.

Избирательных прав лишались:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход (проценты скапитала);

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозныхкультов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпусажандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего вРоссии дома;

е) душевнобольные и умалишенные, лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления.

Избирательное право не было равным . От городов депутатов представлялось больше, чем от деревень. Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей. Съезды Советов составляются следующим образом: областные - из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов - по 1 депутату на 5000 избирателей.

Выборы производятсяв дни, устанавливаемые местными Советами согласно инструкции ВЦИК.

Для проверки выборов могла быть назначена мандатная комиссия.

Последней инстанцией по кассации советских выборов является ВЦИК Советов.

Принцип императивного мандата: избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

Государственный механизм Советской России в годы гражданской войны (1918 – 1920 гг.).

Коренной ломки государственного аппарата не было. Сохранялась многопартийность, однако партия большевиков усиливалась. Регулярно созывались Съезды Советов , но реже – 1 раз в год.

ВЦИК . Ранее был постоянно действующим, теперь стал работать сессионно (1 раз в 2 месяца).Президиум ВЦИК. В Конституции 1918 не регламентируется. Готовил материалы к заседаниям ВЦИК, вносил проекты декретов, наблюдал за исполнением постановлений ВЦИК. Мог утверждать и приостанавливать постановления СНК между сессиями ВЦИК, отменять их. Президиум ВЦИК превращался в самостоятельный орган.

Возник Совет Рабочей и Крестьянской обороны (ноябрь 1918). Занимался хозяйством, продовольствием, промышленностью, мобилизацией, обладал всей полнотой власти в области обороны. Возглавил СРКО Ленин. В декабре 1920 преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО).

В октябре 1919 созданы революционные комитеты для организации обороны и поддержания революционного порядка. Ревкомы создавались в прифронтовой зоне и в районах, освобожденных от врага, полностью выполняли функции органов власти и управления. Ревкомы редко избирались, обычно назначались, в них входило 3-5 чел.

Вооруженные силы . 15 января 1918 года был издан Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии . Основы организации: классовый принцип (из трудящихся), комплектование на принципе добровольности . 29 января создали Красный флот. Армия подчинялась СНК, также вводился институт военных комиссаров. Добровольческий принцип формирования РККА и КФ не отвечал требованиям военного времени. Поэтому на местах были созданы военные комиссариаты, для введения всеобщей воинской повинности. Она устанавливалась для всего населения (призывной возраст 18-40 лет), но принцип классового отбора сохранялся. Командных кадров был большой дефицит, поэтому приступили к созданию широкой сети военно-учебных учреждений. В этих условиях решили привлечь командный состав старой армии.

Для руководства всеми вооруженными силами ВЦИК в сентябре 1918 создал Революционный военный совет республики (Реввоенсовет – Троцкий). Вводилась должность главнокомандующего, который назначался СНК. В 1918 был введен институт военных комиссаров . Они занимались политической работой в войсках, следили за дисциплиной в армии и на флоте.

Создавались трудовые армии . Части, входившие в ТА оставались боевыми единицами, но занимались решением разных хозяйственных задач (продовольствие, строительство, с/х).

Рабоче-крестьянская милиция . От системы рабочих отрядов переходят к созданию профессиональной милиции. Комплектование, как и в армии, осуществлялось на основе классового подхода. Милиция охраняла порядок, вела дознание по уголовным делам, приводила в исполнение приговоры. Уголовный розыск был передан милиции. Милиция занималась обеспечением продразверстки, трудовой повинности и борьбой с бандитизмом.

ВЧК (всероссийская чрезвычайная комиссия – декабрь 1917) вела следствие, выносила приговоры и приводила их в исполнение. ВЧК могла применять и непосредственную расправу на месте преступления.

Судебная система . От коллегиального метода предварительно расследования переходят к единоличному – следственные комиссии заменяются институтом следователей (1920). Следователей избирали Советы.

Происходит упрощение судебной системы. 1918 год – вводится народный суд, ему подсудны почти все уголовные и гражданские дела. Народных судей избирали Советы, ими могли стать только трудящиеся. В период ГВ утверждаются основные принципы советской судебной системы: выборность судей, участие народных заседателей, упрощение судебного процесса.

Наряду с народными судами действовали революционные трибуналы , прежде всего контрреволюционные преступления. Ревтрибуналы тоже избирались Советами. Второй инстанцией для ревтрибуналов был Кассационный трибунал при ВЦИК. При ВЦИК был Верховный трибунал, рассматривал дела особой важности по поручению Президиума ВЦИК.

ВСНХ . Его функции сведены к управлению промышленностью. Централизация: новые национализированные предприятия передаются в ведение главков ВСНХ. Политика главкизма: подчинение предприятий главкам + абсолютное лишение предприятий хозяйственной самостоятельности

Продовольственным снабжением занимался Наркомпрод . Он посылал отряды для изъятия продуктов и для уборки урожая. Наркомпрод заботился о снабжении армии и занимался снабжением городского населения.

В апреле 1919(рабоче-крестьянская инспекция). С 1920 действует как особый наркомат. На РКИ возлагались обязанности по надзору за соблюдением революционной законности в управлении, по борьбе с бюрократизмом, злоупотреблениями. В июне 1918 появляются комитеты деревенской бедноты . Формировались Советами. На них возлагалось распределение хлеба, предметов первой необходимости, содействие в изъятии хлеба у кулаков.

Ликбез для русского школьника.

Вопрос № 4.Принятие первой Конституции СССР. Особенности избирательной системы Советского государства в 20-е годы. (слайд № 14)

1).Учитель: с какими событиями истории советского государства и права у вас ассоциируется период с 1918 по 1936 год?
(учащиеся используют для ответа материал учебника, подготовленный дома):

Разгон Учредительного собрания России, сформированного в январе 1918 года по итогам свободных выборов;

Гражданская война;

Принятие первой Советской конституции в 1918 году;

К 1922 году в России были ликвидированы остатки многопартийности, установилась партийная диктатура;

Образование СССР в 1922 году; от Российской Империи русским досталась только европейская и сибирская часть - РСФСР,

В начале 20-х годов были приняты первые советские Кодексы - Уголовный, Гражданский и др.; на деле они действовали лишь для народа, для партийных вождей закон был не писан (как и сегодня);

Репрессии 1930х годов; численность русского народа уменьшилась более чем в 3 раза;

В 1924 году принята первая Конституция СССР; много слов - и ничего в реальности;

В экономической сфере: «военный коммунизм», НЭП, коллективизация и индустриализация; русское крестьянство загнано в колхозы или расстреляно;

Установление тоталитарного политического режима.

2) Сообщение учащихся:

в июле 1918 года собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти. Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имеет целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма.

В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название - Российская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР).

*) Иными словами, вместо Российской Империи (русского государства) русским теперь досталось все то, что не растащили по своим норам национальные окраины. С этого момента русский народ невольно стал донором не только для антинародного чиновничества СССР, но и для всех национальных окраин. Русские нищали, остальные - богатели.

3) Работа учащихся со статьями Конституции РСФСР 1918 года.

КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

23. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось 18-ть лет:

А) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;
б) солдаты советской армии и флота;
в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.

Примечание 1. Местные Советы могут с утверждения центральной власти понижать установленную в настоящей статье возрастную норму.

65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором..

4)Учащиеся делают записи в тетради: По Конституции 1918 года не имели избирательного права:

Лица, использующие наемный труд с целью извлечения прибыли;

Граждане, живущие на нетрудовые доходы, т.е. на доходы, которые были получены от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами, и т.п.;

Частные торговцы и посредники;

Представители духовенства;

Бывшие служащие царской полиции. (слайд № 15)

__________ ____________

Вопрос № 5.Конституция СССР 1924 года.«Лишенцы» в Советском государстве. (слайд № 16)

1) Учитель: Конституция 1924 года закрепила основы избирательного права, заложенные в 1918 году.

Какой документ и почему лишал избирательных прав определенную часть населения?
_____________ ______________

Работа учащихся с документом.

ИЗ ДЕКРЕТА ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА (ВЦИК) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ВЫБОРАХ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ И О СОЗЫВЕ СЪЕЗДОВ СОВЕТОВ"

Глава II «О лишении избирательных прав»

а) земледельцы, применяющие наемный труд, сезонный или постоянный, в таком объеме, который расширяет их хозяйство за пределы трудового. Примечание. Основным признаком трудового хозяйства в данном случае является подсобный характер наемного труда и обязательное участие в повседневной работе в хозяйстве наличных трудоспособных его членов. б) земледельцы, имеющие наряду с земледельческими хозяйствами собственные или арендованные промысловые и промышленные заведения и предприятия (мельницу, крупорушку, маслобойку и т.п.), ведущиеся с применением постоянного или сезонного наемного труда; в) земледельцы, занимающиеся наряду с земледельческим хозяйством скупкой и перепродажей скота, сельскохозяйственных и иных продуктов в виде промысла (барышники-прасолы); г) лица, закабаляющие окружающее население путем cистематического предоставления в пользование имеющихся у них сельскохозяйственных машин, рабочего скота и проч. или постоянно занимающиеся снабжением населения кредитом (товарным или денежным) на кабальных условиях.

(Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. 26 ноября 1926 г. N 75. Отдел I. С.889.)

3) Организация коллективного обсуждения вопроса, выступление учащихся с сообщениями:

Изменение инструктивных актов о лишении избирательных прав в сторону уточнения или введения новых социальных категорий, подпадающих под данную меру наказания, было теснейшим образом связано с политической ситуацией в стране, с поиском и нейтрализацией очередных врагов Советской власти.

В 1927 году в РСФСР было более 2 млн. лишенных избирательных прав.

Лишение избирательных прав кормильца автоматически причисляло к лишенцам всех материально зависимых от него членов семьи. Избирательные кампании в местные органы власти, идеологическая пропаганда расширения творческой активности масс через органы самоуправления вселяли надежду крестьянам на возможность улучшения своего бедственного положения.
Лишение избирательных прав позволяло нейтрализовать возмущение в крестьянской среде на законодательной основе, разобщить сельское население. В результате лишения избирательных прав крестьянин и его семья фактически исключались из общества и не имели тех минимальных прав и благ, которое оно ему предоставляло.

Лишенец не мог избирать и быть избранным в руководящие государственные и партийные органы, общественные организации. Лица, лишенные избирательных прав, не имели возможности занять любую должность, а также учиться в средних специальных или высших учебных заведениях. В различного рода справках, хранящихся в личных делах лишенных избирательных прав, постоянно присутствует запись "уволен как лишенец". Труд лишенцев оценивался по самым низким расценкам. Они не получали никаких пособий, обеспечивающих "прожиточный минимум", прежде всего пенсию и пособие по безработице, компенсаций за жилье и питание, вознаграждения за сверхурочную работу. Лишенцы не были включены и в систему снабжения продуктовыми и потребительскими товарами.

4)Учащиеся делают записи в тетради:

Лишение избирательных прав в 20-е годы исключало из всех сфер жизни те слои крестьянства, которые были недовольны политикой Советской власти.

Лишение избирательных прав позволяло нейтрализовать возмущение в крестьянской среде на законодательной основе, разобщить сельское население. (слайд № 17)

_______________ _____________

Вопрос № 6. «Сталинская» Конституция 1936 года. Изменения в избирательной системе Советского государства в 30-е годы.(слайд№ 18)

1) Учитель: Конституция 1936 года законодательно закрепила победу социалистических общественных отношений. Всем известна песня Исаака Дунаевского на стихи Василия Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная».

Но нечасто можно услышать куплеты этой песни, посвященные Конституции 1936 года:

За столом у нас никто не лишний,

По заслугам каждый награжден.

Золотыми буквами мы пишем

Всенародный сталинский закон.

Этих слов величие и славу

Никакие годы не сотрут:

Человек всегда имеет право

На ученье, отдых и на труд.

В 1936 году избирательные права были предоставлены всем лишенцам.(слайд № 19)

*) Странно после этого обвинять Царя Николая II в том, что он всего лишь распустил думу. Сталин расстрелял тысячи невинных людей, многие умерли от голода как лишенцы, а потом товарищ Сталин "предоставил всем избирательное право" - и стал добрым "Отцом народов". Это, смотря, для каких народов. Для грузин, скорее всего. Но уж для русского народа этот Джугашвили был и остается садистом, палачом и восточным тираном. Может он был "лучшим" из перечисленной категории, но уж точно никто из русских не мечтал о таком до 1917 года.
_____________ _______________

2) Работа с документом.

Конституция СССР 1936 г.

ГЛАВА 11. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

СТАТЬЯ 134. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, окружные, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула) Советы депутатов трудящихся, производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

СТАТЬЯ 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.

СТАТЬЯ 136. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

СТАТЬЯ 137. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

СТАТЬЯ 138. Граждане, состоящие в рядах Красной Армии, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

СТАТЬЯ 139. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета СССР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.

3)Учащиеся делают записи в тетради:

Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 года, законодательно установила всеобщность выборов для всех граждан страны, достигших 18 лет, независимо от их социальных различий, в том числе имущественного положения и прошлой деятельности.

Учитель:
право гражданина избирать и быть избранным - одно из важнейших среди прав человека и гражданина. К чему может привести лишение избирательного права отдельных слоев населения?

Учащиеся:
лишение избирательного права отдельных слоев населения может привести к тому, что интересы этих слоев не будут учтены при проведении государственной политики, что недопустимо в условиях современных правовых демократических государств.

*) Жаль учитель не говорит, что творят эти "народные избранники" с народными законами сегодня, и какие на самом деле у нас выборы. А на интересы русского народа вообще все давно плюют: деревни у нас нищие, даже работы на всех нет. И это народная власть? - точнее "всенародно выбранная". Да в гробу народ видел такую власть.

Окончат. проект Кц-ии был опубликован в Известиях и внесен на обсуждение 5му Всерос. съезду Советов. 10 июля 18г Кц-ия РФ была единогласно принята. Она состояла из 6 разделов: 1)Дек-ция прав труд-гося и эксп-мого народа. 2)Общие положения Кц-ии РФ. 3)Конструкция сов. власти (орг-ция сов. власти в центре и на местах). 4)Активное и пассивное избират. право. 5)Бюджетное право. 6)О гербе и флаге РФ.

Кц-ия РФ определила сов. гос-во как гос-во диктатуры пролетариата, законодательно закрепив его основу - Советы рабочих, солдат и крестьянских депутатов.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, от­ражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались: представители отдель­ных социальных групп, в отношении которых не применя­лись ограничения по признакам пола, национальности, осед­лости, образования и вероисповедания. Эти группы объеди­нялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населе­ния была лишена избирательных прав : лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «не­трудовые доходы»; частные торговцы и посредники; предста­вители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуй «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших изби­рательное право, не было равным. Так, при выборах на Все­российский съезд Советов городские Советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды Советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, во втором - от 125 тысяч избирателей. Подоб­ное же преимущество городские Советы имели при выборах на областные и губернские съезды Советов. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно мало­численному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закреплен­ным в Конституции правилом - рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представитель­ных органах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выбо­ров в Советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначен­ный для отсева «чуждых элементов», тем более эффектив­ный, так как был закреплен порядок открытого голосования.

Комплекс конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся кон­кретно гарантированным, а не только провозглашенным.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту