Советы по строительству и ремонту

Если рассматривать стихотворение Мережковского Дети ночи, исходя из современной действительности, то складывается впечатление, будто поэт говорил о нынешних днях, про смену эпох. К примеру, вполне возможно его истолковывать как человека, который рассматривает крах постмодерна и возвращение к традиционной культуре или чему-то подобному. Также есть возможность рассмотреть его как описание прогресса человечества из мрака неведения в более благостные времена.

Традиционно Дети ночи считаются произведением, которое описывает и предрекает революцию. Такое прочтение тоже заслуживает внимания, стихотворение написано в 1895 году, а для поэта предвидеть 5-10 лет не составляет существенного труда, тем более, настроения и куда они идут, могут легко чувствоваться.

В любом варианте в этом стихотворении чувствуется фатализм и элементы даже не революционного, но, так сказать, тяжело-эволюционного пути. В нем описывается неизбежная гибель, такие фигуры речи как «ранние предтечи» или медленная весна создают ощущение неизбежности положения тех, кто не увидит рассвет, конечно, метафорический. Помимо этого включены и библейские мотивы, которые выражаются в упоминании воскресения погребенных, под которыми понимаются и сами дети ночи.

На мой взгляд, приписывать подобное произведение к какому-то историческому периоду и говорить о Мережковском как поэте, который предрекал революцию, не совсем верно. В этих стихах речь идет о вечной борьбе, которая существует в рамках человеческого существования. Как минимум в обозримой исторической перспективе мы видим эпоху ночи, если посмотреть на доступную историю, то практически нигде не было действительно счастливой и светлой эпохи, даже Ренессанс был полон контрастов.

Поэтому под героями стихотворения вполне возможно понять тот ряд людей, которые могут чувствовать свет, которые не поддались тьме, которые знают, какая надежда может воодушевить сердца и достойна того чтобы в этом сердце занять основное положение. Эти люди являются предтечами новых эпох, великих свершений и в этом смысле их труд становится еще более ценным, но еще более неблагодарным. Положение таких людей выражается через яркие образы: ночное пенье петуха - то есть как бы еще не нужное, преждевременное, петух знает об утре, но оно еще не наступило; холод утра – то есть утро не согрето светилом, оно холодное и темное, как бы негативная часть грядущего рассвета.

Также роль этих людей возможно описать словом авангард. Для этого Мережковский использует образ ступеней над бездной. Для того чтобы идти вперед над бездной кому-то нужно становиться следующими ступенями, они позволяют не погрузиться во мрак и не исчезнуть там.

Тем не менее, под первыми лучами светила дети ночи сгорают. Возможно, они ждут утра, хотят его, но привыкли к ночи, поэтому на самом деле не могут пережить свет, ведь смотрели на восток сквозь ночь, а когда настанет день, там появится яркий свет.

Анализ стихотворения Дети ночи по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Смутно-дышащими листьями Мандельштама

    Произведение являет собой пример того, как поэт может, используя художественные средства выразить эмоции и внутренний мир.

  • Анализ стихотворения Люблю одно Брюсова

    Стихотворение написано достаточно легко и позитивно, несмотря на то, что лирика, написанная в любовном жанре, часто рассказывает о переживаниях лирического героя.

  • Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

    «Я помню чудное мгновенье» – известное стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил своей Музе – красавице Анне Керн. В стихотворении описаны реальные эпизоды из жизни писателя.

  • Анализ стихотворения Она Гумилева

    Перед нами стихотворение о возлюбленной поэта, которое было написано в 1912 году и опубликовано в сборник Чужое небо в том же 1912 году. Вся прелесть произведения в том, что Гумилев создал образ своей идеальной женщины

  • Анализ стихотворения Весна на дворе Фета

    Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью

Тема: Язык символа как способ расширения художественного мира русской поэзии: анализ стихотворения Д. С. Мережковского «Дети ночи».

Подготовка к уроку: Чтение наизусть стихотворения Д. С. Мережковского «Дети ночи» заранее подготовленным учеником.

Урок предполагает возможность работы в парах (в группах).

Цель: обучить анализу стихотворения в единстве формы и содержания с точки зрения принадлежности его к такому литературному направлению, как символизм.

Задачи: – ввести понятие символа;

– отработать приемы работы с символом;

– обогатить внутренний мир одиннадцатиклассников путем приобщения к ценностям русской классики.

Оборудование: портрет Д. С. Мережковского, репродукция картины Рафаэля «Сон рыцаря».

Ход урока:

I . Создание проблемной ситуации: анализ картины Рафаэля «Сон рыцаря» (Приложение1).

– Какое впечатление создает картина? Что мы видим на ней? Почему картина с помощью художественной детали – тонкого деревца – разделена на две равные части? В чем особенность изображения женщин, расположенные по обе стороны от рыцаря? Какую мысль хотел донести до нас художник? (Ответы следуют самые разнообразные – это воплощение войны и мира, христианства и язычества, в том числе – наслаждения и долга. Приходим к выводу, что в данной символической форме художник отобразил проблему выбора между долгом перед родиной и наслаждением жизнью. )

– Что же такое символ?

На доске записываем ключевые фразы из ответов учащихся:

    в образ вложено несколько значений

    нужно дофантазировать

    за одним скрыто совсем другое и др.

Сравниваем со значением слова из толкового словаря Ожегова: «Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи».

– Наши рассуждения практически совпали с общепринятым в литературоведении понятием символа. Напрашивается вопрос: а почему именно Рафаэль, ведь мы говорим о поэтах серебряного века, о поэтах-символистах. Но напомню, что понятие символа появилось еще в Древней Греции, где символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Поэтому на протяжении развития человеческой цивилизации, а значит и искусства, мастера слова, живописи, музыки так или иначе использовали это понятие. При анализе стихотворений поэтов-символистов потребуется ваше умение размышлять, видеть потаенный смысл высказанной мысли.

Объявление темы урока.

II . Чтение и анализ стихотворения Д. С. Мережковского «Дети ночи».

– Какое настроение рождает стихотворение? Какой образ является ведущим? Что может обозначать? Составляем схему:

Дети ночи

души умерших

некие избранные

Здесь уместна работа в парах (в группах), где каждый коллектив на основе связи с другими образами стихотворения доказывает правильность данной интерпретации символа. Тогда выявляется несколько идейных смыслов стихотворения:

    Звезды – практически прямое значение символа, тогда вся вселенная представляется одухотворенной.

    Поэты – не-признание, не-слышание, поэтому «мы тоскуем О несозданных мирах», «Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены» и мн. др. Горечь одиночества поэтов.

    Души умерших людей – способны к жизни лишь во мраке ночи. Вопрос достаточно дискуссионный.

    Некие избранные – люди, видящие, чувствующие приближение «пророка», «весны», что должно изменить жизнь к лучшему (потому что именно весна ).

Все замечания вносятся в схему.

III . Выводы урока.

– Можно ли однозначно раскрыть основную идею стихотворения. С этой точки зрения объясните смысл темы урока: что значит – расширить мир художественной действительности посредством символа?

IV . Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было интересно (трудно)…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

V . Домашнее задание: раскрыть символический смысл стихотворения И. Анненского «Маки».

Использованная литература:

    Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.

    Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М.: 2001, Т.3

3. Серебряный век. Поэзия. – М.: АСТ, Олимп, 1996.

4. Головкина Е. В. Подведение итогов урока. Рефлексия. –

Приложение 1

1) Кратко сформулируйте основную тему стихотворения.
2)Определите особенности фонетической организации стихотворения, поддерживающей его основной мотив.

Как дым, седая мгла мороза
Застыла в сумраке ночном.
Как привидение, береза
Стоит, серея, за окном.
Таинственно в углах стемнело,
Чуть светит печь, и чья-то тень
Над всем простерлася несмело, -
Грусть, провожающая день,
Грусть, разлитая на закате
В полупомеркнувшей золе,
И в тонком теплом аромате
Сгоревших дров, и в полумгле,
И в тишине, - такой угрюмой,
Как будто бледный призрак дня
С какою-то глубокой думой
Глядит сквозь сумрак на меня.

Срочно нужен анализ стихотворения Бунина:

Еще утро не скоро, не скоро,
ночь из тихих лесов не ушла.
Под навесами сонного бора -

предрассветная теплая мгла.
Еще ранние птицы не пели,
чуть сереют вверху небеса,

влажно-зелены темные ели,

пахнет летнею хвоей роса,
И пускай не светает подольше.
Этот медленный путь по лесам,
эта ночь - не воротится больше,
но легко пред разлукою нам...

Колокольчик в молчании бора

то замрет, то опять запоет...
Тихо ночь по долинам идет...
Еще утро, не скоро, не скоро.

1900

ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА! ! ! ! СРОЧНО НУЖЕН АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Пімена Панчанкі "Толькі лісцем рабін шалахні...". Это белорусский стих.

Толькі лісцем рабін шалахні
I пакліч па імені -
Для мяне аднаго агні
Загарацца над Ільменем.

Я на захад пачну пазіраць,
За сцюдзёныя воды Ільменя,
I вандруючая зара
Загарне ў сваю плынь мяне.

А куды занясе і шпурне -
Я зары даверуся.
Можа, знойдуць людзі мяне
На палескім верасе.

Упаду на дол нежывым, -
Усё роўна і мёртвы я
Буду слухаць гул баравы,
Скрып галля пад вавёркамі.

А жывым даплыву, жывым,
Непараненым, непашкоджаным, -
Па шляхах пайду баравых,
Па лугах някошаных.

Да цябе, да знаёмых рабін,
Дабягу і скажу няголасна:
«Я пачуў, я прыйшоў, бо любіў.
Быць табе сярпом, а мне коласам».

Помогите пожалуйста!! срочно нужен анализ стихотворения Блока "Снежное вино". только своими словами. хотябы парочку предложений. Снежное вино И вновь,

сверкнув из чаши винной, Ты поселила в сердце страх Своей улыбкою невинной В тяжелозмейных волосах. Я опрокинут в темных струях И вновь вдыхаю, не любя, Забытый сон о поцелуях, О снежных вьюгах вкруг тебя. И ты смеешься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой, И над твоим собольим мехом Гуляет ветер голубой. И как, глядясь в живые струи, Не увидать себя в венце? Твои не вспомнить поцелуи На запрокинутом лице?

3 464 0

Дмитрий Мережковский является одним из ярких представителей русского символизма, у которого было много последователей. Этот поэт умел остро чувствовать время и предвосхищать события, став, по сути, пророком для своего поколения. И примером этому служит стихотворение , написанное в 1895 году и посвященное революции, о которой в то время никто и не догадывался.

Впрочем, называть пророком было бы ошибочно, потому что он не знал, что же именно произойдет через 22 года. Он сумел уловить лишь общее настроение толпы, понять, что люди утратили в свое душе все то светлое и чистое, благодаря чему они были надежно защищены от мирской грязи и суеты. Именно поэтому свое поколение автор именует детьми ночи, которые блуждают в потемках и ждут «придет ли наш пророк».

Передавая свои ощущения, Мережковский не подозревал, что вместо пророка его соотечественники очень скоро попадут во власть мессии, коварного и безжалостного. Революция унесет жизни десятков тысяч людей, которые будут убивать друг друга за убеждения. Однако поэт оказался прав в одном: общество на пороге 20 века нуждалось в серьезной встряске, так как увязло в грехах. Поэтому, характеризуя своих соотечественников, поэт отмечает: «Петуха ночное пенье, холод утра – это мы». Таким образом, Мережковский исключает божественную суть современного человечества, намекая на то, что пришла пора его очищения. Каким оно будет, автор умалчивает, однако предполагает, что солнечный свет для детей ночи может оказаться губительным. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», - убежден Мережковский.

Примечательно, что себя автор также отождествляет с детьми ночи, считая, что избежать участи тех, кто находится рядом, ему не удастся. Поэт считает, что очень скоро каждому человеку придется взойти на собственную Голгофу, чтобы погибнуть окончательно или же очиститься ради новой жизни. Такой Голгофой для поэта очень скоро станет эмиграция – в 1919 году он навсегда покинет Петербург, который считает «царством Зверя» и последние годы жизни проведет в Париже, считая, что в полной мере заслужил подобное наказание. До конца жизни Мережковский будет упрекать себя в том, что слишком мало сделал для России и не смог вырвать ее из революционной пучины, хотя и предвидел столь кардинальные перемены в обществе и даже предсказывал, что его родина станет ареной битвы темных и светлых сил.

Дмитрий Мережковский – крупнейший представитель старшего поколения русских символистов. Его способность чувствовать атмосферу времени и предвосхищать грядущие события создала ему репутацию пророка. Подтверждением этому может послужить стихотворение «Дети ночи», в котором он, по сути, предсказал приход революции.

Предчувствие грядущих перемен

«Дети ночи» были написаны в 1895 году. В то время никто, в том числе и сам Мережковский, даже подумать не мог, какие страшные и кровавые события произойдут в России в октябре 1917 года. Однако поэту удалось почувствовать настроение людей, понять, что они утратили светлое начало в своей душе и, в результате, стали совершенно беззащитны перед всепроникающими силами зла. Потому-то он и называет свое поколение «дети ночи», которые блуждают в темноте, с тревогой и надеждой ожидая появления неведомого пророка.

Правда, тогда Мережковский еще не осознавал, что вместо пророка в Россию придет кровавая и безжалостная революция, которая унесет жизни тысяч и тысяч людей, заставляя их жестоко и бессмысленно истреблять друг друга. Поэт видел, что человечество, хоть и замерло в тревожном ожидании рассвета, на самом деле, давно погрязло в страшной бездне греха. Остается лишь ждать, когда наступит неизбежная пора очищения. Он пока не осознает, каким образом оно произойдет, но предвидит, что солнечный свет для тех, кто привык к ночной темноте, скорее всего, обернется неминуемой и страшной гибелью. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», - утверждает поэт.

Революция и судьба поэта

Однако Мережковский не щадит и себя самого. Он понимает, что неотделим от своего поколения и считает себя одним из детей ночи, прекрасно осознавая, что ему не удастся избежать общей с ними участи. Поэт совершенно уверен в том, что судьба уже уготовила каждому его собственную Голгофу, взойдя на которую человек окончательно погибнет или, напротив, сможет очиститься перед вступлением в новую жизнь.

Для самого Мережковского такой Голгофой станет эмиграция. Революцию 1917 года он воспринял как приход к власти «грядущего хама» и воцарение «надмирного зла». В 1919 году, через 24 года после создания стихотворения, он, вместе с женой Зинаидой Гиппиус, будет вынужден навсегда покинуть родной Петербург, превратившийся в «царство Зверя». Последние годы жизни поэт проведет в Париже, тоскуя по оставленной родине, но считая разлуку с ней заслуженным наказанием за то, что он слишком мало сделал для того, чтобы остановить силы мрака и зла. Мережковскому казалось, что силой своего пророческого дара он смог бы спасти страну от грядущей революции, тем более что он предвидел, какая ужасная участь ожидает ее в скором будущем.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Анализ. "Молитва" Лермонтова: "В минуту жизни трудную..."
  • Владимир Маяковский. "Ода революции"
  • В. А. Жуковский, "Приход весны". Анализ стихотворения

Все интересное

История создания стихотворения Некрасова «Элегия» весьма своеобразна. Поэт написал его в 1874 году в ответ на упреки историка литературы Ореста Миллера, утверждавшего, что поэт стал повторяться, постоянно обращаясь к описанию народных…

Символизм - литературное направление, зародившееся в конце 19-го века во Франции и распространившееся во многих странах Европы. Однако именно в России символизм стал наиболее значительным и масштабным явлением. Русские поэты-символисты привнесли в…

Александр Сергеевич Пушкин «Признание» написал в возрасте 27 лет. Это стихотворение посвящалось одной из его многочисленных муз - Александре Осиповой. Как и многие другие творческие люди, Пушкин имел чрезмерно влюбчивую и страстную…

Несмотря на то что Валерий Брюсов имел прямое отношение к символизму, все же одно из его гениальных творений относится к русскому классицизму. Стихотворение «Кинжал» было написано в 1903 году, оно посвящено Михаилу Юрьевичу Лермонтову и…

Дмитрий Сергеевич Мережковский является ярким представителем символизма в русской культуре. У этого течения в будущем появилось очень много талантливых последователей. Многие поклонники творчества Мережковского называют его пророком своего времени и…

Валерий Брюсов является ярким представителем символистов и считается основоположником этого литературного течения в России. Многие поэты, творившие в конце XIX - начале ХХ века, прибегали к символизму, который выражал протест против догм,…

В позднем периоде своего творчества Михаил Лермонтов пишет стихотворение «Молитва». Несмотря на то, что автору всего 25 лет, он уже успел побывать в ссылке и переосмыслил собственную жизнь. В ней чаще всего ему приходилось играть роль…

Александру Твардовскому с самого детства родители прививали любовь к литературе. Его отец хоть и работал в селе кузнецом, но был начитанным и образованным человеком. Трифон устраивал для детей литературные вечера, на которых они всей семьей читали…

Величайшее событие в истории России двадцатого века, радикальным образом изменившее её существование, не могло не найти своего отражения в творчестве хоть сколько-нибудь значимых художников, живших в эту переломную эпоху. Но для некоторых из них эта…

Василий Андреевич Жуковский, современник А. С. Пушкина, вошел в историю литературы как переводчик и писатель-сентименталист. Его же исследователи и поклонники русской литературы называют основателем русского романтизма. Творчество этого писателя…

Мережковский Дмитрий Сергеевич появился на свет в 1866 году в Санкт-Петербурге. Отец его служил мелким дворцовым чиновником. Дмитрий Мережковский с 13 лет начал писать стихи. Через два года, будучи гимназистом, он посетил вместе с отцом Ф. М.…



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту