Занимаемся по теме: "День Победы"
Дети должны знать:
· кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне;
· что на День Победы принято возлагать цветы к Вечному огню, устраивать парад, салют.
Лексика
Словарь ребёнка должен включать:
Существительные: мир, победа, салют, награды, орден, медаль, ветераны, враг, герой, солдаты, оружие, смелость, защитник, сражение, бой, атака, поражение, автомат, пушка, пулемёт и т.д.
Прилагательные: смелый, отважный, героический, мужественный, военный, мирный, солдатский, раненый, счастливый, радостный, долгожданная, трудное, победный, великий, майский, танковый…
Глаголы: победить, сражаться, стрелять, воевать, салютовать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать, поднимать и т.д.
Грамматический строй речи
1. Игра «Образуй новое слово» (упражнять детей в словообразовании)
Сила - сильный; храбрость – храбрый; смелость – смелый;
Быстрота – быстрый; ловкость – ловкий; находчивость – находчивый;
Ум – умный; храбрый – храбрец; удалый – удалец; умелый – умелец;
Быстрый – быстро; смелый – смело; храбрый – храбро;
Отважный – отважно; лёгкий - легко
2. Игра «Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов)
Смелый – трусливый;
Победитель - побеждённый;
Друг – враг;
Защитник – завоеватель;
Война – мир;
Добро – зло;
Герой – трус;
Победа – поражение.
3. Игровое упражнение «Скажи иначе» (упражнять в подборе синонимов) Солдат – боец, воин, рядовой, военнослужащий…..
Смелый – храбрый, отважный, мужественный, решительный….
4. Игровое упражнение «Какой? Какие?»
Солдаты стреляют – стреляющие солдаты;
Армия наступает – наступающая армия;
Воин сражается – сражающийся воин;
Боец защищает – защищающий боец;
Ветераны вспоминают – вспоминающие ветераны;
Враги отступают – отступающие враги;
Страна празднует – празднующая страна.
Связная речь
1. Пересказ рассказа (формирование связной монологической речи)
Рассказать ребёнку о том, что во время войны у солдат были верные помощники – это хорошо обученные собаки-санитары, которые разыскивали на поле боя раненых солдат и спасали их.
«Собака-санитар»
Солдат был ранен в руку и ногу. Он потерял много крови и лежал без сознания. Когда очнулся, он услышал, что рядом фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Санитары доставили раненого в госпиталь. Там солдата вылечили. Так собака-санитар спасла раненого.
Куда был ранен солдат? (Солдат был ранен в руку и ногу).
Что случилось солдатом после ранения? (Он потерял много крови и лежал без сознания).
Что услышал солдат когда очнулся? (Вдруг он слышит: фыркает собака).
Какая была собака? (Это была санитарная собака).
Что было у собаки на спине? (На спине у неё была сумка с красным крестом).
Что лежало в сумке с красным крестом? (Там были бинты и лекарства)
Как был спасен раненый? (Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров)
Развитие внимания, памяти, мышления
1. Выучить стихотворение
Нужен мир
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
1. Расширение словарного запаса детей: война, враг, фашисты, победа, победитель, мир, герой, защитники, солдаты, офицеры, ветераны, армия, медаль, Родина, граница, военный,пограничник, летчик, моряк; бомбили, разрушали, защищали,сражались, погибали, побеждали; Великая, Отечественная, жестокая, страшная,.
2. Родителям рекомендуется : Побеседовать с ребенком о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы". Расскажите о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах. Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников. Совместно с ребенком сходите на площадь имени Жукова к вечному огню и мемориалу в честь защитников г. Тихорецка.
3. Упражнение «Один - много»
Солдат – солдаты – много солдат
Ветеран – ветераны – много ветеранов
Танкист -
Награда -
4. Упражнение «Сосчитай до пяти» Один храбрый солдат, два храбрых солдата … …. пять храбрых солдат-
Одна золотая медаль - Один красивый обелиск -
5. Упражнение «Скажи наоборот» Военный – мирный Водный – сухопутный
Молодой –
Сильный –
6. Упражнение «Вставь пропущенный предлог» Военные лётчики защищали нашу Родину … небе. Моряки воевали … врагом … море.
Танкисты сражались …танке.
Пограничники охраняли нашу Родину … границе.
Артиллеристы стреляли из пушек … фашистским танкам.
Публикации по теме:
Домашнее задание логопеда «День Победы» Тема: День Победы! 1. Закончить предложения: 9 Мая –___ Все поздравляют ветеранов с.
Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши. Звук [и]» Тема: Домашние животные и их детеныши. Звук И 1. Знакомство с буквой и звуком И Пропись буквы И в тетради 2. Поучить: Буква И наискосок.
Фронтальное логопедическое занятие с детьми с ОНР (старшая группа) Тема: «Путешествие по Городу Профессий» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие. Цель: уточнить и закрепить.
Логопедическое домашние задание для детей 5–6 лет с ОНР «Времена года» 1. Расширение словарного запаса детей: Осень: сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, погода, ветер, дождь, туча; опадать, шуршать, моросить,.
Логопедическое подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий. Тема «Как ребята посуду искали» Тема: «Как ребята посуду искали» Задачи: Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь по теме; уточнить и расширить.
ПТЕНЧИК ИЩЕТ МАМУ. Цели: формирование обобщающего понятия «Домашние птицы»; уточнение, обогащение, активизация словаря по лексической теме.
НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепление у детей знаний о диких и домашних животных. Задачи:1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных.
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ Тема: «Домашние животные» (о. о. «Познавательное развитие») Задачи: о. о.
Пояснительная записка
Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы». Оно предназначено для детей подготовительной к школе группы, имеющих речевые нарушения ОНР, III уровень. Занятие проводится в конце года, следовательно, здесь идет уже повторение пройденного и показ того, чему научились дети за два года занятий с логопедом.
Цель: Закрепление знаний об истории родной страны.
Были поставлены задачи:
Активизировать словарный запас.
Закрепить правильную координацию движений, ориентацию в пространстве, переключаемость движений.
Развивать умения и навыки работать в коллективе.
Воспитывать любовь к родине, уважение к старшим, гордость за свою страну.
Занятие было составлено и проведено на базе детского дома «Надежда» города Белово.
Для проведения данного занятия требуется следующее оборудование:
Магнитофон и записи песен о войне.
Красочная коробка.
Полоски цветной бумаги.
Военная фуражка.
Воздушные шары.
Военные награды.
Литература:
Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно. /Комплексная программа подготовки ребенка к школе. –СПб: Издательский дом «Литера», 2008.-208с.: ил: - (Серия «Уроки логопеда»).
Новиковская, О. А. Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.; Астрель: АСТ; СПб.: Астрель СПб, 2009, - 31с. бил. – (Домашний логопед).
Данные материалы занятия предназначены для логопедов, воспитателей логопедической группы.
Ход занятия
Организационный момент (3 мин)
Звучит песня «День Победы». Дети заходят в зал.
Логопед: Вот и весна пришла – тепло с собой принесла.
Мы сейчас пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать.
Вышли на улицу: «Ах, как пахнет!»
Дети: Придают лицу выражение радости и удивления.
Логопед: Это запах первых листочков, солнечных денечков,
Теплого весеннего ветерка и душистой черемухи …
Сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом, одновременно на выдохе произнести фразу: «Ах, как пахнет!»
Логопед: Зимой ветер был холодный и неласковый. Вот такой…
Поднести ладонь к губам и, широко улыбнувшись, длительно произносить звук ; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит холодную струю воздуха.
Логопед: А теперь ветерок стал теплым и ласковым.
Всех обогреет, порадует,
Цветам расправит лепестки,
Пригладит травку на лугу,
Поможет птичкам на лету.
Вот он какой…
Поднести ладонь к губам и сложить губы в виде рупора; длительно произнести звук [Ш]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит теплую струю воздуха.
Логопед: Хорошо гулять весной
Не хочу идти домой!
Подняться на цыпочки, потянуться, поднять руки вверх, в стороны и опустить.
Логопед: Ребята, так какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Какой сейчас месяц весны? (Ребята отвечают на поставленные вопросы.)
Логопед: Ребята, а какой праздник весь мир, наша страна и мы, в том числе, отмечаем 9-го мая?
Ребята: Это День Победы.
Логопед: Ребята, а что вы знаете о Великой Отечественной войне?
Ребята: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. На нашу страну напали войска фашистской Германии. Это была очень страшная война. Много людей погибло. Закончилась война 9 мая 1945 года. Поэтому и отмечают праздник День Победы в этот день.
Логопед: Ребята, а как вы готовились к этому празднику?
Ребята: Мы вместе с воспитателями к празднику убрали территорию детского дома, украсили группу, оформили уголки, посвященные Дню Победы. А еще мы приготовили концерт и пригласили на него ветеранов.
Логопед: Вы знаете стихи о войне, расскажите их.
Ребята рассказывают стихи, которые выучили к празднику.
Логопед: Вам Ветераны рассказывали о том, как воевали?
Ребята: Да, было очень интересно.
Логопед: У меня есть волшебная коробка, мы сейчас ее откроем и посмотрим, что в ней лежит (в коробке лежит военная фуражка, на ком она будет одета, тот и командир).
На одного из детей надевается фуражка, и логопед дает задание. Итак, ребята вот вам первая игра. На столе лежат полоски цветной бумаги. Но это не просто полоски, а части флага. Вы должны собрать флаг, а командир следит и помогает, чтобы работа была выполнена правильно.
Ребята составляют флаг.
Логопед: Правильно составили. Российский Флаг состоит из трех цветов, из каких?
Ребенок: Российский флаг состоит из полос белого, синего, красного цветов.
Логопед: Правильно, а сейчас вопрос для командира. А во время Великой Отечественной войны какого цвета был флаг?
Командир: Во время Великой Отечественной войны флаг был красного цвета.
Логопед: Молодец, ты справился с ролью командира. Кому ты бы хотел сейчас отдать фуражку командира? (отдает фуражку другому ребенку)
Логопед: Итак, у нас появился другой командир. И вас ждет следующая игра. Вам нужно отгадать человека, который?.. Условия игры таковы: я командиру шепотом говорю, кого нужно изобразить, он показывает действиями этого человека, а вы все отгадываете. (Можно изобразить человека, который летает – летчика, человека, который служит в пехоте, прыгает с парашютом.)
Ребята угадывают, что это летчик, пехотинец, парашютист. Командир передает фуражку другому ребенку.
Логопед: Ребята вы устали, предлагаю сделать небольшую зарядку.
Речедвигательная гимнастика:
Ребята встают и выполняют движения под слова:
Мы по площади идем
Весел, весело,
Мы флажки в руках несем,
Весело, весело.
Дружно мы кричим: «Ура!»
Дню Победы рада детвора!
Логопед: Ребята, вас ждет игра «Лабиринт». Вместе со своим командиром найдите, по какой дорожке должен пройти пограничник к своей заставе.
Логопед: Молодцы, вы нашли дорогу для пограничника. Давайте отхлопаем слово ПОГРАНИЧНИК. Командир, сколько слогов в этом слове?
Ребенок: Четыре слога в этом слове.
Логопед: Ребята, а сколько в слове гласных звуков? И какие?
Ребята отвечают, что в слове ПОГРАНИЧНИК 4 гласных звука: О; А; И; И.
Логопед: Ребята, давайте составим схему этого слова.
Ребята составляют схему из синих, красных и зеленых кружочков.
Логопед: Скажите, а над какими звуками мы поставим колокольчик и почему?
Ребята отвечают, что колокольчик поставим над Г, Р, Н, Н, потому что эти звуки звонкие.
Логопед: Ты хорошо справился с ролью командира. Кому сейчас передашь фуражку? (Фуражка передается следующему ребенку) Дано слово СОЛДАТ. Охарактеризуйте каждый звук в слове и составьте схему слова.
Ребята дают характеристику слова, звуковой анализ, составляют схему.
Логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Посмотрите ребята на картинки и постарайтесь найти отличия. Всего их 17.
Логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Ребята я сейчас вам прочитаю пословицы, а вы попытаетесь объяснить их значение.
Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.
Бой отвагу любит.
Ребята объясняют значения пословиц.
Логопед: Вот прошла по кругу фуражка и вернулась ко мне. Я вам, ребята, хочу кое-что показать. Отец моего мужа воевал. Во время боев под Ленинградом он был тяжело ранен. Пришлось ампутировать руку. А осколки от снаряда, которые застряли в легких, остались в нем навсегда. К сожалению, его уже нет в живых, но остались его награды. Вот они. Посмотрите, это медаль «За отвагу». Как вы понимаете выражение «За отвагу»?
Ребята объясняют смысл данного выражения.
Логопед: Посмотрите, какой формы медаль? Из чего она сделана? Легкая или тяжелая?
Ребята: Эта медаль округлой формы, она сделана из железа и довольно- таки тяжелая.
Логопед: А это, ребята, орден «Слава». Этим орденом награждали простых солдат. Этим он и замечателен. Посмотрите, в форме чего изготовлен орден? Что вам напоминает ленточка, к которой он прикреплен?
Ребята рассматривают орден. Отвечают, что оно в форме звезды. И прикреплена звезда к георгиевской ленточке.
Логопед: Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Какой теме было оно посвящено? Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось?
Ребята обмениваются своими впечатлениями.
Логопед: В честь этого праздника проводят парад, где торжественным маршем проходят солдаты разных родов войск. Давайте и мы как солдаты в честь наших ветеранов пройдем почетный круг маршем.
Логопед: А что несут в руках дети, когда идут смотреть парад?
Дети: Воздушные шары, флажки. (Логопед раздает шарики, флажки.)
Под музыку военных лет дети, маршируя, выходят из зала.
Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Надежда» города Белово»
Фронтальное логопедическое занятие
для детей подготовительной к школе группы
Лексическая тема: «День Победы»
Титова Ирина Владимировна,
Учитель - логопед
Белово 2010
Цель:
Материал:
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Ход занятия.
Орг. момент:
Дети : день Победы.
Логопед. Правильно, сегодня наше занятие будет посвящено этой знаменательной дате. Прежде, чем наступил День Победы, была длинная, кровопролитная война. Наши дедушки и прадедушки защищали, охраняли нашу Родину от захватчиков. Давайте вспомним, кем были наши прадедушки во время войны, назовем военные профессии.
Логопед: В артиллерии служили кто?
Дети Артиллеристы.
Логопед: В пехоте?
Дети Пехотинцы.
Логопед: В танковых войсках
Дети Танкисты.
Логопед: На море несли службу
Дети Моряки
Логопед: В воздухе охраняли Родину
Дети Летчики
Логопед: На границе
Дети Пограничники
Логопед: В ракетных войсках
Дети Ракетчики
Логопед: А какая же есть военная техника? Посмотрите внимательно на картину и найдите всё, что здесь нарисовано.
Дети Самолет, ракета, танк, корабль.
Логопед: Исправьте ошибки в игре «Кто, на чем ездит, плавает, летает?»
Логопед: На самолете летает танкист
Дети На самолете летает летчик
Логопед: На ракете летают моряки
Дети На ракете летают космонавты
Логопед: На корабле плавают танкисты
Дети На корабле плавают моряки
Логопед: На танке ездят космонавты
Дети На танке ездят танкисты.
Логопед: А теперь слушайте внимательно загадки. Отгадки будем выкладывать из палочек.
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет.
Дети Самолет.
Логопед: Ходит город – великан на работу в океан.
Дети Корабль.
Логопед: Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …
Дети Ракету
Логопед: Ползёт черепаха – стальная рубаха.
Враг в овраг, а она, где враг.
Не знает ни горя, ни страха.
Что это за черепаха?
Дети Танк.
Физкультминутка «Самолёт».
Руки в стороны – в полет дети бегут на носочках по кругу,
Отправляет самолёт. руки в стороны
Правое крыло вперёд, поворот через правое плечо,
Левое крыло вперед, поворот через левое плечо,
Полетел наш самолёт
Логопед: Ребята, а пословицы о солдатах, о войне вы знаете?
Дети Знаем.
Логопед: Тогда помогайте мне. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.
Где смелость –
Дети Там победа.
Логопед: Трудно в учении,
Дети Легко в бою.
Логопед: Один в поле –
Дети: Не воин.
Логопед: Один за всех,
Дети И все за одного.
Логопед: После войны нужно было восстанавливать наши города, деревни, разрушенные войной. Поднимать промышленность, сельское хозяйство. Работники каких профессий стали залечивать раны войны?
У станка он дни и ночи.
Всё умеет, он…
Дети Рабочий.
Логопед: Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит…
Дети Сталевар.
Логопед: Пламя пышет жаром,
Льётся пот с лица.
Звонко бьёт по стали
Дети Кузнеца.
Логопед: До работы он охотник,
День-деньской с рубанком,
Дети Плотник.
Логопед: Под весенний птичий свист
Пашет землю…
Дети Тракторист.
Логопед: Лесов строительных он житель
Возводит нам дома…
Дети Строитель.
Логопед: А теперь вам следующее задание. Составьте предложение по этим картинкам. (Приложение 2).
Например,
На тракторе работает тракторист.
Дети Тракторист пашет землю.
Строитель строит крепкий дом.
Логопед: Как вы думаете, что делает праздничным, запоминающимся, праздник 9 Мая – День Победы.
Дети Салют.
Логопед: Правильно, давайте с вами соберем картинки с изображением салюта.
Итог занятия.
Какому празднику было посвящено наше занятие? О ком мы говорили? Какие военные профессии вы вспомнили? Что получилось на занятии? Над чем можно поработать?
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «День Победы»
Описание материала:Ход занятия.
Организационный моментИгровое упражнение «Барабанщики»
(выполнение упражнения с палочками: повторение ритмического рисунка)
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
А теперь потренируем наши язычки (артикуляционная гимнастика):
- «Язык-силач»;
- «Пулемёт».
Наши солдаты были не только сильными и отважными. Очень важно было обладать смекалкой, вниманием, сообразительностью. Давайте и мы с вами потренируем наш ум – разгадаем кроссворд.
2. Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит.
Днём и ночью под водой
Охраняет твой покой (подводная лодка)
3. Какие «четвероногие бойцы» помогали солдатам в годы войны искать мины, вытаскивать раненых с поля боя, доставлять донесения. (собаки)
4. Чем награждали особо отличившихся в боях солдат (медаль)
5. Блестят сапоги и блестят на плечах автоматы.
Идут ровным строем матросы, пехота, солдаты
Сегодня девятое мая и каждый по-своему рад
Встречают победный на площади Красной (парад)
6. Знаменитая боевая машина, названная в честь известной военной песни. (Катюша)
Какое получилось слово?
- Великое и значимое слово ПОБЕДА!
Победа была не легкой. Многие не вернулись с войны, защищая нас с вами, чтобы мы с вами жили в хорошей, дружной, счастливой стране. Погибшие в боях за нашу счастливую жизнь навсегда останутся в нашей памяти.
«Мир» (пальчиковая гимнастика)
Мир – это когда заливаются пением птицы, ("клювики": большой и крепко сжатые остальные пальцы двигаются навстречу друг другу)
Мир – это детей счастливые лица, (указательные пальцы прижаты к щекам, улыбка, покачивание головой в стороны)
Мир – это солнце, цветы и тепло. (поочерёдно: подушечки пальцев соединены, образуют шар; ладони соединены, пальцы раздвинуты; руки скрещены на груди, похлопывание по плечам.)
Мир – это когда всем хорошо! (Ладошки в кулачках, большой палец вверх)