Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детский морской центр
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
«Юный моряк»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Основные упражнения
художественной гимнастики»
Педагог дополнительного образования
объединения
«Художественная гимнастика»
Барабанова Татьяна Петровна
Кронштадт
2012
Учебно-методическая разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми 7-14 лет в объединениях «Художественная гимнастика». В разработке описаны движения, способствующие развитию эластичности опорно-двигательного аппарата, и упражнения с предметами.
На начальном этапе занятий по художественной гимнастике дети овладевают такими координационными способностями, которые позволяют овладевать одиночными и композиционными действиями свободного характера и с манипулированием спортивного предмета. У гимнасток развиваются способности к сохранению различных равновесий статического и динамического характера, пластичность и овладение чувством ритма; слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Именно такая исходная подготовленность и позволит в ходе занятий улучшить, развить специализированные кондиции и добиться высокого спортивного результата.
Художественная гимнастика, как и другие виды спорта, имеет свои
цели и задачи:
Достижение спортивного результата;
Обеспечение и поддержание статуса здорового человека;
Формирование основных навыков поведения: осанка, походка, стиль поведения общения;
Воспитание качеств: восприятие красоты двигательных действий, управление эмоциональным состоянием, привитие музыкальных вкусов.
Общие методические указания.
Перед началом занятий в объединении «Художественная гимнастика» предварительно все обучающиеся проходят медицинский осмотр и проверку физической подготовленности. Это необходимо для распределения детей на отдельные группы в соответствии с состоянием здоровья и первоначального общефизического развития.
Приступая к изучению упражнения, следует ознакомить с ним обучающихся: назвать и показать его, объяснить сущность упражнения и отдельные элементы упражнения и, изучив их переходить к его выполнению в целом. При этом главное внимание уделять технике выполнения упражнения. Добившись усвоения техники упражнения, можно переходить к тренировкам путём многократного повторения упражнения с постепенным повышением нагрузки с целью совершенствования навыков и развития физических и волевых качеств обучающихся.
С самого начала занятий детей необходимо обучать приёмам страховки при выполнении акробатических элементов и помощи в освоении различных движений.
Каждое занятие начинается с построения детей, приветствия группы и эмоционально-психологического настроя, объявления темы и задач данного занятия.
Подготовительная часть представляет собой технические действия, на основе которых строится та или иная композиция и определяется база технической подготовленности гимнасток.
В основной части изучаются специальные подготовительные и основные упражнения художественной гимнастики.
Основные упражнения художественной гимнастики.
ХОДЬБА
БЕГ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ
УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ.
УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ
Упражнения с мячом - весьма динамичны, в них используется большое количество различных движений: броски и ловля одной и двумя руками, перебрасывания, перекаты по частям тела и полукаты и броски, выполняемые не только руками, но и ногами, туловищем, головой, плечами; резкие и быстрые броски сочетаются с поворотами и удержанием мяча в разных пространственных положениях гимнастки при фиксации мяча на разных участках тела. Особыми действиями, характерными именно для этой группы упражнений, являются отбивы мяча и выкруты. Броски и ловля мяча сочетаются с кувырками, перекатами на спине или на груди, различного типа равновесиями и «обыгрывающими» действиями.
Отбивы мяча.
При отбиве об пол руки провожают мяч, как бы надавливая на него и плавно возвращаются в исходное положение. Отбивы об пол поочередно одной, двумя руками. То же на шагах вперед, назад скрестно в сторону, с прыжками на одной, другая в различных положениях на танцевальных шагах. Отбивы мяча вверх тыльной стороной кисти то же на различных шагах. Отбить мяч вперед – вверх коленом, ловить после бега вперед. Сочетания отбивов об пол одной с броском за спиной в другую и с броском под плечо.
Перекаты мяча.
Присесть, покатить мяч по полу. Бегом, опережая движение мяча, присесть, поймать мяч, подставляя пальцы под катящийся мяч (мяч должен вкатываться на ладонь плавно, без задержки). Перекатить мяч по правой руки, через спину, округляя ее, поймать мяч левой за спиной. Бросить мяч вверх, поймать на тыльную сторону левой кисти, правую положить сверху и в темпе начать вращение кистями. То же с прыжком во время броска или во время переката вокруг кистей.
Выкруты мяча.
Вертикальный выкрут внутрь. Исходное положение: правая рука в сторону, локоть слегка согнуть, мяч на ладони, немного приподнимая руку и поворачивая ее вовнутрь на 360о, удержать мяч на ладони. Вертикальный выкрут наружу: выполняется из конечного положения выкрута внутрь обратным движением (мяч все время лежит на ладони без захвата пальцами). Вертикальный выкрут правой рукой внутрь и наружу на скрестных шагах влево. То же левой рукой – вправо. Горизонтальный выкрут внутрь – правая рука в сторону, мяч на ладони: сгибая руку в локте, круг предплечьем вперед и внутрь. При движении назад кисть сгибается внутрь.
Восьмерки мячом.
Исходное положение: правая рука вперед, мяч на ладони: небольшой бросок вверх, левой рукой подхватить мяч сверху и внутри пальцами вперед и выполнить круг кверху-влево, закончить маленьким броском вперед. То же – правой, выполняя круг кверху-вправо. Восьмерка в сочетании с шагами вальса влево и вправо, на шаге и беге вперед.
УПРАЖЕНИЯ С ОБРУЧЕМ
Упражнения с обручем связаны, в основном, с вращением предмета (рукой, ногой, шеей, туловищем), его бросками и перекатами на фоне различных телодвижений. Основное требование к данным упражнениям - сохранение плоскости движения обруча, иначе он будет падать. Важен и правильный хват: маховые движения выполняются обязательно при жестком хвате, при качательных и вращательных движениях напротив - нужно уметь своевременно напрягать и расслаблять мышцы, обеспечивая свободность движения.
Повороты обруча.
Повороты обруча выполняются вокруг вертикальной и горизонтальной осей, двумя и одной рукой в различных плоскостях и направлениях и сопровождаются разными движениями туловища и ног: наклонами, пружинными и танцевальными движениями.
Обруч вперед: повороты обруча в лицевой плоскости с наклонами в сторону из различных стоек, основной, на носках, на одной, в другую сторону – на носок, на выпаде в сторону. Обруч горизонтально вперед: повороты обруча налево и направо до скрещивания рук. То же, но повороты обруча наружу и внутрь. То же пружиня. Обруч вперед на согнутых руках: попорот на 360 о с наклоном назад. Держать обруч одной рукой вертикально на полу, повернуть обруч и дать ему свободно вращаться. Во время вращения обруча, обежать вокруг него или выполнить поворот.
Вращения обруча.
Вращения обруча горизонтально впереди правой рукой вправо с последующей передачей его за спиной в левую. То же с вращением обруча влево, с передачей спереди в левую руку. Надеть обруч на себя, держать двумя руками на уровне пояса: слегка повернуть обруч налево и, поворачивая направо, придать ему вращательные движения.
Броски обруча.
Обруч вперед: бросить его вертикально-вверх двумя, поймать изнутри за верхний край. Броски обруча одной рукой. Обруч в лицевой плоскости хватом сверху, бросить его вверх и поймать той же или другой рукой. То же, но поймать обруч одной или двумя руками после поворота на 360 о или 180 о за верхний или нижний край.
Махи, круги и восьмерки обручем.
Махи обручем выполняются по дуге, по кругу и восьмеркой в различных плоскостях и направлениях. Они подразделяются на малые, средние и большие махи, круги и восьмерки. Малые круги выполняются только кистью, прямой рукой, средние – сгибанием руки в локтевом суставе, большие – прямой рукой от плеча. Во всех этих упражнениях махового характера используется инерция движения предмета. Обруч вперед в правой руке: вращать его в лицевой плоскости, махом сделать круг и передать обруч влевую руку, продолжая вращение. Обруч вперед продольно: восьмерка обручем (поворотами кисти и маховыми движениями рукой), слева правой рукой, ладонью книзу и справа ладонью кверху.
Перекаты обруча.
Обруч впереди на полу – перекатить обруч вправо и влево перед собой и за спину, передавая тяжесть тела с одной ноги на другую. Обруч впереди на полу – из переднего равновесия на левой ноге перекатить обруч назад правой рукой, с поворотом кругом подхватить левой в положении круглого полуприседа. Обруч на правой руке продольно – перекатить обруч по руке на грудь, на плечи. То же через грудь на спину и по другой руке. Обруч впереди в сторону – перекатить обруч через кисть на различных движениях ногами и туловищем. Перекатить обруч по ноге и туловищу.
УПРАЖЕНИЯ С ЛЕНТОЙ
Упражнения с лентой связаны с построением в пространстве различных «рисунков». Захватив пластиковую палочку, к которой прикреплена лента, активными действиями кистью, предплечьем, всей рукой - гимнастка выполняет различные махи, круги, броски, перехваты, перебросы, движения, с помощью которых рисует «змейки», «восьмерки», «спирали». Все это в разных плоскостях и направлениях, в разных темпах и ритмах и в согласии с действиями других частей тела - поворотами и вращениями, прыжками и полупереворотами, наклонами, свободно двигая лентой или обматывая ее вокруг себя, подбрасывая высоко вверх и одновременно выполняя кувырки или напротив, - «расстилая змейку» и перепрыгивая через нее. При соответствующем музыкальном сопровождении упражнения с лентой весьма зрелищны и могут удовлетворить самый изысканный вкус.
Обучение упражнениям с лентой следует начинать с махов и кругов в лицевой, затем в боковой плоскости. При лицевых кругах и махах необходимо направлять конец палки точно к носкам. Упражнения с лентой изучают правой и левой рукой, в начале на месте, затем в различных стойках, на шагах, беге, прыжках, в сочетании с танцевальными движениями. Их следует чередовать с упражнениями на расслабление для рук.
Для овладения основами техники упражнений с лентой надо включать в работу нужный сустав: во время махов и кругов – плечевой, спиралей – локтевой, змеек – лучше запястный. При этом важно добиваться точности рисунка и заданной плоскости движения. Необходимо строго контролировать ту часть полета ленты, которая выполняется вне поля зрения. Например, в горизонтальных и боковых кругах задняя половина круга, движение змейки за головой. В этом случае контроль осуществляется только мышечным чувством. Махи и круги, выполняемые предплечьем, называются средними, кистью – малыми.
Змейки.
Змейки бывают вертикальными и горизонтальными. Выполняются они только движениями кисти при слегка согнутом локте. Вертикальная змейка выполняется в лицевой и боковой плоскостях, по полу и по воздуху, сгибанием и разгибанием кисти ладонью вниз. Горизонтальная змейка выполняется в горизонтальной и лицевой плоскостях; в первой она может исполняться отведением и приведением кисти ладонью вниз, а так же сгибанием и разгибанием ладонью внутрь. Горизонтальная змейка за головой выполняется слегка согнутой в локте рукой ладонью вверх отведением и приведением кисти.
Спирали.
Спирали аналогично змейкам бывают вертикальными и горизонтальными: выполняются круговым движением предплечья. Витки спирали должны быть одинаковыми по величине, располагаться близко к друг другу и упруго лететь до конца ленты. Вертикальную спираль можно выполнять перед телом на движение назад, сбоку и сзади на движением вперед, а также слева направо. При горизонтальной спирали снизу вверх палка и кисть вертикальны полу: согнутая рука поднимается несколько выше плеча, пола может касаться только последний виток.
Восьмерки.
Горизонтальные восьмерки выполняются в основных и промежуточных плоскостях. Направление определяется по ходу ленты – вправо к низу, влево кверху и т.д. Восьмерки делятся на большие, средние и малые. Восьмерки в лицевой плоскости состоят из левой и правой половины, в боковой плоскости и над головой – из передней и задней. Во время выполнения восьмерки в лицевой плоскости перешагивать или перепрыгивать в ее правую половину. На беге, вальсовом беге назад малая восьмерка перед телом по полу, по воздуху.
Броски.
Броски выполняются из-за головы быстро, с сильным рывком, при бросках в сторону-вверх рука прямая. Лента в воздухе летит пологой дугой, в момент ловли нужно сразу же продолжить движение, не нарушая заданного «рисунка». Бросок ленты из-за головы вперед-вверх, на беге поймать ленту, горизонтальная змейка сверху вниз.
УПРАЖНЕНИЯ СО СКАКАЛКОЙ.
Упражнения со скакалкой представляют собой сочетания различных прыжков на одной и двух ногах, поочередных перепрыгиваний и вращений скакалки - выполняемых на месте и с продвижением вперед, в сторону, назад, с поворотами, а также с изменением ритма и темпа как прыжков, так и (одновременно с прыжками или «отдельно») движений скакалкой. Такое содержание упражнений со скакалкой требует особой точности движений, не только чувства ритма, но и чувства самого предмета, поскольку конфигурация скакалки может значительно меняться в зависимости от ее натяжения, меняющегося в зависимости от быстроты и амплитуды вращений, а также исходной и специально изменяемой длины. Поскольку прыжки со скакалкой выполняются, как правило, длинными сериями, эти упражнения служат отличным средством развития выносливости, в связи с чем и применяются практически во всех спортивных специализациях в составе общей или специальной физической подготовки.
Важно правильно определить длину скакалки, которая должна быть равна расстоянию от пола до плечевого пояса при выпрямленном положении тела (тогда ее легко вращать и скакалка не запутается при вращениях).
Чтобы разнообразить занятия и варьировать нагрузку, среди упражнений используются прыжки через длинную скакалку (веревку, вращаемую двумя партнерами), прыжки вдвоем, втроем, целой группой, и при этом с самыми разнообразными дополнительными двигательными заданиями. Разучивание прыжков начинают с кружения скакалки вперед. Сигналом для подскока служит звук удара скакалки об пол при вращении. Кружение скакалки должно быть непрерывным, без задерживания ее под собой. Подпрыгивать над скакалкой надо невысоко, настолько, чтобы не задеть скакалку ногами. При прыжках ноги как можно меньше согнуты, носки вытянуты, туловище сохраняет прямое положение. Вращается скакалка в основном за счет движений кистями; руки не следует напрягать, держат их по направлению в стороны - вниз. Вначале прыжки выполняют медленно, по мере их усвоения темп вращения скакалки (а соответственно и прыжка) увеличивается; усложняются и задания.
УПРАЖНЕНИЯ С БУЛАВАМИ.
Упражнения с булавами представляют собой манипуляции двумя предметами. Работая одной или двумя руками, гимнастка выполняет различные круги, махи, «мельницы», броски, перекаты булав по площадке или по своему телу, броски булав с заданными направлениями и плоскостями вращений и последующей ловлей их в определенных позах, в которые спортсменка приходит через повороты, прыжки с поворотами, различные кувырки и другие сложные движения.
В конце занятия проводится построение и упражнения на расслабление.
Общее расслабление на все мышцы тела одновременно и местное расслабление на отдельные группы мышц или части тела. Легче осваиваются те упражнения, в которых движение выполняется «падением» части тела или пассивным расслаблением ее под собственным весом. Например, в наклоне вперед опустить расслабленные руки. Стоя на месте четыре хлопка руками – выполнять четко, ритмично, во время хлопков – можно музыкальное сопровождение прекратить. Руки через стороны – вверх, подняться – вдох. Руки вниз (мягко) – глубокий выдох. Выполнять в медленном темпе. Расслабить плечевой пояс и руки, выпрямиться.
При подведении итогов занятия педагог благодарит детей за работу на занятии, даёт положительную обратную связь.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся овладевают основными упражнениями художественной гимнастики, коллективно составляют различные комбинации и упражнения для показательных выступлений (массовых, групповых, парных, индивидуальных, с предметами и без предметов), принимают участие в показательных выступлениях на праздниках, массовых мероприятиях детского морского центра «Юный моряк» и спортивных мероприятиях города Кронштадта.
ЛИТЕРАТУРА
1 . Возрастная педагогическая психология /Под ред. М.И.Гамезо. - М., 1984 г.
2 . Врачебный контроль в спорте. Дембо А.Г. - М.. 1998 г.
3 . Музыкально – ритмическое воспитание в художественной гимнастике,
Т. Ротерс, -М., 1989 г.
4 . Хореография в спорте, И. Шипилина, Ростов – на - Дону, 2004 г.
5 . Гимнастика: Учебное пособие /Под редакцией М.Л. Журавина, Н.К. Меньшиковой. – М.:Академия, 2005 г.
6 . Художественная гимнастика: учебник/Под редакцией Т.С. Лисиной. – М.: Физкультура и спорт, 1982 год.
7 . Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнастов. Автореферат, -М.:, 1980 год.
Гимнастические упражнения с мячом
06.04.2013 4939 0Гимнастические упражнения с мячом
Упражнения с мячом развивают чувство ритма, точность движений в пространстве и времени, силу мышц рук и плечевого пояса. Для них характерна мягкость движений, плавность перехода от одного положения к другому. На занятиях в зависимости от задач урока и возраста занимающихся используют резиновые мячи малого диаметра (8- 12 см), среднего(15- 18 см) и большого (20 см и более).
С мячами выполняются броски, ловля, отбивы, перекаты, махи, круги, выкруты, восьмерки. Броски и ловля мяча проводятся одной или двумя руками в различных направлениях. В момент ловли мяча следует продолжить движение рукой вниз для погашения его скорости. Отбивы выполняются одной и двумя руками вертикально или под углом. Перекаты мяча осуществляются по рукам, туловищу, ногам и полу. Махи и круги исполняются прямой рукой в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Выкруты с мячом проводятся внутрь И наружу в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Движения ног при выполнении упражнений должны быть пружинистыми и плавными.
Важное значение имеет правильное держание мяча. Мяч может удерживаться пальцами рук с боков, лежать на ладонях или на тыльной стороне кистей.
Броски и ловля мяча разными способами.
Бросок двумя руками, вверх производится из положения ноги вместе, мяч на ладонях внизу. На счет 1-2 проводится бросок, а на счет 3-4 мяч ловится на уровне плеч двумя вытянутыми руками .
Бросок мяча одной рукой вверх осуществляется из исходного положения ноги вместе, руки в стороны, мяч на ладони правой руки. Мяч бросается вверх на счет 1-2 и ловится одной или двумя руками на счет 3-4. Левой рукой упражнение выполняется в этой же последовательности.
Перебрасывание мяча из правой руки в левую по дуге над головой проводится на счет 1-2 из исходного положения ноги вместе, руки в стороны, мяч на ладони правой руки. То же движение левой рукой oсуществляется на счет 3-4.
Под левую руку мяч бросается из положения ноги вместе, руки в стороны, мяч на ладони правой руки. Бросок производится на счет 1-2. На счет 3-4 мяч ловится левой рукой. После этого на счет 5-8 проводится бросок под правую руку.
Бросок мяча вверх - вперед из-за спины правой рукой над правым плечом и ловля его двумя руками производятся на счет 1-2 из исходного положения ноги вместе, руки сзади внизу с мячом. На счет 3-4 упражнение выполняется левой рукой.
Бросок мяча о пол перед собой двумя руками выполняется из положения ноги вместе, мяч впереди в руках, согнутых в локтях. На счет 1-2 производится бросок мяча, на счет 34 - ловля двумя руками.
Бросок мяча о пол правой рукой производится из исходного положения ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке, насчет 1. На счет 2 мяч ловится после отскока правой рукой. Насчет 3-4 упражнение выполняется левой рукой.
Выполнение перекатов мяча производится из исходного положения ноги вместе, мяч - перед грудью, левая рука сверху (ладонь вниз), правая рука снизу (ладонью вниз). Перекат производится на счет1-4 вращением мяча внутрь, не отрывая от него кистей рук. На счет 5-8 упражнение выполняется вращением мяча наружу.
Перекат мяча по рукам на грудь осуществляется из исходного положения ноги вместе, руки направлены вперед вверх, мяч на ладонях. На счет 1-2 необходимо перекатить мяч по рукам на грудь. На счет 3-4 следует опустить руки вперед вниз и перекатить мяч обратно на ладони.
Гимнастика относится к технико-композиционным видам спорта. Спортивное достижение в значительной мере определяется степенью владения и сложностью технических навыков (техники). При этом нужно различать технику упражнений с предметом и без предмета.
Кажущееся благодаря различным вариациям и комбинациям многообразие техники сводится к нескольким характерным техническим и структурным группам упражнений.
Структурные группы упражнений без предмета. Различаются следующие группы упражнений без предмета: шаговые комбинации, прыжки, стойки, повороты, маховые движения, волны, наклоны корпуса и элементы, выполняемые на полу.
Общими техническими признаками этих элементов являются продвижение вперед и цикличность. Комбинированные шаги, основу которых составляют ходьба, бег, подскоки, придают упражнению широту движений и разнообразие и хорошо подчеркивают характер и ритм музыки. Возможны разнообразные комбинации шагов с участием головы и рук, а также круговые движения вокруг оси корпуса.
Структура движения в прыжках характеризуется толчком, полетом и фазой приземления. Прыжки выполняются как нецикличные элементы по определенным правилам эстетики движения. Толчок начинается с определенного в зависимости от прыжка сгиба суставов ног, колен, корпуса. Силовой толчок всегда должен заканчиваться напряжением всех суставов и переходить в вертикальный прыжок, прыжок с продвижением вперед или прыжок с поворотом.
Многообразие прыжков и их специальные названия следуют из характерного положения тела в фазе полета. В этой фазе достигается полное выражение техники прыжка в соответствии с требованиями и фиксируется на короткое время положение корпуса, головы, рук.
Основной задачей при приземлении является достижение посредством сгиба суставов ног, колен и бедер бесшумного приземления, что приводит гимнастку в состояние покоя или создает переход к следующему элементу. Участие ног в толчке и приземлении точнее характеризует имеющееся разделение прыжковых элементов.
Различают прыжки с толчком двумя ногами и приземлением на две ноги (заключительные прыжки), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на ногу, производящую маховые движения (прыжки с перешагиванием), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на опорную ногу (подбивной прыжок).
Стоики и повороты предъявляют высокие требования к умению держать равновесие. Гимнастка должна держать корпус в равновесии, имея незначительную площадь опоры, а также при постоянном перемещении центра тяжести тела и преодолевая при этом действие силы тяжести и центробежной силы.
Характерные движения проявляются в начальной фазе, фазе стойки или вращения и в заключительной фазе. К начальной фазе элементов на равновесие предъявляются различные технические требования. При этом различают подъем на носок с полусогнутой ноги в колене после предшествующего перемещения вперед массы тела и подъем напряженной опорной ноги на носок с полусогнутого колена.
Маховые движения требуют дифференцированного приложения силы и хорошей координации движений участвующих в махах частей тела с движением прямых ног, сообщающих импульс телу. При этом важно правильно выбрать момент приложения силы. В зависимости от участия тех или иных частей тела различают маховые движения рук, корпуса и всего тела, которые выполняются в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Волны характеризуются незначительным движением тела вверх и вниз при сохранении точки опоры. Сгиб и распрямление участвующих в волне суставов приводят к противоположно направленным и относительно закругленным перемещениям определенных точек тела. Различают волны корпуса, спины, рук.
Являясь наиболее трудными элементами, наклоны с большой амплитудой требуют максимального прогиба спины вперед и назад. Тело при этом не должно быть закреплено.
Элементы, выполняемые на полу, состоят из многих следующих друз за другом и быстро сменяющихся элементов, которые характеризуются нижним упором, образованным с помощью ступней или отталкиванием от ступней (прыжок). В настоящее время на соревнованиях допускаются следующие элементы: стойки на коленях, положения лежа, сидя, смешанные упоры, кувырки, взмахи из положения упора.
Элементы или целые комбинации, выполняемые на полу, играют всевозрастающую роль на современных соревнованиях. Трудность и оригинальность этих эффектных упражнений и комбинаций повышаются благодаря применению техники упражнений с предметом, как, например, взмахи, броски, перекат и подбрасывание.
Композиции упражнений с предметом предъявляют к спортсменкам особые требования, которые состоят из уверенного владения предметом, гармоничного соединения с техникой упражнений без предмета и музыкального сопровождения. Различают следующие структурные группы упражнений: взмахи и круги, круги руками, вращения кисти, броски и ловля, перекат, подбрасывание, вращения предмета, а также спиральные и волнообразные движения.
При выполнении взмахов и кругов характерен перенос импульса тела на предмет. Величина и динамика вызывающих импульс движений должны соответствовать массе, величине, форме и материалу предмета.
Под этим понимаются вращения кисти от предмета (например, обруч), а также вращения предмета с помощью кисти (например, мяч). Такие упражнения требуют ловкости и точной координации движений. Эти вращения осуществляются воронкообразным вращением кисти руки при относительно неподвижном лучезапястном суставе. Вращениям способствует пружинное напряжение всего тела.
Броски и точный прием предмета требуют высокой точности, хорошей координации и реакции. Путь ускорения и торможения при броске и приеме должен соответствовать нужной высоте броска и характеристике предмета. Время и место броска и приема предмета определяется предусмотренной траекторией полета (вертикально, дугообразно).
Бросок можно сделать в стойке, во время разбега, в прыжке или перед началом вращения. Бросок предмета начинается обычно с глубокого приседания или размахивания и переходит в движение всего тела вверх. При приеме предмета гим-настка вытягивает руку навстречу предмету, опускает его под действием скорости падения предмета или делает вымах.
Мяч, булаву и обруч можно перекатывать по полу или отдельным частям тела. Элементами, которые выполняются при перекате, являются: разведение ног в стороны, стойка, вращения, прыжки и элементы, выполняемые на полу. Размашистая, с участием всего корпуса техника переката является условием точного по времени и месту переката (по прямой линии, дугообразно, с кручением). При перекате предмета по отдельным частям тела необходима наклонная площадь опоры, что возможно при точном приспособлении тела к движению мяча.
Подбрасывание может выполняться в соединении с самой разнообразной техникой владения телом и в различных ритмических вариантах с мячом или обручем, по полу или отдельным частям тела. Сгиб и распрямление отдельных суставов, а также движение частей тела вверх и вниз (например, руки, ноги, плечи) постоянно приспосабливаются к движению предмета.
Вращение обруча, мяча и булавы является исключительно упражнением на ловкость. Получив импульс, предмет свободно вращается по полу, на руке или, после дополнительного усилия со стороны спортсменки, в воздухе.
Это упражнения с лентой. Хорошее владение техникой этих упражнений требует дифференцированного приложения силы, большой подвижности и интенсивного участия всего тела. Волнообразные линии возникают при вертикальном или горизонтальном дугообразном движении палки-держателя. Спирали - это следующие друг за другом круговые витки, которые возникают в результате комбинации вращательного и поступательного движения палки-держателя.
Перекаты мяча по предплечью и груди с последующим сбрасыванием на пол. Перекат мяча по руке, с руки на грудь или из одной руки через грудь в другую, по спине должен быть ровным и плавным. Добиться этого можно
только многократными повторениями этих упражнений на уроке и дома.
Подводящие упражнения: 1. И. п. -о. с, руки вперед, мяч на ладонях. Поднимая руки вперед-вверх, перекатить мяч на грудь, прогнуться, затем, опуская руки вперед-вниз, перекатить обратно на ладони.
2. И. п. - о. с, руки вперед ладонями вниз, мяч на тыль ной стороне ладоней. Припод нимая и опуская руки, прока тывать мяч по рукам на грудь и обратно на ладони
3. То же, перекатывая мяч на грудь (на легком беге вперед) и обратно на кисти (на беге назад).
4. И. п. - руки вперед ладонями кверху, мяч на правой ладони.
а) Слегка поднимая правую руку, перекатить мяч на грудь. б) Левой рукой задержать мяч на груди, положив ладонь на мяч сверху. в-г) Повернув левую кисть наружу, принять мяч на ладонь, выпрямляя руку в и. п. Повторить перекат на левой руке.
5. И. п.-руки в стороны, мяч на правой ладони.
1. Слегка поднимая руку, перекатить мяч на грудь.
2. Сгибая левую руку, задержать мяч на груди. То же левой рукой.
Программное упражнение. 6. П п. -о. е., правая рука в сторону, мяч на ладони. 1. Небольшой выпад левой влево, слегка приподнимая правую руку, покатить мяч по руке на грудь. 2. Слегка наклоняясь влево, уронить мяч с левого плеча на пол. 3. Поймать мяч левой рукой снизу после отскока его от пола. 4. Приставляя правую, принять и. п., левая рука с мячом в сторону. Во время переката мяча с руки на грудь туловище слегка отклонить назад и, прогибаясь в груди, повернуть голову налево.
Выкруты мяча. Направление выкрута бывает внутрь и наружу. Движение совершается в вертикальной или горизонтальной плоскости.
Выкрз’т в вертикальной плоскости внутрь. 1. И. п.- правая рука в сторону ладонью вверх, мяч на ладони (рис. 73). Слегка приподнимая руку с мячом, повернуть
кисть на 360° внутрь ладонью вверх. В конце движения руку слегка опустить.
Выкрут в вертикальной плоскости наружу выполняется после окончания выкрута внутрь.
2. И п. - о. с, руки в стороны, мяч на правой ладони. 1-2. Вертикальный выкрут мяча внутрь. 3-4. Вертикальный выкрут наружу. 5-6. Перебросить мяч из правой руки в левую. 7-8. К п. для выполнения упражнения левой рукой.-
3. И п. -то же. 1-2. Шаг левой вперед, приставить правую в полуприсед, вертикальный выкрут мяча внутрь. 3-4. Шаг левой назад, приставить правую в полуприсед. Вер шкальный выкрут мяча наружу. 5-6. Перебросить мяч в левую руку. 7-8. И п.
Выкрут в горизонтальной плоскости внутрь и наружу. 4. И. п. -о. с, правая рука в сторону ладонью вверх, мяч на ладони. Сгибая руку в локтевом суставе, предплечьем и кистью вместе с мячом описать дугу вперед-внутрь (рис. 74), выпрямляя руку в сторону ладонью вверх. Выкрут наружу выполняется таким же движением руки в обратном направлении.
Выкрут внутрь можно заканчивать небольшим броском мяча вверх. Для этого следует слегка опустить руку, а затем небольшим махом бросить мяч вверх, быстро повернув кисть наружу, и поймать его на ладонь снизу.
Горизонтальные выкруты выполняют плавно и слитно, сочетая с полуприседами и небольшими наклонами туловища
Зачетная комбинация с мячом Вальс. Построение в колонну по три в шахматном порядке. И. п. - о. с, руки в стороны, мяч на правой ладони.
вперед, а также с шагами, бегом, танцевальными шагами.